Товарищ в новом мире

http://www.youtube.com/watch?v=uULcu0Ws7T8

1963
Минск
Катеньке два года. У неё блестящие чёрные глазки, шелковистые каштановые кудри.
Она худенькая и подвижная, как норка. Жадно впитывает в себя всё, что открывает ей мир.

Её родители – молодые специалисты.
Семья живёт в барачном районе.
Удобства – одна колонка на всю улицу.
По выходу из декрета мама привезла из деревни бабушку.
Этот безумный поступок она совершила под давлением папы.
По старшинству он требовал к себе почтения, как к отцу, а сам отеческой заботой не баловал.
Хоть муж и жена работали наравне, муж требовал от жены обслуживания и покорности домохозяйки.
Тёщу избегал из страха, что та раскусит, что он за фрукт.
Напрасно беспокоился.
 Невзгоды двух мировых войн привели бабушку в плачевное состояние.
Она пребывала в полузабытьи и сама нуждалась в уходе.
По приезде бабушка безучастно слонялась по дому, не понимая, где находится, и разговаривала сама с собой.
Катенька следовала за ней, имитируя движения и бормотание.

Вскоре бабушку отправили обратно.

В доме велись возбуждённые разговоры.
Катенька чувствовала, что надвигаются перемены.

В ту ночь она плохо спала. Разбудили очень рано. Капризничала.
Ничего не ела за завтраком.
В пути успокоилась. Незнакомый маршрут. Нужно всё запомнить и осмыслить.

Двухэтажное казённое здание.
Катенька знала два казённых заведения: поликлинику и магазин.
Это совсем другое.
Они шли по коридору, уставленному кадушками с фикусами. Одна стена была из стеклянных плиток.
Яркое солнце заливало помещение.
Мама, маленькая, неловкая, испуганная, слушала здоровую, как лошадь, тётку. Та разглагольствовала скучным голосом, размахивая руками, не глядя на собеседницу.
Что она могла сказать?
 Есть правила и стандарты в детских садах. Кто их писал? Кто их соблюдает?
 Тридцать детей в группе на одну воспитательницу – справиться гуманными методами нереально.
Здоровая тётка Катеньке сразу не понравилась. А ещё её злило, что мама, которой тётка тоже не нравилась, продолжала разговор.
 ”Мама! Домой!”
Катенька не могла понять, что у мамы просто нет другого выхода, поэтому была глубоко потрясена, когда мама оставила её с этим чудовищем и ушла.
Катенька пронзительно закричала и заплакала.
Тётка-лошадь подождала, пока мама покинет помещение, потом наорала на Катеньку так, что та от страха остолбенела и, забившись в угол, лишь тихо всхлипывала.
Тётка-лошадь перестала обращать на неё внимание.
Катенька огляделась. В принципе, ей нравилось это светлое просторное помещение.
 Она обнаружила множество игрушек – настоящие сокровища: куклы-голыши, машинки, кубики, мячи. Хоть игрушки были потрёпанными и грязными, Катенька пришла в восторг и принялась играть.
Вскоре появилось несколько детей её возраста. Катенька обрадовалась.
 Но  дети с хмурым видом надвинулись на неё, деловито вырвали из рук кукол-голышей, и затеяли игру, в которую Катеньку принимать не хотели.
Одну куклу-голыша отложили в сторону. Катенька подошла, взяла. Её тут же больно ударили. Катенька заплакала.
Тётка-лошадь наблюдала эту сцену с нарочитым равнодушием.

Появились  другие дети, полностью занятые собой. Они разглядывали, ощупывали, обнюхивали себя, засовывали себе пальцы в нос и в попу.
От вида этих самокопаний Катеньку чуть не вырвало.
Появилось несколько безутешных рёв.
Шум нарастал.
Тётка-лошадь рявкнула. Группа затихла.
Новый мир был невыносим. Катенька судорожно сжалась на грани срыва.
Кто-то погладил её: «Не бойся. Не шуми – всё хорошо», - сказал ей Обыкновенный мальчик, вдруг оказавшийся рядом, – «они сначала забудут, потом привыкнут.»
Глаза и волосы мальчика были неопределённого цвета. Он был собранный, как солдатик, и красивый, как куклёнок.
- Хочу к маме, – жалобно и доверительно сказала Катенька.
- Мама придёт вечером. Так будет каждый день.

В дверях возникла толстая баба с большой кастрюлей. -Очередное испытание – манная каша.

Обыкновенный мальчик сел рядом.
Катенька с глубоким отвращением смотрела на тарелку, полную каши.

- Ешь. Не будешь - накажут, – сказал он.

Готовая обрушиться, Тётка-лошадь смотрела в упор.
Катенька покорно взяла ложку и, превозмогая себя, стала есть.
Потом Обыкновенный мальчик поведал ей много утешительного -  после обеда дают компот – это вкусно, на полдник - кисель с вафлями, - это очень вкусно, что младшая группа не насовсем: потом переведут в среднюю, а потом в старшую.
Он говорил, указывая на дверь. Словно каждый переход – это освобождение.
Так, бок о бок с Обыкновенным мальчиком, Катенька пережила свой первый день в новом мире.
Обыкновенный мальчик стал её опорой и поддержкой, учил, как избегать гнева Тётки-лошади, заступался, когда нападали другие дети, учил, как постоять за себя.
 Вскоре Катенька приспособилась к новому миру.

Он сказал, что его переводят.

Потом она жила надеждой, что встретит его.
И когда её перевели в среднюю, а потом в старшую группу, искала, расспрашивала других детей. Но никто не встречал её Обыкновенного мальчика.

*****

Ни к чему ты не приторочена -
Так умри, как тварь,
На обочине.


Рецензии
Вы так убедительно описали психику ребёнка! Счастья Вам

Владимир Шаповал   14.12.2013 06:04     Заявить о нарушении
с 2х лет помню довольно отчётливо
а потом всего пол века на понимание первых впечатлений
спасибо вам за отзыв!

Изабелла Валлин   14.12.2013 08:36   Заявить о нарушении