На тихой улице в Германии. 12. Русские немцы

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

12. РУССКИЕ НЕМЦЫ

      Великое переселение
      Откуда, куда, зачем?
      А ты заплатил налоги?
      Проблемы адаптации
      Работать или не работать?
      О многообразии и избыточности


ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

     В конце 80-х годов 20-го века, накануне великого переселения советских немцев из Сибири или Казахстана в центр Европы, они, конечно, и у себя дома не голодали, и крыша у них над головой тоже была, но в Германии жизнь оказалась всё-таки сытнее и легче, даже если кому-то не сразу удавалось устроиться на хорошо оплачиваемую работу.

     После того, как в Советском Союзе забуксовала Перестройка и стали исчезать с полок самые необходимые товары, не говоря уже о вожделенном мясе и варёной колбасе, никакое трудолюбие не могло обеспечить советским немцам нормальную жизнь – впрочем, как и всем остальным народам. Но жить как-нибудь они не хотели. Пусть это была их родная страна, где прошла вся жизнь, и более того – где родились их далёкие предки, но когда их поманили с благоустроенной исторической родины (а это святое), куда раньше удавалось уехать лишь единицам, они распродали своё имущество и ринулись в Германию.

     А там предстояло всё начать с нуля: выучить язык, на каком в их семьях уже не говорили; вытерпеть тесноту временного жилья для переселенцев; с горечью понять, что твой профессиональный опыт здесь не пригодится, а без немецкого диплома о приличной должности не стоит и мечтать. И вообще здесь они – бедные родственники, которых хозяева дома пустили жить, но не считают равными себе. Можно понять и коренных жителей, из чьих налогов выплачиваются все пособия бесконечно прибывающим собратьям.

     Однако человеку неуютно чувствовать себя беднее всех, да и детей нужно воспитывать на собственном примере, чтобы они понимали необходимость трудиться и к чему-то стремиться, – ведь скоро они вырастут и будут обеспечивать себя сами, как и все нормальные люди. Поэтому родители идут туда, куда их берут, хотя это явное «понижение в должности», если не хуже. Кому-то приходится работать даже на мусороперерабатывающих заводах, но там, говорят, неплохо платят за не слишком увлекательный и неэстетичный труд по сортировке всевозможных отходов. И вообще – кто-то же должен там работать!

     Ну и, конечно, все смотрят на тех соплеменников, у которых жизнь уже наладилась, а кто-то из них успел и собственным жильём обзавестись. Возможно, они брали кредит, иначе откуда взять столько денег на дом или квартиру? А кредит нужно возвращать с процентами, так что вкалывать им придётся как следует, только бы здоровья хватило. Так они и живут на исторической родине – как сознательные работяги.


ОТКУДА, КУДА, ЗАЧЕМ?

     Мне кажется, с русскими немцами получилось намного больше забот и расходов, чем Германия могла предполагать. Я не знаю точно, с какой радости она открыла ворота многочисленным потомкам эмигрантов, уехавших из страны более двухсот лет назад в Россию в поисках лучшей доли. Как ни странно, тогда они эту долю нашли! 150.000 выходцев из Германии и Голландии неплохо устроились на Украине и в Поволжье, создав там немецкие деревни и даже города со школами и церквями.

     Жили они гораздо лучше местного населения, поскольку высочайшим повелением императрицы Екатерины Второй были освобождены от налогов и воинской повинности – за то, что своим присутствием и процветанием укрепили пустующие прежде земли российских окраин и обезопасили их от посягательств кочевников.

     На новых местах они по-немецки основательно строились, обзаводились хозяйством и жили большими образцово-показательными семьями, сохраняя свой язык, традиции и культуру. Больше ста лет им никто не мешал, а потом, как и все граждане России, немцы хватили лиха: революция, гражданская война, голод, а дальше – какое уж там процветание, когда начались репрессии и ссылки! Да тут ещё Гитлер подсуетился и окончательно испортил всё впечатление о немецкой нации.

