Золотые россыпи - 3

                Интрига.
Рассказ пульсирует от мины с часовым механизмом, которая должна взорваться на последней странице.  Герои и события стремятся к тому времени и месту, когда и где это должно произойти.

Тиканье часов должно быть слышно с первой же страницы. С самого начала   должно быть ясно, что герой столкнется с неодолимыми проблемами,  опасностями,  которых невозможно избежать,  непобедимыми врагами и неразрешимыми конфликтами.
Во многих рассказах мина взрывается на разных уровнях, число которых определяется степенью сложности конфликта.

Интрига должна органично связать все три аспекта рассказа — героя,  фон и конфликт.  Герою необходимо решить проблему,  для этого он должен войти в конфликт с другими действующими лицами и/или с окружающей средой,  при этом фон оказывает определенное влияние на развитие событий.

Некоторые авторы сначала выбирают интригу, а затем выдумывают персонажей,  фон и конфликт. Они начинают с основной идеи,  например:  будет ли у малокультурных людей рождаться всё больше детей, а у интеллигентных — всё    меньше?
В то же время рассказ можно начинать с чего угодно,  с хитрой идеи, трюка,  изобретения,  экзотического фона и т.п. Затем автор выдумывает интригу и персонажей. Лучший способ выстроить хорошую интригу — найти для сильного героя достойного соперника. Нужны неожиданные повороты,  персонажи должны совершать неожиданные даже для вас,  автора, поступки. Если вы придумали несколько  интересных действующих лиц,  то, как толь¬ко вы сядете писать, обнаружите,  что они ведут себя непредсказуемо. Они проявляют характер и упорно сопротивляются вашим попыткам загнать их в рамки сюжета.  Негодяй не попадет в расставленную вами ловушку, положительный герой свернет с уготовленного ему пути.

И   пускай!  Разрешите им действовать по  их собственному усмотрению.  Но если они совершенно откажутся от сочиненного вами сюжета, то в вашем замысле есть изъян: либо неверно выбрана проблема, либо потеряна сюжетная нить. В таком случае вы оказываетесь  перед выбором:  вернуться к изначальной идее или дать вашим героям полную волю.

Развязка не менее важна, чем завязка.  Развязка с одной стороны,  должна удивить читателя, а с другой — быть логически совершенно оправданной.  Заканчиваться как хороший анекдот — неожиданно и блестяще.

Концовка определяется всем ходом повествования. Злодей, в руках которого оказался герой,  не может внезапно умереть от сердечного приступа. Нельзя также, чтобы герой неожиданно сломался и совершил самоубийство.

Все эпизоды в рассказе должны быть необходимы.  У вас нет ни места,  ни времени на описание излишних подробностей. Запускайте часовой механизм, убирайте все сцены и диалоги, в которых не слышно тиканья. Будьте решительны с вашей прозой.  Это трудно,  но это необходимо.

Многие авторы путают движение и действие. Они перемещают своего героя из одного места в другое во имя действия, однако персонаж может задыхаться,  бегать по кругу страница за страницей,  а действие будет стоять на месте.  Как поступок не всегда означает конфликт,  так и движение отнюдь не обязательно означает действие.
Действие происходит,  когда герой (и читатель)  совершает открытия.  Всё остальное - лишняя работа.

Хороший автор убеждает, что жизнь героя до начала описываемых событий была богата впечатлениями и полнокровна и что так же будет и после того,  как перевернута последняя страница. Интрига должна быть выстроена таким образом, чтобы у читателя появилось чувство реальности героя — его жизнь не начинается на первой странице и не заканчивается на последней и, может быть,  с ним можно будет встретиться когда-нибудь ещё.

Бывает, что герой умирает в конце рассказа. В этом случае необходимо наличие персонажа,  скорбящего о главном герое и остающегося жить.  Неопределенное,  но сильное чувство продолжений убедит читатели в реалистичности рассказа.

Речь Хрущева на XX съезде опубликована во многих странах за исключением нашей.

На втором съезде писателей Ф. Гладков назвал речь Шолохова "непартийной по духу... мелкотравчатой".

