Лев Лурье

Лев Лурье знает больше о жизни дореволюционного Петербурга, чем служба 09 о жизни города сегодняшнего.
Буклет сети "Буквоед"

"Легенда о Великом Инквизиторе" из "Братьев Карамазовых" Фёдора Михайловича Достоевского является одной из вершин творчества петербургского гения;сегодня на встрече с Львом Лурье в Доме Книги на презентации его новой книги "Без Москвы" спросил Льва Яковлевича о том,мог ли Достоевский реализоваться как классик русской литературы в Москве?Лев Лурье развёрнуто ответил,что,конечно, Достоевский родился и сказал Пушкинскую речь в Москве,но это абсолютно петербургский писатель,его образы,Неточка Незванова, Двойник, Подпольный человек и другие,могли быть созданы только у нас, в нашем самом "вымышленном городе на Земле".

На презентации один из присутствовавших задал вопрос про "дело Бейлиса".
Лурье ответил, что "присяжные оправдали Бейлиса".
Однако, более полная информация такова: в реальности присяжным были заданы два вопроса, на первый вопрос присяжные ответили утвердительно. Вопросы присяжным были о факте убийства и о виновности Бейлиса; при этом в первом вопросе были объединены вопрос о самом факте убийства, месте его и способе. Получилось, что, признавая факт убийства, присяжные должны были одновременно признать, что оно было совершено на заводе Зайцева путём многочисленных ударов колющим оружием, вызвавших обильное кровотечение и обескровливание.
Википедия

Дело Бейлиса стало мотивом для написания крупнейшим еврейским прозаиком начала XX века Шолом-Алейхемом романа «Кровавая шутка». Произведение было завершено 7 января 1913 года — ещё до начала судебного процесса. В дни процесса Бейлиса Фёдор Сологуб написал «Жуткую колыбельную», в которой он осуждает не только подлинных убийц ребёнка, но и организаторов процесса, подав всё это в таких объективистских тонах, что читатель мог истолковать произведение и как оправдание убийства, и гнусную провокацию.
Первый документальный фильм по материалам частного расследования   И. Красовского и С. Бразуль-Брушковского снял оператор В. Добржанский для киевского кинотеатра «Экспресс» Ю. Шанцера. Фильм показывался в августе 1912 года на закрытых просмотрах и за границей. Ещё один документальный фильм сняла фирма братьев Пате. Но он вышел в 1913 году и был запрещён в России.
Одновременно с документальными фильмами прямо во время процесса режиссёром Иосифом Сойфером были начаты съёмки художественного фильма «Тайны Киева, или Процесс Бейлиса». Фильм был продан за границу и шёл в разных странах Западной Европы и США.
После революции в 1917 году Николай Брешко-Брешковский снял ещё один художественный фильм «Вера Чеберяк».
В 1968 году на экраны США вышел художественный фильм «Посредник» по роману Бернарда Маламуда «Мастеровой», посвящённый делу Бейлиса.
В 1993 году режиссёр Григорий Илугдин снял документальный фильм «Долгая ночь Менахема Бейлиса». В 2003 году режиссёр Александр Муратов снял документальный фильм «Арнольд Марголин — выдающийся украинец и еврей».
Тема также получила отражение в художественной литературе второй половины XX века. Помимо романа «Мастеровой», существуют и другие художественные книги, посвящённые делу Бейлиса, например, роман Гелия Рябова «Конь бледный еврея Бейлиса».
В 2019 году кинокомпания «Север» запустила в производство художественный фильм «Дело Бейлиса».


Рецензии