     С началом Второй мировой войны, во избежание недоразумений, всех взрослых мужчин немецкого происхождения отправили в исправительные лагеря и на лесоразработки, и кто знает, сколько народу тогда поубавилось...

     Наверное, многие немцы, несмотря на такое усиленное советское «воспитание», мечтали даже в то страшное время скрыться хоть куда-нибудь от этого убийственного «гостеприимства», но бежать было невозможно, и только в конце 80-х годов Германия разрешила вернуться своим многострадальным блудным детям. Вот именно – многострадальным, поскольку никто из них уже не застал былого немецкого благоденствия в России, а помимо общих для всех советских людей бедствий, им выпало испытать дискриминацию по национальному признаку, причём не простую, а двойную: потому что немцы и потому что не казахи, не узбеки и так далее.

     Например, из Казахстана их просто-напросто «выжимали», вытесняли ещё до распада СССР, а потом – тем более. Немцам создавали невыносимые условия для проживания и работы, и особенно откровенно это происходило в посёлках, где местным жителям и самим-то было бедно и тесно, а тут, как бельмо на глазу, – трудолюбивые и благополучные чужаки. До этого всплеска «национального самосознания», произошедшего в годы Перестройки, все народы – казахи, узбеки, русские и немцы  – дружно жили бок о бок, а их дети ходили в одну школу, влюблялись и женились, не обращая внимания на разрез глаз и религиозные убеждения.


     И вот что особенно интересно в этой истории с переселением. В конце 18-го века в Россию приехало всего 150.000 немцев, а к началу 90-х годов 20-го века их насчитывалось в Советском Союзе уже около двух миллионов. Вот такой неожиданный бурный прирост произошёл! Я, конечно, понимаю: многодетные семьи, смешанные браки, пусть их даже половина от всего числа, а остальные граждане откуда взялись? Неужели первые сто лет проживания немцев в России дали такой потрясающий демографический результат, что даже в очень неблагоприятном для всей страны 20-м веке этот народ остался столь многочисленным, – несмотря на репрессии и тяжёлую жизнь в холоде и голоде, среди безжалостных комаров и очень не похожих на немцев народов?

     Не знаю ответа на этот вопрос, как и не знаю и того, сколько всего немцев и сочувствующих им супругов других национальностей приехало в Германию из бывшего СССР за последние двадцать пять лет. К середине 90-х годов переселенцев насчитывалось уже 1,5 миллиона. По крайней мере, именно такие цифры всплывают в моей памяти. Я тогда читала интересную двуязычную брошюру с фотографиями, посвящённую истории русских немцев, которую издали в честь 200-летия их переселения в Россию.

     Конечно, потомкам тех отважных людей вернуться в Германию было непросто. Многие семьи ждали отъезда годами – оформлялись, собирались, хлопотали о визах, продавали за бесценок дома и имущество.

     Выезжали постепенно, понемногу – принимающая сторона действовала по своему долголетнему плану. Очевидно, Германия всерьёз опасалась нарушить привычное течение жизни, пустив в страну большое количество людей без денег, жилья, нужных обществу знаний, но зато с множеством проблем и потребностей, какие обычно имеются у всех людей, а не только у бедных родственников.

     Мне встретились следующие цифры, относящиеся к тем годам, о которых идёт речь: «Начиная с 1987 года в Федеративную Республику прибыли почти 2,5 млн. переселенцев немецкого происхождения из стран бывшего «восточного блока», прежде всего из бывшего СССР. Из них в 1997 году прибыли более 134. 000 человек». (Данные взяты из справочника «Германия. Факты», издательство «Societats-Verlag», 1999 год.)

     В Восточную Германию переселенцев тогда не направляли – там после завершения социалистического пути хватало своих забот и непривычной для многих граждан безработицы. В Западной Германии даже ввели налог для помощи новым землям, и вот этому обстоятельству тамошние немцы обрадовались гораздо меньше, чем воссоединению Германии. Конечно, великая страна – это прекрасно, но у них налоги и без того превозмогают разум.


