Почётный гражданин сша

            
     Я уже в разное время поместил на сайте три рассказа, записанных со слов Ивана Фёдоровича Липинского. Два года я работал рядом с ним, и мы тесно общались… Иван Федорович умел и любил рассказывать, и было о чём! Еще до войны он окончил две академии: Военно-морскую и академию ВВС им. Жуковского. В 1943 г. он (в тридцать лет) уже полковник и командир дивизии торпедоносной авиации на севере. Трижды был сбит, тяжело ранен, но вернулся в строй. После войны он командовал отрядами полярной авиации на самом дальнем северовостоке нашей страны…
     Сколько раз, слушая рассказы Ивана Фёдоровича, я думал: надо их срочно записывать, ведь потом всё забудется, пропадёт. Но за суматохой будней так ничего и не записал «по горячим следам». Спустя более тридцати лет сделал попытку воссоздать хоть что-то из услышанного от этого человека - лётчика с неординарной судьбой. Пробовал передать интонации его рассказов и атмосферу общения с ним. (Потом эти записки много лет пролежали в столе…)
Несколько очень уважаемых мною читателей, в т.ч. Людмила Волкова, посоветовали мне рассказать о летчике Липинском побольше. И действительно, столько эпизодов, рассказанных бывшим лётчиком, надо донести до читателей (пусть и немногих).
   Позже я объединю воспоминания Ивана Фёдоровича в один цикл, добавив ещё несколько неопубликованных рассказов или эпизодов.

Ниже один из них.
 
                ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН США

       Однажды, из-за проливного дождя, мы, двое сослуживцев Ивана Федоровича, были зазваны им к нему в гости. Ливень застал нас недалеко от дома Липинского. Жил он в тот период одиноко, в коммунальной квартире на Таганке. Я еще поразился: такой человек, вся грудь в орденах, тело в шрамах, посты занимал немалые, знакомства неслабые, а живет в коммуналке... Иван Федорович объяснил: "Ушел я от жены, всю жизнь терпел, а теперь ушел! Все бросил. Вот, комнату получил!  Живу…" 
     Мы развесили сушиться свою насквозь промокшую одежду и сели попить чаю… Завязался разговор о том, о сём… Вот тут-то и рассказал нам Иван Фёдорович необычайную историю,
которая видимо, имеет элементы авиационного эпоса. Это рассказ о случае с полярным лётчиком Черевичном, в авиационных кругах весьма известным. Обычно к таким историям молва добавляет существующие и несуществующие подробности. Я же опишу эту историю так, как слышал от Ивана Федоровича.
       Разговор, как водится, начался совсем издалека Разговаривали о случае с каким-то малознакомым мне человеком, который собирался ехать работать за границу. Тогда, в 1976-77 годах, это многое сулило, но выехать за рубеж было совсем не просто. Человеку этому оставалась какая-то формальность, какая-то последняя подпись – и он полетит за кордон, и возвратится через два года с чеками и правом покупки, к примеру, автомобиля. Иван Федорович, знавший этого человека, знал и концовку этой истории. Человека не пустили за кордон: перед последней подписью куратор спросил отъезжающего: "Скажите, вам не жаль бросать такую интересную научную работу и ехать куда-то торговым клерком? Мне действительно непонятно, зачем вам это?" – и чиновник доверительно, задушевно посмотрел ему в глаза. Человек на секунду потерял над собой контроль и ответил: "Да хочу хоть чуток пожить по-человечески!" И всё. Этого было достаточно. Человек остался дома на своей прекрасной, интересной научной работе с окладом в сто пятьдесят рублей.
         Мы, и не мечтающие ни о какой «загранице», немножко посмеялись над незадачливым путешественником, и тут Иван Фёдорович говорит: «А я знаю  человека,  который  хоть  сейчас может запросто поехать в Америку! И этому человеку не нужны никакие визы и другие бумаги. У него пожизненное право пересекать американскую границу! Таким человеком является летчик Черевичный!»
    Мы знали, что Черевичный – известный полярный летчик тридцатых-сороковых годов. Из когорты лётчиков, летавших с Водопьяновым, Громовым и другими героями покорения Северного полюса. Но всё же, Черевичный менее знаменит; и дело не в заслугах. Знаменитость у нас определяет только пропаганда!
     Ниже изложу историю с Черевичным так, как запомнил её по рассказу Ивана Фёдоровича.

