Экономия художественных средств...

Без сжатости нет художественности. Николай Чернышевский. // Чем отличается художественный текст от не художественного? Кратчайшим описанием первого является сам текст. // Кто не умел себя ограничивать, тот никогда не умел писать. Никола Буало. // …потому что не умеет говорить коротко и незнаком с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект – non multum sed multa (немного, но многое). Антон Чехов. // …кто в силах своё зачеркнуть, далеко пойдёт. Великие писали чрезвычайно сжато. Главное, без необходимости не повторять уже сказанное и не объяснять без того всем понятное. Фёдор Достоевский. // Про одни дрожжи не говорят трожды. Русская пословица. // Экономия художественных средств – один из всеобщих законов искусства. И дело не в том, чтобы писать меньше печатных страниц, а каждую насыть мыслями и чувствами. Одна из индийских сутр (кратких изречений) гласит: грамматист радуется экономии каждого слова, как рождению сына. Будь застенчивей, отнимая драгоценное время, его могли посвятить чтению Гомера, Овидия, Сервантеса, Гёте, Толстого. Сергей Антонов. // Первоначально стихотворение Лермонтова выглядело так: «В простосердечии невежды короче знать вас я желал, но эти сладкие надежды теперь я вовсе потерял. Без вас хочу сказать вам много, при вас я слушать вас хочу, но молча вы глядите строго, и я в смущении молчу. Стесняем робостию детской, нет, не впишу я ничего в альбоме жизни вашей светской, ни даже имя своего. Моё враньё так неискусно, что им тревожить вас грешно. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Викентий Вересаев. // Благодаря умению сжимать и отсекать лишнее, из корявой куколки вылупилась великолепная бабочка: «Без вас хочу сказать вам много, при вас я слушать вас хочу, но молча вы глядите строго, и я в смущении молчу. Что ж делать? Речью неискусной занять ваш ум мне не дано. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно». // Один человек в ранние годы написал роман, и на протяжении жизни вычёркивал из него по строке. Как по Плинию, ни дня без строчки. К концу жизни в рукописи осталась одна-единственная фраза, афоризм. Иной многостраничный роман, ужатый до афоризма, стал бы шедевром. Словами пользуйся, как деньгами, экономно. // Борхес пишет коротко, сжато и точно, – хочется сказать, эргономично. Татьяна Толстая. // Если тебе есть что сказать, пиши афоризмы, если нечего – романы. Борис Крутиер.


Рецензии
Конечно для некоторых это очень хорошо/для тех кто пишет километрами не задумываясь о чем.Но попробуй их в этом переубеди?/Но все же,наверно не надо все отдавать только на "фантазию читателя".Иначе вся литература будет как "Черный квадрат" Малевича.Я,мол,намалевал,а дальше-догадайся мол сама.:)

Ирина Давыдова 5   06.02.2016 14:41     Заявить о нарушении
Ясность - превыше всего.
Благодарю за отзыв.

Анатолий Шуклецов   06.02.2016 23:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.