А ТЫ ЗАПЛАТИЛ НАЛОГИ?

     Немного освоив немецкий язык, я прочитала в женском журнале статью о зарплатах и налогах в зависимости от состава семьи, иначе я ни за что не поверила бы, что от небольшой зарплаты может остаться всего ничего, даже если особенно не тратить, а только заплатить обязательные налоги, страховку и квартплату.

     Зарплата у человека может быть 3.000 марок – вроде и неплохо для среднего немца, а на руки выходит только немногим больше 2.000, если человек не состоит в браке. Если же у него есть семья, тогда он может получить чистыми 2.500 марок (цифры могут колебаться, но в среднем где-то так). Потом надо оплатить медицинскую, автомобильную и прочие страховки, квартплату и коммунальные услуги.

     Если нет своей квартиры или дома, то ежемесячная плата (вместе с водой-газом-светом) достигает 1.000–1.500 марок за трёхкомнатную квартиру, в зависимости от того, какой она площади, где расположена (бывает, что под крышей), в какой части города находится дом. Разумеется, я имею в виду самое обычное, а не элитное жильё, и речь идёт о ценах 1994 –1996 годов. Сейчас, я думаю, цифры те же, но в уже в евро.

     Однокомнатные квартиры или комнаты, естественно, стоят дешевле, но лично я не видела семей, которые жили бы в такой тесноте – там это не принято. А вот две или три комнаты на двух человек или две комнаты на одного человека – видела, и мне это не показалось роскошью. У переселенцев тоже вполне приличные условия. В конце концов, зачем тогда стремиться быть настоящим немцем и ехать в Германию? Если не хватает денег на жизнь, государство должно помочь своим гражданам.

     Для нас совершенно очевидно, что если в какой-то семье муж зарабатывает недостаточно денег, то жене было бы неплохо устроиться на работу. Но в Германии, когда трудятся оба супруга, налоги у них будут больше, чем в том случае, когда в семье один кормилец, и неизвестно, выиграет ли семья или проиграет, если мать пойдёт работать. Всё зависит от того, сколько у них детей и какова зарплата у женщины.

     В справочнике приводятся следующие данные: «В 1997 году чистый средний доход семьи наёмного работника в Западной Германии составил свыше 5.725 марок в месяц. На личное потребление уходило 4.293 марки. Из них лишь около 57 проц. использовалось на питание, одежду и жильё. Зато резко возросли расходы на проведение досуга, приобретение и пользование автомобилем и телефон». («Германия. Факты», издательство «Societats-Verlag», 1999 год.)

     Сколько человек в этой средней семье, сколько из них работают – не указано. Допустим, двое взрослых работают, а двое детей учатся. Надо учесть, что у кого-то доходы намного выше, а у кого-то намного ниже средних, поэтому далеко не у всех есть возможность приобретать новые автомобили и ездить отдыхать в тёплые края.

     Да, у немцев ещё есть 5 %-й налог для верующих в пользу их церкви, если они признают свою принадлежность к какой-либо конфессии.

     Мне кажется, что небольшой процент атеистов в религиозном обществе объясняется нежеланием некоторых людей отдавать 100–200 и более марок в месяц на нужды церкви, тем более, если они её не посещают, не крестят детей и не венчаются. В те годы в Германии на 200 марок вполне можно было прокормиться одному человеку. Допустим, больше на еду никак не выходит. Тогда следует отказаться от всего сладкого и вредного – и вы сможете полноценно и вкусно питаться целый месяц, но, разумеется, не в ресторане. Точно так же, как вы смогли бы прожить здесь и сейчас на 200 евро.

     Так что иногда люди хитрят и прикидываются атеистами, особенно те, кто приехал сюда подработать или не чувствует себя настолько религиозным, чтобы поддерживать церкви в чужой стране. Поскольку мой муж даже некрещёный, он этот налог не платил.