Нострадамус:

 "Во Франции будет восстановлена монархия, произойдет крах общеевропейского союза, в Италии разразится кровавая революция и к власти придет диктатор,  падет папский престол. США потеряют былое величие и познают тяжелый экономический кризис. Нас ждет очередной виток гонки вооружений, а на востоке появится новый мусульманский лидер, который подчинит своей власти многие арабские страны. Народы, которые придут из центра Азии в Европу,  нападут неожиданно,  и начнется страшная война вокруг Каспийского моря и к северу от Черного.  Вторжение азиатский стран будет разбито коалицией двух северных сверхдержав во главе с "Великим французским монархом",  который родится в день полного солнечного затмения 11 августа 1999 года..."

Милан Кундера

" Лишь в 1980 году  мы смогли  прочесть в  "Санди Таймс", как умер сын Сталина, Яков. Взятый в плен во время второй мировой войны, он был  помещен в немецкий лагерь вместе с английскими офицерами.  У них был общий сортир.  Сын Сталина обычно оставлял его  после  себя загаженным. Англичанам не  по  нутру было видеть сортир, измазанный говном, хотя это и было  говно самого могущественного человека в мире. Они попрекнули  его. Он оскорбился. Они  продолжали попрекать его и принуждали чистить сортир. Яков возмутился, рассорился с  ними, затеял  драку. В конце концов, попросил у начальника лагеря выслушать его. Хотел, чтобы тот рассудил  их. Но  спесивый  немец не  пожелал говорить о  говне. Сын Сталина не  смог снести унижения. Исторгая в небо  страшную русскую брань, он бросился к  заряженной электрическим током колючей  проволоке, ограждавшей лагерь.   И угодил прямо  в цель. Его тело, которому уже  никогда    больше не суждено было  загадить англичанам сортир, так и осталось висеть на ПРОВОЛОЧНОМ заграждении".

Ал. Зиновьев:

 "Иди  на Голгофу". "Сохраняй личное достоинство, и независимость, не унижайся, не подхалимничай, чего бы это ни стоило. Не возвеличивай ничтожество. С карьеристами, интригана¬ми, доносчиками, клеветниками, трусами и прочими плохими людьми не будь близок. Если можешь обойтись без чужой помощи, обойдись. Свою помощь не  навязывай. Обещай, если уверен, что сдержишь обещание. Пообещав, сдержи обещание любой ценой. Не обманывай, не хитри. Не злорадствуй. Не насилуй других. Не позволяй другим насиловать тебя. Не  присоединяйся к коллективным акциям.  Не поддавайся настроениям толпы. Действуй в одиночку. Не участвуй во власти. Игнорируй идеологию. Уклоняйся от карьеры. Добивайся всего индивидуальным трудом. Не стремись к материальному благополучию. Довольствуйся минимумом. Лучше не иметь, чем терять.

П. Д. Успенский. пер. с англ.

«Что касается общепринятых взглядов на происхождение и предшествующую эволюцию человека, то я должен сразу сказать, что они неприемлемы.  Мы должны понять, что мы ничего не знаем о происхождении человека, и у нас нет доказательств его физической и умственной эволюции.

Нам также надо усвоить, что все люди не могут развиться и стать другими. Эволюция — это результат личных усилий,  и в масштабах человечества она редкое исключение.
Все, что человек думает,  что он делает,  на самом деле случается. Это происходит таким же образом,  как "идет дождь" или "тает снег".   Он – марионетка,  приводимая в движение  невидимыми нитями.  Если он поймет это,  он может узнать о себе больше и, возможно, тогда вещи начнут изменяться для него.

Высшие моменты сознания создают память.  Других его проявлений человек просто  не запоминает.

Самоизучение четырех функций:  мышление, чувства, инстинктивных и двигательных.  Функцию секса после изучения этих функций.

Пророческие строки Достоевского из  "Дневников писателя" за 1877 год: "Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика мира всего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови.   ...Бунт начинается с атеизма, с грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла,  зальют мир кровью,  а потом сами испугаются…"

Все эти годы под таким же забвением и запретом находилась и пророческая антиутопия А А Богданова "Красная звезда", в которой ещё в 1904 году предугадал не только черты надвигавшегося тоталитарного государства,  но даже его символику,  вынесенную в заглавие романа.

Джордж  Бернард  Шоу.   

К счастью, для правды есть одна - единственная отдушина - та, о чем запрещается говорить всерьёз, можно сказать всерьез. 

Репутацию врачу создают знаменитости, которые умирают под его наблюдением.

Лесть должка быть грубой: человеку льстит уж то, что его считают достойным лести.

