Армия. Глава 4. Вопросы и ответы

    В рутинной службе проходили недели и месяцы. Дни были похожи один на другой, как спички из одного коробка. Я почувствовал, что я тупею. Нормально пообщаться можно было только с редкими офицерами-двухгодичниками, такими же, как и я. Кадровые офицеры, на мой взгляд , были или слишком озабочены своей карьерой, а для этого нужно прогибаться перед начальством во всем, или были пофигистами со всеми вытекающими последствиями – гордыней, тупостью и ленью. Чтобы не превратиться в заскорузлого салдофона,  приходилось хоть как то приближать воинскую службу к гражданке для себя и солдат.

   Однажды в нашем полку объявили вечер вопросов и ответов (ладно еще не КВН). Командир полка должен был отвечать на вопросы всех желающих. На дворе же перестройка и свобода слова! Но вечер этот, конечно, предполагался с армейским уклоном. Кто же даст солдату задать вопрос высшему командованию напрямую! Еще поставят командира в неловкое положение! Вот и поступила команда собрать личный состав поротно и записать все заданные вопросы. А потом на эти вопросы можно будет получить ответы в назначенный день.

  Посадил я своих архаровцев в ленинскую комнату после ужина. Как всегда, по три человека за стол, остальные все по стеночке, да на коленках у товарищей примостились. В глазах читается: « Дайте нам хоть привести себя в порядок после рабочего дня».
  Я рассказал личному составу о вечере вопросов и ответов и увидел на лицах лишь недоверчивые ухмылки. На моё предложение задавать вопросы для командира полкаиз разных концов комнаты понеслось:
- Когда видики   будут?
- А   видики на этой неделе будут?
- Да, а когда видики?
Надо сказать, что в роте был телевизор, и в воскресенье по кабелю крутили видеофильмы с утра до ночи, поэтому на этот вопрос мне и самому несложно было ответить.
- Видики будут в воскресенье! Какие еще вопросы?
Восцарилась гробовая тишина. Я смотрел на солдат и думал: « как быстро отупляет армия! Ведь некоторые из них еще несколько месяцев назад были на гражданке, неужели они и там интересовались только видиками? Неужели у них нет каких-то бытовых  проблем? Неужели их все устраивает в их армейской жизни?»
Стал задавать наводящие вопросы: «Вас устраивает пища в столовой?»
- А чё, нормально! – высказался один из старослужащих.
- То есть вас всё устраивает? Все вкусно? - И тут толпа загалдела.
- Да какой там! Задолбал этот комбижир, как поешь - изжога на полдня!
- Надоела эта шрапнель, глаза уже не глядят!
- … и щи- одна капуста!
- Стоп, стоп, - вмешался я, - а когда в последний раз вам на обед давали салат?
- Салат?! Ну, Вы насмешили, товарищ лейтенант! Я уже год здесь, и ни разу салата не ел!
- Было, было один раз! Года полтора назад, - вспомнил один из сержантов, я только из учебки пришел…
Во те на!- думал я, - а Николаич, прапорщик из теплиц, уверяет, что каждый день сдает в столовую килограмм сто пятьдесят – двести огурцов и помидор! Дела-а- а!
Давайте запишем этот вопрос для командира: «Когда будут давать салаты в столовой?», так?
- Так, так!  - загудели бойцы.
- Только надо еще записать, кто этот вопрос задал. Кого напишем?
Народ притих.
_-_Да чэво там, запишите мэня, товарыщ лейтенант!- подал голос сержант Горгадзе.
- Записали! А как вы со своими родителями, вообще со своими близкими общаетесь? - пошел в наступление я.
- Известно как, письма пишем! Еще иногда у пацанов в штабе … по телефону…
- Во! А может попросить телефон с междугородкой попросить? Не просто так, за деньги!
- Здорово! Давайте, давайте, пишите!
- Еще есть вопрос!- вставил слово длинновязый Лисичкин, - Все здесь , по уставу, должны быть аккуратно подстрижены. А мы как стрижемся? Кромсаем друг друга, кто как может. Я лично хочу на дембель с нормальной прической уехать, а не под «ноль» бритым. Почему бы в штабе не посадить пацана, который умеет стричь как следует. Я лучше ему десять копеек заплачу, чем  буду с лесенками ходить!
Разговор по душам затянулся до самого отбоя. Много нового я узнал про своих солдат и про их солдатское житье. Были вопросы про увольнения в город и про возможность приезда родственников, про нехватку утюгов в бытовке и про посылки из дома, про зарплату, про дембельские альбомы, про подменку на работу, да много еще про что.
Солдаты разошлись. Дебаты не стихали до вечерней поверки. Впервые я увидел в серой  массе солдат роты столько незаурядных личностей.

   И вот настал час «икс». Весь личный состав полка собрали в огромном зале клуба на вечер вопросов и ответов.  На трибуну поднялся командир полка. Аудитория благоговейно притихла. Не принято в армии шуметь, когда говорит командир.
« Ну что, дорогие мои, начнем наш вечер ответов! – пробасил полковник, - итак, все роты прислали свои вопросы, у всех рот один и тот же вопрос : «Когда будут видики?» - зал взорвался дружным хохотом, - отвечаю: видики будут в ближайшее воскресенье. А вот первая рота, -взгляд командира уперся в сектор нашей роты, - написала семнадцать вопросов, вот на них и буду отвечать».
«Первый вопрос, -  командир говорил медленно и весомо, - «Когда будут давать салаты в столовой?». Спрашивает сержант  Горгадзе. Ну-ка встань Горгадзе , я на тебя посмотрю. Эк тебя разнесло-то на армейских харчах, да ты еще хочешь, чтоб салаты тебе давали! Командир роты, побольше гоняйте этого сержанта, чтоб у него животик-то спал!
Вопрос второй. Рядовой Лисичкин спрашивает: «Можно ли иметь профессионального парикмахера в части?» Это тот Лисичкин, который в прошлом месяце в самоход ходил?  Я смотрю, ты совсем ум-то прогулял! Я тебе за такие штучки следующий раз голову-то совсем откручу, и не нужно будет тебе никакой прически. Совсем!»
Один неловкий смешок с первых офицерских рядов утонул в глубоком молчании зала. А вечер вопросов и ответов продолжался.
«Сержант Закиров спрашивает,  «Почему так редки увольнения в город?» Что, Закиров, погулять захотелось или к мамке захотел? Ты вроде как на дембель собрался? Я тебе устрою дембель , уволишься у меня самым последним, в сентябре!  Вот тут еще про подменку спрашивают.  Товарищи солдаты, читайте Устав! А там написано: солдат должен  стойко преодолевать все трудности армейской жизни.  У вас есть свободное время, чтоб можно было постираться, погладиться и вообще надо аккуратно работать. Здесь вам не гражданка, рабочую одежду не дают».

   Ответы на все оставшиеся вопросы были примерно в том же духе. Единственное, что пообещал отвечавший, это установка междугородного телефона-автомата в штабе. Тем не менее  галочка в плане мероприятий была поставлена.  А командир был доволен собой.
Я всегда говорил, что армия это отдельный мир, со своими правилами и законами и никому не дано этот мир разрушить, ни офицеру – двухгодичнику, ни, даже, министру обороны в пиджаке.


Рецензии
Я на десять лет раньше служил. У нас такого шоу не было.

Евгений Пекки   17.04.2015 19:17     Заявить о нарушении
Тогда гласность объявили, надо же ее соблюдать, в т. ч. и в армии. Да и на гражданке не лучше было.

Леонид Блохин   21.07.2016 14:09   Заявить о нарушении