49. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Церкви район

49. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

БЫВШИЕ ЦЕРКВИ РАЙОНА

Подобная глава ещё недавно, при Советской власти, была бы опущена, но история церквей – это история населённых пунктов, наших пращуров. Многие настоятели вели записи о тех населённых пунктах, где они служили. И теперь приятно читать их истории. Я, например, узнал историю своего села – Становой Колодезь из церковной летописи, которую составил Илия Ливан-ский – преподаватель Орловской духовной семинарии.

Приятно было пройтись до 1917 года по сёлам Орловщи-ны: везде имелись церкви, колокольни. В  праздники священно-служители созывали людей на праздники. Во время какого-то несчастия – на центральную площадь. Известно, что Иван Гроз-ный вырвал колокольный язык у колокола в Великом Новгороде, жители которого вздумали идти против Москвы.

В каждом приходе был свой праздник. Недавно, например, жители деревни Большая Драгунская под пгт. Кромы отмечали РЕМЕННУЮ, то ли ВРЕМЕННУЮ. Попал на весёлый праздник и мой сосед – Пётр Дмитриевич. Есть и до сих пор такие праздни-ки – у каждого свои имена – в Троснянском районе.
 
Правда, в бочке мёда находилась и ложка дёгтя. До рево-люции 1917г многие сёла стали называться в честь тех святых, имена которых носила церковь. Это вызывало беспокойство учёных, так как исчезали древние названия и появлялись в большом количестве населённые пункты, именуемые, как Ни-кольские, Михайловские, Покровские, Рождественские, Бого-родские и т.п., что наглядно прослеживается и в троснянском крае, хотя сейчас здесь не сохранилось, увы, ни одного храма (написано в 1994 году).

 
==========
Святитель Николай (икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век. Рождение – ок. 270 года. Ликия. Смерть – ок. 345 года.
Почитается: в Православной, Католической, Англиканской, Лютеранской и древневосточных церквях. В лике святителей. Главная святыня: мощи в городе Бари (Италия), также часть мощей в Венеции.
(Из Википедии)==========


Скажем, село Никольское имеется не только на юге Трос-нянского района, но и в Свердловском районе. Бывало, что и я не единожды переспрашивал своего собеседника, а какое Ни-кольское имеет он в виду, когда тот в разговоре упоминал это название! В царское время, чтобы хоть как-то отличить одно Никольское от другого, придумывались длинные наименования. Например, такие: Никольское-Черновское тожь (Это о троснян-ском Никольском); Никольское, что на реке такой-то! 

На карте Орловской области я насчитал 12 сёл и деревень (?) по имени НИКОЛЬСКОЕ, 6 посёлков – НИКОЛЬСКИЙ и 5 де-ревень – НИКОЛАЕВКА! И это после того, как в 1969 году про-изошло укрупнение многих населённых пунктов.

В посёлке городского типа КРОМЫ существует Свято-Никольская церковь. Конечно, мы глубоко почитаем Святого Угодника НИКОЛАЯ из Византии, но, полагаем, что иметь столько населённых пунктов только в Орловской области, прославляющих данного Святого, это, действительно, много. Как говорил писатель Сервантес: «Переполненный мешок золотом – рвётся!»

==========
Основные функции св. Николая (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставле-ние «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклор-ных легендах свидетельствуют, по мнению Б.А. Успенского, о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества Велеса (Абзац из Интернета).=============


Атеистическая Советская власть, казалось бы, должна была учесть ошибки церкви и не давать имена живших в то время правителей СССР колхозам, улицам, предприятиям, городам. Однако атеисты полностью переплюнули священнослужителей: присваивали СВОИ имена направо и налево! При Л.И. Брежневе подобный перебор несколько уменьшился: в районе только два колхоза могли иметь имя того же вождя – В.И. Ленина.

 Но зато появлялись улицы по именам: СОВЕТСКАЯ, КОМСОМОЛЬСКАЯ, ПРОФСОЮЗНАЯ, КОЛХОЗНАЯ, ПРОЛЕТАРСКАЯ, КРАСНАЯ, КОМ-МУНИСТИЧЕСКАЯ, МОЛОДЁЖНАЯ и пр. и пр.

см. далее.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии