дуэли

Подобно  гладиаторским боям, дуэль, как искусство, зарождалась от иссыхания значимости  поединков на поле боя и софистичному подходу к востребованности оружия в обиходной жизни, как средства проявления и оплаты личного достоинства и чести.

Таким образом, не удивительно и то, как распределились области специфики дуэлей в мире и Европе.
Понятен становится и тот факт, как воспринималась дуэль среди знатоков этого дела,
тогда как недостаточностью фехтовального мастерства, в этом случае, можно пренебречь,
ведь в каждой отдельно взятой ситуации это становится лишь частным аспектом действия.

Весьма интересным и основополагающим может стать и то, что случаи дуэлей со смертельным исходом,
конечно, имелись в виду, но воспринимались как эксцесс или роковая случайность,
ну, или в крайнем случае - необходимость.

Стоит объяснить весомую вероятность такого рода оценок во взглядах, поскольку психологически
дуэлянт не готовит себя на физическое устранение противника, так  как его противник,
безусловно, является носителем равного достоинства, но иного понимания чести или ее путей.
В противном случае поединок невозможен.
Если бы речь шла только о физическом поражении, то всегда существовали пути не столь рискованные, к которым,
к примеру сказать, в наше время прибегают чаще (от убийства из-за угла, до подведения под закон).

Но не стоит забывать и о том, как проходят дуэли по правилам, которые можно наблюдать, прежде всего, у животных.*
В народе часто существует неписаный закон, преступив который дуэлянт ставит под сомнение результат,
т.е. путь своей чести.

Обязательность смертельного исхода очень часто не воспринималась как личная трагедия, но как трагедия стороны,
фамилии, рода, ибо "мертвые срама не имут".

Но эта сторона более относится к военному кодексу чести, нежели к дуэльному образу мысли.
Важно понимать, как развивалось искусство дуэли и как оно трансформировалось, перенимая элементы и приспосабливаясь к месту и времени.

Возьмем для примера наиболее разработанную из школ этого дела - японскую.

Учитель никогда не задавал и не задавался вопросом что стоит за желанием
ученика овладеть в совершенстве техникой владения мечом.
Подразумевался, как раз, самовоспитательный процесс основанный на законах воинской чести.
Подразумевался, как бы произвольный выбор этических вариантов кодекса, который давал весьма туманные намеки
к реальному применению мастерства на практике, что порождало разнообразие воинских применений в дуэли.
Особенно в раннем и среднем течении традиции.

Но, пожалуй, главным отличием японского и европейского мировоззрений являлся смертельный исход.

Причина проста.
В Японии, как и в большинстве азиатских стран, примативирует восприятие коллективности существования,
в котором, как известно, нет места пораженному сознанию т.е. утратившему состояние чести.
Именно поэтому смертельный исход воспринимался всеми как наиболее благоприятный.

В европейском понимании чувство физического поражения не всегда воспринималось как однозначный признак слабости,
а скорее как искусственная неудача (хитрость, коварство противника) или случайность разного рода.
Действовал еще и антифактор индивидуалистического мировосприятия, берущий свое начало в общественном устройстве европейских государств.

*Интересна связь искусства дуэли с животным миром еще и потому, что мы можем ее непосредственно
наблюдать и в наши дни в виде корриды, где пары смешаны и не равны
и условия поединка неодинаковы как и исход.

Смешанные пары существовали и в прошлом, если вспомнить тавромахию,
"поцелуй змеи" и борьбу  ретиария с мирмиллоном в римской традиции.


Рецензии