     За счёт налогов в Германии существует разветвлённая система социальной защиты и благодаря им же правительство отважилось впустить в страну огромную армию людей, воспитанных неизвестно в каком духе. Как правило, они не знали немецкого языка, не умели работать по-немецки, но зато могли приспосабливаться по-советски, пить по-русски и даже тащить из магазинов то, что плохо лежит, как все мелкие мошенники, независимо от национальности.

     Люди приехали очень разные, но, я думаю, в целом достаточно полезные для страны, поскольку они пополнили ряды рабочего класса и дети в большинстве своём пошли по стопам родителей.


ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

     Если на каких-то участках немцы не справляются сами, они разрешают работать иностранцам – в основном, туркам, которых в Германии довольно много, или полякам. Русские немцы – это и продолжение политики по объединению нации, и более удобное решение вопроса с заполнением рабочих мест, непрестижных для коренного населения. В стране, где демографическое положение оставляет желать лучшего, появились новые немецкие семьи с детьми – это реальный прирост населения (совсем не то, что временные гастарбайтеры).

     В верующих семьях принято иметь много детей – это будущий прирост населения. Русские немцы в Билефельде относились к менонитам, у них была своя церковь, а о других городах сказать ничего не могу. Воспитывают детей в таких семьях, как правило, в разумной строгости и послушании – тоже хорошо.

     Поэтому, всё рассчитав и взвесив (иначе здесь и быть не могло), переселенцев небольшими порциями запускали в страну, завозили в какой-нибудь небольшой городок, размещали в общежитии, определяли на курсы немецкого языка, давали пособие, позволявшее прокормиться и даже приодеться, а детей устраивали в школы. Когда время, отведённое на изучение языка, заканчивалось (а это целых восемь месяцев), семьи расселяли в те города и посёлки, где имелись жильё и работа.

     Самые честолюбивые и амбициозные переселенцы не старше 35 лет имели право на бесплатное обучение какой-либо рабочей профессии на курсах, а кто-то из взрослых детей отваживался заново учиться в университете, если обстоятельства складывались благоприятно и родители могли материально поддержать своё прилежное чадо.

     Конечно, тем, кто жил раньше где-то в казахском райцентре, немецкая глубинка казалась землёй обетованной, и они поселялись в немецкой провинции, как считалось, навсегда – обживали долгожданное социальное жильё, обзаводились мебелью и стиральными машинами, взрослые дети учились в автошколах и покупали сначала дешёвые подержанные автомобили, а потом и что-нибудь получше.

     Золотые коронки срочно менялись на фарфоровые, серёжки с красными камешками – на модные в то время серьги кольцами; химическая завивка, без какой не мыслилась приличная женская голова, делалась уже иначе, по-немецки; в речи появлялись новые немецкие слова, которые легко уживались с русскими, потому что, как ни крути, думали-то русские немцы на нашем великом и могучем, а не на подаренном им вместе с гражданством якобы родном немецком.

     Родной язык – это, как мне кажется, тот, на котором ты думаешь и говоришь всю сознательную жизнь, начиная с рождения, а язык предков – это язык предков. Но можно подойти к этому вопросу иначе, кому как удобнее.

     Кто-то, освоившись в новой стране, старался выбраться из небольшого городка в более крупный город, где жизнь выглядела интереснее и привлекательнее, а магазинов было побольше. Да и для детей хотелось более приличных стартовых условий – пусть хоть они поживут по-человечески. Для переезда на новое место желательно иметь там родственников или хороших знакомых, какие могли бы помочь, подыскать жильё и работу, объяснить местные порядки, что-то подсказать.

     Именно так оказалась в Билефельде Эльвира, с которой я познакомилась вскоре после приезда в Германию. О ней я расскажу в главе «Эльвира и её дети».


РАБОТАТЬ ИЛИ НЕ РАБОТАТЬ?

     В Германии у меня была одна знакомая из русских немцев – милая хрупкая женщина лет тридцати пяти, которая на тот момент уже восемь лет жила за государственный счёт (оплата двухкомнатной квартиры, пособие на мать и на ребёнка). Не знаю, как ей удавалось не работать так долго. Но в конце концов женщине, наверно, самой надоело жить в бедности (а может, ей намекнули: мол, сколько можно пользоваться льготами?), и она пошла на курсы чертёжников, а потом устроилась на полставки.

     Когда-то она училась на инженера у себя на родине, в Новосибирске, но в Германии советское образование было, мягко говоря, неактуально, и ей пришлось бы либо переучиваться, либо забыть о своём инженерном прошлом (если оно у неё вообще имелось).

     Может быть, её всё-таки обязали содержать сына самостоятельно, но для этого ей должны сначала предоставить работу, соответствующую её образованию и самооценке (она ведь не пошла бы в посудомойки!), а до этого нужно обучить её какой-нибудь профессии, что, в конечном счёте, и произошло.

     Родители этой женщины приехали в Германию уже пенсионерами. Жили они в соседнем доме, что было очень удобно. Мать, удивительно похожая на Энне Бурда, редактора известного женского журнала «Бурда», – такая же благородно седая, красивая, аккуратно причёсанная и элегантная, оказалась менее гордой, чем дочь, и подрабатывала, убирая по вечерам офис.

     Я думаю, именно благодаря помощи родителей женщине хватало денег, чтобы растить сына, обзаводиться всем необходимым для дома, ездить на подержанной машине и выписывать себе по каталогу кое-что из одежды. Впрочем, в её случае было бы разумнее покупать вещи во время летней или зимней распродажи, или в сток-маркете, который круглый год торгует вещами, не проданными в магазинах. Но молодой женщине хотелось одеваться модно и красиво, и это естественно.

     Её квартира, обставленная достаточно скромно, но всё-таки новой мебелью, находилась под крышей, на третьем этаже только что построенного «доходного дома», занимаемого, в основном, недавно приехавшими русскими и польскими немцами и – правда, изредка – небогатыми коренными жителями. К жилью здесь относились особенно бережно: это собственность человека, вложившего в строительство немалые деньги и потому требовавшего от управляющего – «Хаусмайстера» – строгого контроля не только за чистотой и порядком, но и за тем, не проживают ли в квартирах посторонние лица.

     А у этой дамы как раз был бойфренд, тоже из русских немцев – приятный хозяйственный мужчина лет сорока, вполне подходящий для совместной жизни и даже для брака, но вот с этим возникали некоторые сложности.

     Хаусмайстер заметил в доме постороннего человека, так сказать, не прописанного, и выразил своё недовольство, а точнее, предупредил даму о недопустимости и так далее, поскольку бойфренд потребляет воду и газ, ходит по общей лестнице и ничего за это не платит.

     Но если задуматься, он ведь платит за всё в другом месте, где также иногда проживает. Как быть в таком случае бойфренду? Переселиться к даме сердца насовсем? Кто знает, как сложатся отношения между людьми, если они будут видеть друг друга каждый день? Может, они будут уже не так интересны друг другу.

     А в случае законного брака женщина лишится права на все пособия, кроме небольших обязательных денег на ребёнка. Каково будет тогда отважному супругу содержать и даму, и её сына, и квартиру, и машину? Так что пока Генриху, или Хайнриху, как его называла подруга, приходилось пробираться к ней тайком и не обнаруживать своего присутствия перед посторонними людьми.

     Возможно, что сейчас, когда и эта женщина, и её взрослый сын уже работают (щедрость государства не безгранична), у неё нет права на прежние пособия. Но если вдруг у них окажется недостаточно денег, чтобы платить за квартиру и жить не голодая, государство всё равно должно заботиться о них. Они – граждане Германии, и страна обязана сделать всё, чтобы немцы, вернувшиеся на свою историческую родину, жили как полноправные члены общества и не бедствовали, даже если они не умеют зарабатывать деньги.

