Снегурочка - 3. 5-я глава. треклятые нюансы

               
 
   В  коридоре  перед кабинетом  профессора  ВЗИСИ  Визборга  целый час  пришлось  ждать…Про него  сказали: «талантливый металлург, на  руководящей  работе  он  сам  подбирает  себе  кадры!».. В кресле полутемного коридора пахло  сыростью. Рита волновалась, как перед экзаменом, мысленно  прикидывая,  какие  слова  для  проверки  придется   писать!. Ей   часто  говорили, что  у  нее  «врожденное чувство слова», и  в школе  она не  делала  грамматических  ошибок, «спотыкаясь»  на   ошибках  других. «Я правильно  ставлю  знаки препинания, только…терпеть не могу  твердый  знак! Вряд  ли это имеет большое значение.. но  придется   сказать  об этом…» 
    Когда ее, наконец-то, вызвали, Рита, розовея от волнения, вскочила… Из-за   стола  навстречу  поднялся   полный  лысоватый    мужчина   лет  шестидесяти…долго   разглядывал ее, прищуриваясь:
-  Ну,  здравствуй!  - сказал, -  А  ну-ка,  сними шляпу..
   Рита  была  причесана, и  даже  заплела косы! Не хотелось снимать  так идущую серую шляпу, но она послушно сняла, представ  перед  профессором  в  короткой   юбке, черной  куртке  и  сером  газовом шарфе…с косами до пояса…Профессор  хмыкнул,  пожевал  губами,   и  сел   напротив на стул:
- А ты  ничего! - усмехнулся   он  в  усы. -  Скажи,  а  ты   обязательно  хочешь  работать?  Или…?
-  Конечно работать, за этим  и пришла!  -  удивилась  Рита,  сказали,  у  Вас  есть  вакансия.. По специальности  я медсестра, но пишу грамотно. Стихи  и прозу. Я    буду   поступать   в  Литературный…
-  Погоди! Я не против, чтоб ты училась, - остановил  он  жестом   руки, - но  работать и  учиться, -  хлопотно! А где   собираешься  жить?
- Пока  у  подруги…-соврала  Рита, а  вообще я  ищу  работу   с   жильём…Хоть  с   общежитием… А  у   Вас    нет…?
- У нас нет!  - снова остановил  он  жестом, но  для  тебя   найдется.  Подойди-ка   ближе!
   Рита подошла. Он взял ее руку, потянул к себе.. Словно  ужалившись,   Рита   оттолкнулась  и  вскинула  подбородок:
 - Вы    чего?!...-  глянула   испуганно. -я..я  Вас  не  понимаю!
-   Дурочка, -  рассмеялся  профессор,  глянув  в  расширенные  глаза,  -  к тебе  ОСОБОЕ  предложение.  Я   сумею  тебе  помочь, как никто!..
-  К..каким    образом? -  настороженно  проговорила  Рита,  пятясь, -  Что  Вы задумали?!  Вы  как  обо  мне    думаете… а?!
-  Да  не  бойся ты!  Ничего  я  плохого    не думаю,  -  устало  вздохнул профессор, -  наоборот! Ты  из  провинции,  видно. Но  я  могу  сделать  тебя  настоящей   столичной   дамой.  Ты   обо  мне   ничего  не  знаешь: смотри,  сколько   книг! -  рукою  обвел   ряд    полок,  - это  всё  мои  труды  по металлургии.  Я  творческий  человек,  не то,  что   некоторые! То, что  я   могу   сделать  для  тебя,   никто  не   сможет. Скажу  честно:  я    человек  семейный:  дочь  у меня -  твоя   ровесница,  сын   помладше… А  жена…хмыкнул, -  мегера,  стервь!.. будь она  неладна!...Давно  не  живем. До  тебя  была    любовница,  хорошая   женщина! Была,  и   нет:  вышла  замуж.  К  сожалению! Красивая   женщина..Я  ее  любил…Немного  похожа  на  тебя.  Но  ты   моложе,  и   гораздо  красивее!..Видишь, я   с  тобой  откровенен.И   хочу,   взаимно,   чтоб  ты  была   откровенна.  Комнату   тебе   сниму,  буду   брать   в  заграничные  поездки…как  «жену»! Буду  оплачивать   твои  счета,  дарить  подарки, все   твои  желания  выполнять... С  единственным   условием, -  он  смотрел    пристально… Рита   подобралась,  выжидая, - глаза  ее  стали  колючими.
-  С  одним   условием!  - повторил  он,  -  Каждый  шаг свой  будешь   докладывать  мне. 
-  Вы   мне… что  предлагаете? -  сузила  глаза  Рита, - любовницей стать? Сидеть   в  вашей  комнате, жучкой  на  цепи,  да? И  -  никуда  без   вашего разрешения, - да?!
-  Да  не ершись. Почему « на   цепи»!? Можешь  гулять   где   угодно: ходить  по   магазинам, выбирать   наряды,  косметику,  -  что хочешь! -  я   буду  оплачивать.. Готовиться  в  Институт?…Так   я    ПОМОГУ  ПОСТУПИТЬ, куда  хочешь!.. У меня   всюду  связи. Можешь  жить  свободно, ТОЛЬКО  СО МНОЙ, -  а  больше  ни   с кем…Поняла?!
-  И…что? -   и  в  гости   никого  нельзя  будет   привести?-  иронично  спросила   Рита.
-  Ну, ОДНА  подруга,  лучшая… чтобы   не  разболтала,-  ладно..  А  лучше,   чтоб  никого..  Будешь, как  королева: хочешь, -  в  театр, хочешь, -  в  кино! Но  КРОМЕ   МЕНЯ   чтоб   мужчин   не   было.
--  Вы… Вы что?..Купить  меня  решили? В  проститутки да?!...- Рита   негодовала.
