39. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Цуканы
ПОЧЕМУ «ЦУКАНЫ»
Смотрим у В.И. Даля слово «цукан» и видим, что в Тамбов-ской и Воронежской областях так называли «цокальщиков», тех, кто говорит «Ц» вместо «Ч». На первый взгляд, это подтверждает наше предположение о том, что жители сёл Гнилец, Никольское, д.Красавки, Турейки и др. привезены графом Потёмкиным на Орловщину с Тихого Дона, поскольку уж очень у представителей данных населённых пунктов развиты привычки и традиции, описанные писателем М.Шолоховым!
А с другой стороны, В.И. Даль указывает и такое значение слово «цукан»: прозвище вла-димирцев, аргунов. Город Владимир расположен на северо-востоке от Москвы, а река Аргун течёт на Северном Кавказе.
Может быть, составитель словаря имел в виду какой-то другой г.Владимир?! В XIIв люди массами шли с берегов Дона и Днепра к Юрию Долгорукому, в Московию, и подобные переселения поддерживались князем. В 16в, когда Московское государство стало осваивать южные земли, процесс переселения пошёл об-ратно. Так что «цуканы» появлялись не только на Орловщине.
Но если одни «цокали», то другие «чокали», т.е. вместо слова цуканы должны быть и чуканы. Действительно, объясняя значе-ние слова «чукавый», Даль написал: «Чукан, курское, орловское – «щёголь». Можно ли назвать наших «цуканов» щёголями? Види-мо, да. Любят местные парни пройтись франтом, щегольнуть со цветком той же черемухи в фуражке, надетой набекрень!
Носят «цуканы», несмотря на все моды, чубы по-особому, с неподра-жаемым «шиком», так, чтобы волосы обязательно выглядывали из-под картуза. Девушки любят все яркое, цветное, парни – во-енную форму. Пишет Даль, что куряне говорят: «чукаво» (лапотки чукавые), такие, которые «в обрез», «в обтяжку», «вокороть».
Сейчас слово «чуканы» приобрело иной оттенок – «чукану-тый, т.е. почти выживший из ума, делающий что-то не так, как все»! Правда, это оскорбительное определение совсем уже не связывается с какими-то национальными привычками, пересе-ленцами, а адресуется в гневе любому попавшему под руку что-то не так делающему соседу или даже родственнику. Оно и по-нятно, поскольку каждый город имеет свой норов! Россия исста-ри заселялась представителями разных племён и народов.
И у каждого человека была своя культура, свой уклад жизни. Важно всем нам, народам России, быть очень терпимыми друг к другу, уважать традиции и привычки, культуру. Помнить золотое пра-вило: попал в гнездо грача – каркай по-грачиному!
На карте Орловской области в Свердловском районе есть поселок Цуканы, много людей с фамилией Цуканов, предки ко-торых пришли в наш край из других мест. Буква Ц на письме обозначает два звука: Т+С (сравни: СМЕЁТСЯ // СМЕЁЦА). Поэтому фамилия ЦУКАНОВ в наших краях могла и видоизмениться: Т+СУКАНОВ дало СУХАНОВ, ЦЫГАНОВ, ЗЮГАНОВ, ШАГАНОВ, ТУКАНОВ, ТАГАНОВ и пр.
Для жителей села Муравль, называемых «суровегами», никольцы, гнильчане, красавцы и др. были «цуканами», поскольку те «цокали» и говорили (да и сейчас ещё произносят) многие слова «по-своему».
А что значит «суровеги»? Точного ответа нет. Есть предположение, что это выходцы из Суздаля. Вспомним бы-лину «Суровец-суздалец»:
Как жил на Руси Суровец-молодец,
Суровец-богатырь, он Суроженин
По роду города Суздаля...
см. далее
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213120500022