Женщины и концентрационные лагеря Германии

  Концентрационные лагеря Третьего рейха известны своей жестокостью и насилием. Изначально они создавались германским правительством для уничтожения неугодных государству лиц или же противникам власти НСДАПА. Позднее, в период Второй мировой войны, «лагеря смерти» предназначались уже совсем для другого: в них мучали тех, кто не подходил под «расовую теорию» Гитлера. В числе заключенных оказывались евреи, сербы, цыгане и др. Огласке их действия были преданы на Нюрнбергском процессе. «Те, которые прибывали в лагеря, систематически подвергались жестокому обращению. Их принуждали к тяже­лому физическому труду, им не давали достаточного количества пищи и одежды; им не предоставляли помещений, пригодных для жилья; режим, которому они должны были постоянно подчиняться, был бездушным и бесчеловечным; они были жертвами прихотей отдельных охранников».
  Наибольшей жестокостью начали славиться концентрационные лагеря, когда комендантом Дахау стал Теодор Айке (еще до Второй мировой войны, в 1933 году), который и ввел смертную казнь для заключенных. Он же и настоял на том, чтобы надзиратели «по-особому» относились к тем, кто находится в лагерях. Выдвигал термин о том, что абсолютно все заключенные опасны для общества и благосостояния Германии.
  Одновременно с переустройством концентрационных лагерей Айке создал в СС особое подразделение под названием «Мертвая голова» (нем. SS-Totenkopfverb;nde), где готовили к службе в «лагерях смерти». Гесс, который был одним из тех, кто работал под руководством Айке, в своей автобиографии писал: 
«Поэтому он, Айке, требует, чтобы надзорсостав из эрзац-подразделений, несущих отныне службу в лагерях, воспитывался в духе непреклонной жесткости по отношению к заключенным. Охранники должны быть готовы к тяжелейшей службе, к выполнению самых суровых приказов. Именно ради этого они здесь и несут службу. Теперь СС покажут, что их суровое воспитание в мирное время было правильным».
  Однако, не только мужчинам Третьего рейха доставалась роль надзирателей в концентрационных лагерях Германии. До военного времени женщинам предлагалась такая работа на добровольной основе, но, не смотря на высокую заработную плату, желающих на нее все равно было немного. А уже с началом войны, из-за нехватки кадров, «слабый пол» стали принуждать к этой службе. Таким было распоряжение НСДАПА.    
  Нельзя сказать, что все женщины без энтузиазма выполняли свои служебные обязанности. Часть из них, иногда даже большая, просто с нечеловеческой радостью брались за исполнение жестоких наказаний, и порой, даже делали то, чего от них и не требовалось. Так, например, одна из самых жестоких женщин-надзирательниц Германии Ирма Грезе помимо избиения заключенных натравливала на них специально изморенных голодом собак. Лично отбирала людей для газовых камер и периодически убивала их из своего пистолета ради собственной забавы. Также она часто вступала в интимные отношения с заключенными среди которых были как мужчины, так и женщины.
  Другой, не менее жестокой женщиной Третьего рейха, была жена одного из комендантов Ильза Кох. Ее прихотью была татуированная кожа узников; особенный интерес для нее представляли наколки на груди и спине. Из нее супруга коменданта предпочитала делать абажуры, шить перчатки и скатерти. Трижды Ильза Кох была арестована (в 1941 году она была обвинена судом СС, в 1944 и 1947 гг.), однако, своего наказания так ни разу и не получила. Показания свидетелей не стали для суда вескими причинами для ее задержания. Правда, в 1951 году немецкое правительство все же выдвинула Ильзе приговор-пожизненное заключение. В 1967 году женщина повесилась в собственной камере.
  Но не только надзирательницы служили на благо «великой Германии». Женщины-врачи тоже проявили себя в этой области. Самой известной из них, пожалуй, была и остается Герта Оберхойзер. Для того чтобы создать лекарства для солдат Германии, она и другие врачи (конечно же, под руководством Оберхойзер) проводили эксперименты на заключенных, в числе которых были дети и беременные женщины. Узников резали без анестезии, вживляли в них различные предметы (стекло, гвозди и др.), давали новое лекарство и наблюдали за реакцией экспериментуемого организма, что в большинство случаях заканчивалось летальным исходом.
Герта Обейхозер стала единственной женщиной, обвиненной на Нюрнбергском процессе. Ее приговорили к тюремному заключению сроком на 20 лет, однако, на свободу она вышла гораздо раньше-в 1952 году и еще некоторое время продолжала заниматься врачебным делом. В 1958 году ее лишили лицензии.
  Роль женщин в концентрационных лагерях Германии была такой же, как и мужчин. Все они должны были служить на благо Третьего рейха, и главной их задачей была-защита немцев от опасных заключенных. Та жестокость и безразличие, которую они проявляли, и, которая подчас выходила из-под контроля, была распоряжением самого НСДАПА (доброжелательные отношения с узниками были запрещены), и надзирательницы всего лишь выполняли указания своего правительства, зная, что тем самым они служат на благо своей страны.


Рецензии