-  Ну,  нет, что ты!  При  чем  проституция?! Ты  чистая,  юная..-    попытался   он  дотянуться,  притронуться…Рита,   отступив    на  шаг,   выкрикнула:
-  Вы! Вы!!! Пользуетесь  тем,  что  я   беззащитна, молодая, и совсем   без  средств ! Даже  на метро   денег  нет,  и..и...и...поэтому…
-  Что  ты  болтаешь!!.. -  мужчина   достал   из  кармана   сотню,   небрежно    сунул    хрустящую  бумажку   ей  в   карман  куртки, - Вот   тебе   на метро,  можешь  взять  такси,  дурочка  ты   провинциальная!  Я  тебя  не держу. Иди,  и  хорошенько подумай,  потом  позвонишь, -   сунул   бумажку с рабочим  и   домашним   телефонами, -  завтра  или   послезавтра…сама решишь. Но… если трубку   возьмет  моя  мегера…не говори. Не бойся! Никто  не   навязывает, -  просто  я  хочу   тебе  помочь. Пойми, я   человек   в   возрасте, и  хочу  дальнейшую   свою  жизнь   прожить  так,  как  сам  хочу! А я  хочу  любить   молодую,  красивую  женщину…девушку! Ты  мне  понравилась…
-  А Вы   мне –   нет!
-  Пока,..-  улыбнулся   в  усы, -  глупенькая,-  ты еще  не  знаешь,  как  тебя  можно  любить!..
    Рита  развернулась  и   выбежала,  сжимая   сотню в  руке, со слезами .. она  чувствовала  себя  униженной:  «выходит,  если  денег  нет, - всякий  может  тебя  оскорбить,  наговорить   гадостей..делать  любые  предложения?!»..Попрошайничать  она  не  могла, а  занимать не  у  кого…В редакции    назанималась!..когда  сможет   отдать,  неизвестно! Она  была  голодна,  бездомна, и  чувствовала   себя    несчастной... Сто рублей!!!..-  впервые в жизни  Рита  держала   такую  сумму.  Как  заработать,  не  имея  - ни   образования, ни  жилья, ни  прописки?.. Ничего. кроме  обычного  умения:  готовить,  шить,  рисовать,  делать  уколы  и   грамотно писать…Казалось, «этого довольно».. А ей   встречались  люди,  не  умеющие  и   половины   того,  что   может   «букашка без бумажки»…В то время  как   «Букашки  с  бумажками»    работали   «спустя  рукава»,  ленились, лакали  водку.. и  зарабатывали  много!  С  дипломами  ВУЗов…и  «бесполезные»…
   …Однажды   в  Сретенскую  больницу  приехал   молодой   врач- бурят  с равнодушным  лицом… Хусанбаева   сразу  взяли   хирургом, - поскольку  отец   доктор   известной  клиники…И  шуму  же  было,  когда  юный  дипломант  «зарезал»  больного  на  операции!..Дело замяли,  «неудачника»  с дипломом  перевели   в  терапию...Но терапевтом  тоже  нужно соображать, а Хусанбаев   был туп, как валенок. И «букашку»  с  повышением»! – поставили  заведующим. Не  прошло   и  двух  месяцев,  как  случилось   из-за   его  неумения  оформлять  документы  сучилось ЧП, после   чего  горе-врача    перевели   в   анатомичку…Но как  же   все  были   удивлены,  когда  он  и   в   морге   не справился!...Рита недоумевала:  почему  его  отцу   не  пришло в  голову,  что  у  сына  нет  призвания  к  медицине? Бедняга  просто  НЕ МОЖЕТ, - а главное  НЕ ХОЧЕТ  лечить...Рассказывали, что  он  еле   окончил  ВУЗ  с «тройками»: отец  выручил! После  окончания  - «умыли руки», направив его в больницу..Встал вопрос:
   «Куда   же  девать  дипломированного   балбеса?»…и  - сунули   его  в  Мед. Училище,  вести   курс  «гражданской  обороны»... Рита  у  него   экзамен  сдавала.  Поистине  прав   философ  Лихтенберг: « худшее  из  зол   цивилизации, -  это  ученый - дурак!». Но при  всем  при  том  есть  немало  народных  умельцев  без  диплома,  могущих  «заткнуть  за   пояс»  иного   инженера!..
    Так думала  Рита, подняв  руку  остановить такси,  еще  не зная, куда  податься. Пославший   ее  «дедушка»  дал  свой  адрес. Супруги   жили   в  центре  Москвы.  Приехав к ним,  Рита   со  слезами,  швырнула   «деду»  в  лицо   разменянную   сотню:
- ..Меня  пытались   купить, а  на  работу не взяли!!!...
   Супруги  пожали   плечами,  и,  напоив   чаем,  - отправили   спать:
-  Утро  вечера  мудренее. Не хочешь, - не   надо. А может,  зря?! .
-  Еще чего! – сверкнула    глазами Рита.   
 
  … По  новому   адресу   ее  встретила  приветливая   женщина  с  двухлетним   малышом   на  руках: 
-  Нужна  помощница  по дому… отметили  день  рождения, и   сижу   с  сыном… даже  в магазин сходить некому!
    «В  СССР  служанок  нет!…» Рита  улыбнулась  с  облегчением  и…  пошла   сдавать   бутылки. Прибравшись  в  спальне  малыша, и  усыпив  его,  -  читала,  рисовала   и   вырезала…ожила!  С  хозяйкой   они подружились. Все  шло   лучше  некуда  три месяца! Но…в    конце  декабря   вернулась из-за  границы  прежняя домработница.  И Рита, в  растрепанных  чувствах   вернулась   на  вокзал. В  запасе Путевка  на  «Центролит», -последняя надежда…


Рецензии