Белый

Для обитателей сиротского дома этот день стал праздником. И даже больше, потому что еще никогда им не дарили столь много подарков.Это случилось за две недели до Нового года. Неизвестный меценат инкогнито пожертвовал четверть миллиона рублей и подарил приюту комплект новеньких компьютеров. Самое удивительное что он так и не раскрыл себя, пожелав остаться неизвестным. Это было странно и удивительном для взрослых, но для детей стало чудом.

Сиротский приют имени Степана Ларина находился на самом краю города, и пользовался дурной славой. Несколько лет назад один из его бывших воспитанников совершил зверское убийство, а потом, после задержания, растрезвонил на всю страну выдуманные истории про страшное детство. По телевизору прокрутили короткое видио, где психопат рассказывает про то, как взрослые мальчики его били, отнимали вещи и всячески мешали становиться человеком. Может быть это и было правдой. Потом убийца поведал про учителя-насильника, уборщицу садистку и завершил свой рассказ про директора фашиста. Спустя пару дней врачи признали его недееспособным и его выступление объявили ложью, вот только приюту это не очень помогло - он слов попал в опалу. Финансирование от государства резко сократилось, а о ремонте приходилось только мечтать.

Книжки, мягкие игрушки, новая одежда... дети были в восторге. Их собрали в главном зале и торжественно вручали подарки, рассказывая немногочисленным слушателям как ребенок ждал именно этого и в этом выступлении не было ни капли лжи. Счастливы были все. В этот замечательный зимний день исполнились многие мечты и в мире стало чуточку лучше.
Чуть подальше от толпы, облокотившись на подоконник, стояли двое мужчин, пожилой и молодой. Первому было сорок восемь лет и никто в тот момент не мог предположить, что он и есть тот самый меценат. Скромный пиджак, потертый брюки и усталый взгляд принадлежал скорее воспитателю, чем бизнесмену, но внешность бывает обманчивой. Второй мужчина был молодой, одетый в куртку и джинсы парень, немного похожий на своего спутника. Это был его дядя, единственный близкий человек. Сегодня они приехали в приют что бы посмотреть на что именно были потрачены их деньги. Молодой откровенно скучал, а вот пожилой искренне наслаждался, наблюдая за детьми. Наконец парень не выдержал и поинтересовался:
- Андрей Семеныч, зачем мы сюда приехали?
- Посмотреть.
- На что? На этих оборванцев?
- Да, на них.И не называй их так.
- Поехали уже домой. Ну захотелось вам поиграть в благотворительность, можно было бы и не приезжать самим. Они даже не знают кто мы.
- И хорошо.

Парень вздохнул и замолчал. Андрей Семеныч снисходительно улыбнулся и, отвернувшись от детей, спросил:
- Тебе не нравятся дети?
- Да нет, почему же. Просто мы зря теряем время.
- Возможно, ты то точно зря со мной увязался. Все это для меня, точнее для них.
Он кивнул в сторону толпы.
- Вот именно этого я и не понимаю. Зачем вы потратили такие деньги? Какая вам от этого выгода?
- Да никакой.
- На двести пятьдесят тысяч я бы месяц гулял по лучшим клубам города. Или бы вложил бы эти деньги в новую машину. Или...
- Как нибудь еще бесполезно потратил. Слав, знаешь сколько требуется работать обычному работяге, что бы получить эти деньги?
- Месяцев десять.
- Верно. Только он не должен будет есть, спать и что-то покупать.
- Я знаю что это большие деньги. По этому и удивляюсь, зачем вы купили все это барахло?
- Посмотри на них
Парень присмотрелся. Сейчас худенькая девочка в синем платье обнимала огромного розового медведя, который был даже больше её. Взвалив его на спину, он потащила его в сторону, одновременно заливисто смеясь и дрыгая тонкими длинными ногами в разные стороны от переизбытка чувств.
-и?
- Ты ничего не чувствуешь?
- Нет. Скучно.
- Вот именно. Знаешь, когда мне было двенадцать лет, я помог одному мальчишке избавиться от хулиганов. Они отняли у него шапку и перебрасывали между собой, пока тот словно собачка бегал за ними. Помню как меня это возмутило. Я хорошенько поколотил одного из них и вернул парнишке его вещь и знаешь что? Он сказал мне спасибо. Всего одно единственно слово, но как мне было приятно... я тогда возомнил себя героем, защитником слабых. Смешно, да?

