38. В. Агошков. Тросна-Ефратово. Ретима, Тишима

38. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

РЕТИМА, ТИШИМА...

Что касается вариантов названий, то они существуют и сейчас. Например, в Кромском и Троснянском районах текут речки Тишинка. На некоторых картах их обозначают так: Ти-шимка, на более древних – Тишимль.

Но есть у гидронимов и более ранние формы: Тишима. Подобных слов на карте района можно найти ещё: Крома (овраг севернее села Гнильца), Госто-ма (река Гостомль), Ретима (ручей Ретимль-Колодезь; Мурома (от Муравль).

Учёные полагают, что -МА – это «материк», давший первоначальный приют людям, т.е. высокие места, холмы, горы. Мы уже говорили о том, что «гора» и «грудь» происходят из одного корня. Не означает ли и буква М («;;») графически не только волны «моря», а два холма, так похожие на «груди»! И нет ли здесь связи со словом «МАМА», с женщиной- прародительницей!

У историка С.М. Соловьёва языческий бог Сварог (Сварга) получил такое объяснение: от СВАР – небо и ГА – ходить. Не сле-дует ли отсюда вывод о том, что наши слова и их части (пристав-ки, окончания, а тем более – корни) появились от сакральных понятий.

... И.В. Сталин утверждал, что орловско-курский диалект стал основой литературного языка России.
Если русские слова связывались с божественным нача-лом, то не означает ли это, что они несут в себе, порою скрыто, эту информацию?! Если, например, прилагательные «СИНЕГО, НОВОГО» имеют конечное «-еГо, -оГО», то прочесть данные слова можно примерно так, как рождённые ГОсподом. У тех же литов-цев многие слова оканчиваются на -УС. Вспомним, что такое же «окончание» имеет и слово ИИСУС, что значит «СВЯТОЙ».
 
«СУС» в древнеирландском языке – «плод, рождение», в старославянском языке «СЪСЪ» – "грудь. Значит, все слова на –УС // СУС тоже как бы благодарят Святого за своё «порождение»!

А если топоним оканчивается на -МА, то кого он должен «благодарить»? Мать, материк, землю?! Скорее всего, именно так! И не означают ли наши слова Крома, Ретима, Тишима, Му-рома, Гостома и т.п. то, что они возникли на заре человечества, в период расцвета матриархата! Форма на –МА живёт и сейчас.
 
В Кромах, например, бабушки своих внуков по имени Максим зовут так: Максима! На северо-востоке страны есть много названий рек на -МА (Кама, Пужма, Молома и др.). Учё-ные пишут, что они никак не могут «прочесть» слова на «-МА» и узнать, какое племя было их носителем! Возможно, что наши топонимы на «-МА» также являются очень древними и принад-лежали племени, предки которого жили в наших краях, а затем были вынуждены уйти на север.

Известно, что сейчас археологи обнаружили в междуречье Волги и Камы следы сильного земле-трясения, которое скрыло проживавших там людей.

Идут споры и о том, каким образом было создано слово Вятка. От «вятичи»? Ведь жители Вятки себя называют «вятича-ми», но большинство исследователей склоняются к мысли, что г. Вятка никакого отношения к нашим предкам – орловским вя-тичам – не имеет. Кто-то говорит, что вятичи – племя финское, а не славянское. Финноугорские племена в древности, как из-вестно, расселялись почти по всей нашей стране, их первона-чальная родина находилась в пределах озера Байкал! Вот поче-му в Сибири течёт река Ока, так похожая своим названием на-нашу, орловскую Оку...

Сейчас трудно сказать, какие племена оставили нам в на-следство такие названия, как Тишимль, Ретимль, Муравль, Ту-рья, Тросна, Радогощь, Немёд, Ракитна и др.! Наряду с абориге-нами, появлялись и пришельцы, переселенцы из других мест.

«Троснянцы» уходили в поисках лучшей доли, а сюда приходили другие люди, в «землю обетованную». Поэтому появлялись и до сих пор живы «неофициальные» названия «племён и народов». Так, жителей Никольского сельсовета в обиходе зовут «цуканами», представителей Муравля – «суровегамн», деревни Берёзовки – «колуверами» и т.п.


(С) В.И. Агошков.


Рецензии