     Это один из примеров того, как в Германии живут русские немцы.


О МНОГООБРАЗИИ И ИЗБЫТОЧНОСТИ

     Надо сказать, что ремонт и все бытовые услуги стоят там довольно дорого, и потому небогатые русские немцы делают сами всё, что можно, благо люди они трудолюбивые и неизбалованные. Необходимые материалы и инструменты имеются в магазинах в таком изобилии, что даже мне, совершенно не увлекающейся строительством и ремонтом, было любопытно смотреть на длинные ряды всякой всячины в обычном супермаркете с большим хозяйственным отделом. После наших суровых гастрономов и хозмагов немецкие магазины были для нас как музеи или выставки, и поначалу мы заходили туда из праздного любопытства, гуляя по окрестностям.

     Что же говорить о специализированных магазинах! Сначала мы с детьми увидели тот, который находился неподалёку от нашего дома. Каким красивым и богатым он показался нам! Стенды с образцами напольных покрытий были похожи на книжные шкафы, где в строгом порядке, по цвету, стояли сотни «томов» разных оттенков и фактуры. Обычным людям, не королям и не шейхам, по-моему, не нужно столько всего, чтобы не приходилось ломать голову над проблемой выбора. Это ведь, и в самом деле, серьёзная проблема для многих людей, к тому же они живут не одни, то есть им необходимо согласовать свой выбор с членами семьи, у которых могут быть другие вкусы и взгляды.

     Я тогда ещё не подозревала о том, сколько в Германии многообразия и даже избыточности – во всех группах продовольственных и непродовольственных товаров, говоря канцелярским языком. В супермаркетах я более-менее ориентировалась, а в гипермаркете «REAL», куда мы иногда выбирались всей семьёй, мне было очень сложно сделать выбор среди тысяч незнакомых мне товаров. Но люди, долго живущие на одном месте, привыкают к своим большим магазинам, к расположению товаров, к каким-то определённым продуктам или выбирают подходящие для них по цене вещи. Главное, что цены там не растут с такой скоростью, как у нас, когда попросту не успеваешь к ним привыкнуть.


     После Германии наши гипермаркеты, не так давно появившиеся не в самых удобных местах – на окраинах или вдали от метро, – не производят на меня должного впечатления. В них выкладывают на полки большое количество одних и тех же товаров, и при всех «акциях» там редко бывает что-то привлекательное по цене и в то же время нужное мне. Лучше уж я схожу в ближайший магазин и куплю то же самое, затратив гораздо меньше времени. А импортные деликатесы, которые придают гипермаркетам особый шик, стоят неправдоподобно дорого и нам не по карману.

     «Что выше наших возможностей, то ниже нашего достоинства», – сказала лиса, глядя на зелёный виноград.

     Но, отдавая дань общеизвестному немецкому изобилию, я отвлеклась от основной темы.

Продолжение:
http://www.proza.ru/2013/12/05/1385

_______________________________

Фото из интернета
Русские немцы

Р.S. 8 ноября 2015 года.
Встретила в интернете рассказ русского немца
и любопытные рассуждения на тему "Русская Германия":


http://inosmi.ru/russia/20100204/157988918.html


Рецензии
Тамара, мои знакомые русские немцы сейчас сетуют на разницу приёма их и нынешних беженцев. Насколько проще, без всяких проблем приняли людей из ближневосточных и африканских стран! А русские немцы, кроме сбора разных документов, доказательства национальности, должны были сдавать экзамен по немецкому языку, которого большинство не знало, т.к. им в СССР было запрещено разговаривать на родном языке. Вот такая современная ситуация.

Светлана Шаляпина   20.04.2017 00:20     Заявить о нарушении
По поводу беженцев... Мне так жаль немцев, которые ни в чём не виноваты!

Тамара Залесская   23.04.2017 01:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.