История одной отписки

Прожив четверть века в России, я получил сотни отписок. Из милиции-полиции, прокуратуры, мэрии, судов, ЖЭУ, поликлиники, ФМС, ФНС, СК, администрации президента. Даже от журналистов получал отписки. Но и этому давно не удивляюсь.
И только одна – оказалась действительно необычной. Я получил её… из тюрьмы! И не от начальника тюрьмы – а от заключённого! И это очень известный заключённый – Михаил Ходорковский.

Я педагог. К тому, что система образования в России деградировала, привык. Привык к тому, что в российских лицеях и гимназиях нет детям никакой человеческой жизни – одно изматывающее учебное натаскивание.
Но есть один не совсем обычный частный лицей – в Кораллово, под Москвой. Его основал М. Ходорковский. Построен лицей-интернат «Подмосковный» на его деньги, а потом, когда его посадили, существовал, насколько мне известно, за счёт страховых выплат и на деньги друзей Михаила Борисовича (частью – живущих за границей и основавших там частные фонды), тоже людей небедных.
Казалось бы, это должны быть его любимое детище, он должен к нему, к детям, которые там учатся (это, в основном, сироты, родители которых трагически погибли), относиться глубоко неравнодушно.
Между тем, у меня масса знакомых в Москве: есть среди них известные педагоги. Одна моя знакомая – известный педагог и журналистка – побывала в Кораллово и поделилась впечатлениями со мной. По её словам, директор лицея – обычный чиновник-карьерист. И лицей – абсолютно обычный (см. выше) российский лицей.
Я вспомнил, что родители Михаила Борисовича, после его посадки занимающиеся лицеем, - инженеры-химики. А сам МБХ – тоже химик, специалист по нефтедобыче и нефтепереработке, управленец и экономист. То есть в педагогике все они – ни в зуб ногой. И решил написать ему письмо.
Благо, что он сейчас содержится в Карелии, недалеко от мест, где я живу. Сосед, можно сказать.
Я писал о том, что ребёнку нужна настоящая жизнь: общение, дружба, интересные дела. Что он не может жить одной учёбой. Что очень важно, чтобы детство было счастливым.
В Кораллово есть балет: устраивают спектакли, на них приезжают Немцов и др. випы, восхищаются. Руководит балетом жена директора лицея.
И вот я писал ему: балет – это очень вредно. Это жёсткий тренинг, требующий безоговорочного послушания. Ни у одного выдающегося педагога не было балета – а был театр, драмкружок (можно вспомнить хотя бы А.С.Макаренко). Театр – очень полезен детям. Балет – вреден: он делает детей рабски послушными, безвольными марионетками.
И ещё о многом я ему писал.
Получил от него ответ. Он напечатан на принтере, только адрес на конверте великий человек написал от руки. Вот этот ответ: http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1524016
Он же – на иллюстрации к этому тексту (сверху).
М.Б. пишет:
«Уважаемый Вадим Ильич, с интересом прочитал Ваше письмо и разделяю мнение, что для детей главное – ощущение счастья. В то же время не могу согласиться с единообразием подхода – драмкружок, или ещё что-то. В лицее делают те кружки, под которые удаётся найти хороших преподавателей. Есть преподаватель балета – прекрасно. Но никто никого не заставляет. Да и кружков много.
За лицеем осуществляется придирчивый надзор со стороны государственных органов и со стороны британских фондодержателей. Да и результаты неплохие – все желающие дети поступают в вузы. А это – 80-90% выпускников. Тех, кого лицей не устраивает, - никто не держит. Заявлений о приёме гораздо больше, чем мест. Впрочем, очень мало кто уходит. Единицы.
Вероятно, есть и более хорошие учебные заведения, возможно, в них есть драмкружки.
Увы, на всех всего самого лучшего не хватает. Безнадзорных детей много. Нам кажется, что то, что мы предлагаем людям, - неплохо. Им нравится. Но своего мнения мы никому не навязываем».
Вот такой ответ.
Вынужден констатировать: это типичная чиновная отписка.
Напомню: там учатся дети-сироты, родители которых трагически погибли. Неудивительно, что «мало кто уходит»: материальные условия там роскошные, дети – на всём готовом. «Им нравится» - это кому? Родственникам детей-сирот? Ещё бы! А вот нравится ли самим детям – большой вопрос. «Результатом» он считает ровно то, что и все наши чиновники: процент поступивших в вузы. Видимо, «счастье», по его мнению, - это и есть поступление в престижный вуз. «Кружки», оказывается, там те, для которых удалось  найти преподавателя – жену директора. А полезно это или нет педагогически, неважно. Зато показуха хорошая: можно устроить балетный спектакль, пригласить гостей, те умилятся душой, может, и деньжат подкинут.
Интересно также доверие к «надзору со стороны государственных органов», высказанное зэком, над которым как раз государственные органы смачно поиздевались.
Лицей в Кораллово для этого человека – просто самопиар. Даже сейчас, когда он уже 10 лет в тюрьме. На детей ему плевать с большой горы.
Это обычный российский чиновник-карьерист. Выйдет из тюрьмы – и будет продолжать пиариться и делать карьерочку.


Рецензии