     Во время войны потребовалось Сталину в очередной раз очень-очень срочно послать в Америку к Рузвельту секретную делегацию. (Кто был в составе этой делегации, какова была миссия никто, конечно, не знал… было это в преддверии ялтинской конференции, видимо в конце 1944 или в самом начале 1945 года). Сталин отдал необходимое распоряжение, а высокие чины, кто должен был обеспечить это задание, без лишних раздумий отрапортовали: "Есть! Через три-четыре дня полетим!" Далее они обращаются к командованию ВВС: надо срочно лететь в Америку! Ответ: "Есть! Через две недели полетим! Но сначала нужно серьёзно подготовить матчасть, резервные самолеты, проложить безопасные маршруты…"            
Высокие чины в панике:
«А раньше нельзя?» 
      «Никак нельзя! Иначе за безопасность не отвечаем! Но есть вариант: обратитесь в Гражданскую авиацию, у них-то опыта больше в таких полетах...»
Обращаются члены в ГА. Так и так, в Америку надо очень срочно! Когда летим? Полет очень ответственный, делегация сверхважная; осечки дать нельзя, поплатишься головой. Поэтому и ответ готов: «Есть! Как подготовимся, так и полетим.»
      Вопрос: «А когда?» 
      Ответ: «Через полторы недели, не раньше! И подготовиться надо, и погода сейчас нелетная на трассе, рисковать нельзя!»
  Чины пребывают в панике: «Но мы Сталину обещали вылететь через три дня! Что делать?!»
  Ответ: «Вы-то обещали, но с нами не согласовали… однако наш совет, вы обратитесь-ка в штаб Главного Северного Морского пути! Там своя авиация, северные трассы ими освоены, может, они и раньше полетят!»
         За звонками-разговорами время пролетело. Уже в полночь
раздается звонок в штабе авиации «Главсевморпути»:
    "Дежурный по штабу подполковник Черевичный слушает!"
    "С вами говорят из... По поручению И.В.Сталина надо очень срочно доставить в Америку группу лиц... Когда полетим?"
Ответ Черевичного: "Ну, сейчас уже поздно. Приезжайте к нам завтра утром, доложим начальству и полетим. Ближе к вечеру…"
С утра начальство «Главсевморпути» за голову схватилось, узнав о ночном разговоре Черевичного с ответственными чинами. «Главсевморпуть» тоже не хотел рисковать, и тоже хотел бы взять на подготовку больше времени. Но им втолковали, что о разговоре с Черевичным уже доложено Сталину и отступать нельзя. Тогда начальство вызвало Черевичного: ты пообещал – ты и полетишь!
   Конечно, на завтра они не полетели, а полетели спустя два-три дня. Полетели на американском гидроплане типа "Каталина". (Эти самолёты поставлялись нам из США.) У берегов Америки сели на воду, встретил их пограничный катер. Членов делегации отвезли на берег для выполнения специальной миссии. А Черевичный и экипаж... остались болтаться на воде! У них не было никаких документов, кроме офицерских удостоверений. В спешке о документах для экипажа забыли! В Америку пустить их не могли. Офицер пограничной службы США вежливо объяснил, что сейчас, при таком вот раскладе, только лично президент Соединенных Штатов может дать разрешение на въезд в страну Черевичному и его экипажу. Так что сидите, ребята, в самолете, поскольку ваш самолёт – это территория СССР! Ребята приуныли. Положение хуже губернаторского... так надеялись сойти на землю Америки и зайти в ресторанчик…
          На другой день подходит к "Каталине" пограничный катер, на борт самолёта поднимается американский офицер. Лицо его многозначительно сияет. Он торжественно вручает Черевичному красиво оформленный документ, напоминающий диплом. В документе сказано: г-н Черевичный является почетным гражданином США. Отныне и всегда ему разрешено пересекать сухопутную, водную и воздушную границы Соединенных Штатов Америки! Подписал президент США Рузвельт! (Аналогичные дипломы вручены и членам экипажа).
       Иван Федорович уверил нас, что самолично видел этот документ у Черевичного дома. По этому документу лётчика  Черевичного в любой момент впустили бы в США. (Но вот выпустили бы его из СССР? Это очень большой вопрос…)

       Легенда? На первый взгляд в этой истории многое от легенды и даже от анекдота. Но я готов поверить в эту историю, т.к. легенды не появляются на пустом месте.


Рецензии
Легенда или не легенда, Виктор, но, практически, именно так всё и было тогда в прошлом. (Может, кроме документа от Рузвельта). И написано очень хорошо, спасибо.
Однако у меня вопрос, может не по адресу. Озадачило вот это:

"... Хрипящим, низколобым, бесноватым.
Отнявшие и родину, и дом,
Они одни пусть будут виноваты
В холопстве и палачестве своём.
Не проживёшь со стадом этим вровень,
Не для тебя их сумеречный бред, -
Здесь все они родня по общей крови,
А на тебе пока что крови нет.
Я задала вопрос об этом стихотворении, его ли по интернету бродит
стихотворение. Да. И еще несколько в том же духе прочел. Зал аплодировал стоя.
Другие я не помню.

Майя Уздина 16.08.2015 11:04"

Это всё о россиянах! О русских! Хотелось бы знать, чьё это гнусное стихотворение "бродит по Интернету". Какая скотина его написала и еще бОльшая распространяет под "аплодисменты зала стоя"?!
Не надо только - чей я агент и т.п. Никому за подобную мерзость сегодня ничего не будет. А в каком-то зале может еще аплодисментов прибавится. А?

Альберт Иванович Храптович   16.03.2016 09:56     Заявить о нарушении
Вопрос, действительно, не по адресу...

Виктор Свиридов   16.03.2016 11:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.