Тягчайший грех не ненависть к ближнему, а равнодушие. В нем суть бесчеловечности.

Искренним быть не опасно, если ты к тому же и глуп. Жизнь уравнивает всех, смерть  выявляет великих.

В здоровом теле — здоровый дух. Глупое изречение? Здоровье тела зависит от здоровья духа.

Старайся иметь то, что тебе любо, иначе заставят полюбить то, что имеешь.

"Мир – театр”, и лишь немногим избранным дозволен вход за кулисы.

Берегись того, кто не отвечает ударом на удар; он и сам не прощает обиды и обидчика, и  не позволяет себя простить.

Чтобы прожить жизнь счастливо, надо с головой уйти в любимое дело, тогда некогда будет думать, счастлив ты или нет.

Если вы достигли совершенства в каком-нибудь деле, займись новым: это вернет вас на землю.

Любое подлинно интеллектуальное произведение насыщено юмором.

Надир-шах правитель Афганистана и Ирана в середине ХVIII века насыпал целую гору из человеческих глаз, вырванных у своих врагов.

У американского писателя Амброза Бирса есть новелла о волшебной заячьей лапке, исполнявшей любые желания. Только делала она так, что хозяин лапки всегда жалел о своей просьбе. К примеру, потребовалась крупная сумма денег. И вот почтальон приносит чек:  сын попал под машину — получите страховку.

А А Горбовский "Можно ли допустить мысль, что  "сверхорганизмы", населяющие Землю, в свою очередь образуют некую совокупность следующего,  более высокого порядка? Биосфера должна рассматриваться как "единый целостный планетарный организм".  Это "живое существо, расползшееся по Земле; с первых же стадий своей эволюции оно вырисовывает контуры единого гигантского организма".

Дж. Джинс: "По мере изучения Вселенной,  она всё более начинает походить не на гигантскую машину,  а на гигантскую мысль.

Галактики и их скопления расположены в порядке, напоминающем пчелиные соты огромных размеров. И чем ближе к стыкам таких ячеек, тем сильнее концентрация вещества". Внутри самих ячеек галактик почти нет, все они собраны в "стенки", ограничивающие ячейки.  Размеры ячеек 100-300 миллионов световых лет.
Атомы углерода,  побывавшего в живых существах,  "биогенны". Коль скоро в момент схождения Вселенной в точку материя не исчезает, то не исчезает,  неуничтожима и информация, которую она несет.  Наш мир заполнен ею,  как он заполнен материей, составляющей его.

"Мир состоит не из готовых законченных ПРЕДМЕТОВ, а представляет собой совокупность ПРОЦЕССОВ, в которой предметы, кажущиеся неизменными,  равно как делаемые головой мысленные их снимки, понятия,  находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются" — это положение Энгельс определял как великую основную мысль диалектического мировоззрения.

Маркс: "Люди сами делают свою историю, но они делают её не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбирали, а которые имеются налицо, даны им и перешли от прошлого”.   

Работа "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Гегель автор формулы "Точно так же нет движения без материи, как не существует материи без движения", указывал: "Время не есть как бы ящик, в котором всё помещено, как в потоке, увлекающем с собою в своем течении и поглощающем всё, попадающее в него. Время есть лишь абстракция поглощения. Так как вещи конечны, то они находятся во времени, а сами вещи представляют собою временное, и их объективным определением является то, что они таковы. Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время".

В. И. Вернадский подчеркнул огромную геологическую роль человека.  Он показал, что будущее биосфера — это ноосфера, то есть сфера разума. Всё активнее вторгаясь в природные эволюционные процессы, человек сумеет направить эволюцию живого таким образом, чтобы сделать нашу планету ещё прекраснее и богаче.

продолжение: http://www.proza.ru/2013/12/04/1200

                Ставрополь-на-Волге


Рецензии
Да, Вячеслав: с пророками как-то все запущенно, как мне кажется.
Что касается "школы для авторов": как жаль, что не в коней корм.
В массе своей на Прозе отвергается сам инструмент конструирования
произведения, то есть, по сути, основной принцип худ. прозы.
Здесь торжествует принцип мемуаристики: пишу, как было

Александр Скрыпник   29.01.2015 13:00     Заявить о нарушении
Александр, это не самый худший принцип, лишь бы грамотно и складно, не все ведь могут, не дано от природы.
Спасибо за внимание!

Вячеслав Вячеславов   29.01.2015 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.