Парень рассмеялся.
- Забавно. - Андрей призадумался. - Этот нелепый поступок действительно изменил меня. Помню я подходил к своей бабушке и спрашивал её, не нужна ли её какая-нибудь помощь. А потом, после того как я налью ведро воды или помою посуду, для меня была высшей наградой её улыбка и похвала. Я очень радовался. Ещё я любил помогать своим друзьям, если они кололи дрова или возили песок. Позже, когда я немного подрос, то решил стать доктором...
Парень молчал, внимательно слушая рассказ.
- Три года я усиленно готовился и поступил в медицинский университет. Я думал, что исцелять людей мое призвание. Мои родители были довольно бедными, и я решил подрабатывать по вечерам. Наверно это меня и подвело. Научившись собственным трудом добывать деньги, я понял как это трудно и занимательно. Мне стало то интересно больше чем ремесло врача и я вылетел на втором курсе. Мне было все равно. Построив пару бизнес планов, мне удалось неплохо заработать и я понял что это будет моим занятием, моей профессией. Лет в двадцать пять я уже забыл про свою благородную мечту - нести добро и свет людям. Это казалось мне глупостью.

Он замолчал, задумчиво посматривая на молодую женщину, что выступала перед детьми. Она расхваливала какого-то Василия, что занял второе место по олимпиаде по физике. После её речи все дружно захлопали, а красный как свекла Василий получил стопку толстенных учебников и поцелуй в щеку.

- Тогда, в детстве, я испытывал уникальное чувство. После совершения очередного доброго поступка я чувствовал... торжество. Бедный, ничего не умеющий и не знающий, ничтожество, я понимал, что поступаю правильно. Это чувство было величайшим достоинством, самой ценной вещью в моем жизненном багаже. Это неповторимо. Сейчас, когда я зарабатываю в неделю больше, чем некоторые зарабатывают за пол года, то понимаю, что сейчас это чувство никогда меня не посетит. Но когда я всматриваюсь в эти лица, слышу их смех и чувствую их искреннюю радость, то мне кажется, что я поступаю правильно. Это не надолго. Пройдет пару дней и забуду про них... но вот они не забудут меня еще долго. Точнее моего дара, скромного вклада в их судьбу. Слав, я несколько тебя обманул.
- В смысле?
- Тут больше чем четверть миллиона.
Повисла пауза. Парень удивленно мотал головой, словно заводная игрушка и, чуть подумав, сказал.
- Я не понимаю вас, Андрей Семеныч.
- То, что я тебе рассказал, не поймет никто из моих коллег. Более того, я никогда им этого не скажу, потому что они перестанут уважать меня. Будут считать что я постарел, поглупел, обзавелся слабостью. Но это не правда. Эта слабость у меня была и будет, правда мне кажется, что я уже никогда не испытаю того чувства. Впрочем и не надо. Я все равно знаю, что поступил правильно. Я не считаю себя добрым человеком. Каждый день я обманываю своих покупателей, коллег, друзей. Я должен это делать, что бы получать прибыль. Но в такие моменты мне кажется что я белый, и вокруг меня все светло.
- Выдумшик вы, Андрей Семеныч. Пойду в столовую, перекушу, а вы наслаждайтесь.
Парень снисходительно улыбнулся и ушел, оставив дядю в одиночестве. Но он был не один.
Объявляли, что все дети в этом году отправляются в летний лагерь "Солнышко" где их ждут веселые игры, купание и много всего интересного. Дети радовались и смеялись, искренне и неподдельно.

А за окном бесшумно падал снег, белый и чистый.


Рецензии