Тадж-Махал

1. Красоту не вырезают из камня. Красоту вырезают из воздуха.

Был сегодня в Тадж-Махале и крепости напротив.
Их разделяет замусоренная река с черной водой, вода во рву крепости зловонная от разлагающегося мусора.  Тадж-Махал, памятник любви, прекрасен.

2. Перед отъездом в Индию прочитал 11, 2009 "Иностранной литературы", целиком занятый индийскими авторами. Почти в каждом произведении описывается жесточайшее отношение индийцев к своим женам - побои, побои, отведение в глухой лес на погибель, убийства, в том числе, и путем сожжения

3. Индия - это Эльдорадо. Эльдорадо для людей, занимающихся вывозом и складированием мусора. Там его миллионы кубических километров. Интересно, вот у нас, в Люблино, мужики в парках сорят под себя из куража:
- Нам на все и на всех начхать! Мы все вокруг себя засрем, и никто ничего  с нами не сделает!

В Индии же сорят без всякой задней мысли, индийцев с младых ногтей учат, что мир, чувства, жизнь, жилище, мусор, все материальное -  это просто временной мусор.
Наверное, именно потому почти все индийские красоты созданы индийцами по велению  Великих Моголов.
Вот, кстати, что пишет Сергей Строкань:

...Самая экзотическая секта в Индии - это агхоры. Они живут прямо на площадках для кремации, спят на похоронных носилках, почти не носят одежду, нередко заворачивая себя в саван, снятый с умершего. Агхоры украшают себя ожерельями из человеческих костей, едят и пьют из черепов и натирают себя пеплом из погребальных костров. Считается, что настоящему, так сказать, продвинутому агхору все равно, чем питаться: он должен уметь пить не только воду, но и мочу, есть не только обычную пищу, но и трупное мясо и экскременты.

Теологическое обоснование столь шокирующего образа жизни выглядит так. Все, что нас окружает, создано Творцом, и поэтому любое деление явлений жизни на “чистые” и “грязные”, “притягивающие” и “отталкивающие” по своей сути искусственно и порочно. Нельзя отворачиваться от любого, внешне самого отвратительного проявления бытия, ибо в нем тоже заключен бог, как говорят аскеты. Утверждая этот принцип, агхоры следуют строгой внутренней дисциплине. Они используют любой случай, чтобы принизить “чистое” и “высокое”, превратить его в “низкое” и “грязное”.


P.S.
Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского. Укрепил власть этого рода в Индии  правитель Акбар (1556-1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. Постепенно исчезли сдержанность и простота форм сооружений, архитектура и её убранство стали более сложными.
При Шах-Джахане (1627—1658), одном из преемников Акбара, архитекторы вновь обратились к формам исламской архитектуры, что привело к возникновению своеобразного государственного стиля Моголов, характерным примером которого может служить мечеть Джами-Мазд-жид в Дели.
Выдающийся памятник архитектуры Индии – мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина XVII в.). Он был выстроен Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал расположен в большом парке, к мавзолею ведут дороги и канал. Сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом.
Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного творчества, в которых соединились две традиции – мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.


Рецензии