Шахматная партия

Я и раньше встречал этого высокого пожилого человека - город у нас небольшой, тем более, живем неподалеку. Но говорить до сих пор как-то не доводилось.
А тут оказалось, что едем мы в одном направлении - узнали мы об этом во время пересадки на поезд в Хайфу. Тогда мы постепенно и разговорились. Еще свежи были воспоминания о недавних обстрелах. Так я узнал от него эту удивительную историю.

-Люди в основном жалеют об упущенных возможностях или несбывшихся мечтах,-сказал мой собеседник как бы вместо предисловия. -Мне же, по большому счету, жалеть не о чем. Жизнь у меня была не простая, но счастливая.
Прежде всего потому, что большую часть своей жизни я занимался тем, к чему душа лежала. Женился я на женщине, которую любил. С детьми... Ну как со всеми детьми, по разному было - и непонимание, и обиды. Но главное, они нас любят. А про нас с женой и говорить нечего. Потому и выстояли мы, когда сюда приехали, хоть и трудно приходилось...
Многие жалеют, что не оказались там, где хотелось бы... Но я думаю, что там, в другом месте, у меня была бы совсем другая жизнь. Не моя. 
А если о чем и жалею... Вы, наверное, смеяться станете... О... Потерянной шахматной партии.
?!
-Странно, правда? Тем более, что это не было игрой на первенство мира или даже на каком-нибудь престижном турнире. Но дело в том, что это была самая красивая, самая необычная партия из всех, которые мне довелось сыграть в жизни! Точнее - играть, потому что партия эта так и осталась незавершенной.
Я ведь в юности большие надежды подавал... Да. Довелось однажды и у известного гроссмейстера выиграть. Но Ботвинник из меня не получился... Послевоенное детство, постоянные переезды - отец у меня военным был... Потом институт, работа в конструкторском бюро, которую я очень любил... А потом, на старости лет, вдруг все пришлось начинать сначала: и посуду в ресторанах мыл по десять часов за пять шекелей в час, и дороги строил наравне с молодыми...
Первые пять лет промелькнули-я и не заметил. Все как один день: работа, переезды с одной съемной квартиры на другую, наконец, покупка дома...
Потом дети, слава Богу, устроились, и мы наконец вздохнули, огляделись. Ба, да тут оказывается море есть, и не одно. Да и кроме моря есть чем любоваться. Нет, я конечно работал пока мог. Но хоть глаза открыл! А то четыре года рядом с морем проработал, а на самом море так ни разу и не был. Не верится? Мне тоже сейчас не верится, что такое может быть. Но было ведь и не до моря. Чтобы за все заплатить, не остаться без крыши над головой, детей поднять, приходилось работать не поднимая головы... Короче говоря, не до моря было, а тем более - не до шахмат...
Да и играть особенно не с кем: во-первых, все заняты своими делами и проблемами. А во-вторых, неинтересно мне с дилетантами, которые при первой же возможности на размен фигур идут - весь смысл игры теряется. Встретить достойного противника-большая удача. Так, задачи шахматные решал, да с появлением компьютеров начал играть против компьютера.
И вдруг... Чего только в жизни не бывает! Достойного противника я нашел на охране стройки! Да. Я работал ночным сторожем, а вместе со мной охранял стройку бывший врач, тоже пожилой уже. Врачи вроде бы больше востребованы были чем бывшие конструкторы. Но у него не получилось. Жена его денег хотела и уговорила мужа магазин открыть. Ну и взяли они ссуды на открытие бизнеса, а дело у них не пошло. Вот он и остался ни с чем: жена ушла, разрешение на врачебную практику этот бедолага не получил... Одни долги остались.
В силу возраста он тоже сторожем работал. Выпивал сильно...
А тут увидел, что я по мобильному телефону с компьютером в шахматы играю, и вдруг оживился.
-Шахматы любите?-спросил он.
Люблю,-ответил я.
-Сыграем?-спросил он.
Я пожал плечами-не ждал встретить достойного противника... Но, согласился.
Начали мы игру и тут я почти сразу понял, что передо мной не простой противник, который думает в лучшем случае на два-три хода вперед. Он оказался настоящим стратегом! Особенно мне понравилось, как виртуозно орудовал он пешками. Я сразу же вспомнил игру Корчного-он славился атаками пешек.
Но мне удалось разгадать  замысел моего противника и первая партия завершилась вничью.
-В юности  я Мастером был,- усмехнувшись, сказал он, в ответ на мой удивленный взгляд.-Правда давно уже не играл...
Мы стали вспоминать свою юность, кому и с кем довелось играть.
-Здорово играете,-похвалил он меня.
Мы снова открыли апликацию и начали новую игру. На этот раз я играл белыми, но... В середине партии признал себя побежденным, после того, как он сковал мои фигуры. Я понял, что эту партию мне уже не выиграть...
Оба мы подустали, но во мне проснулся азарт-я жаждал реванша.
Тогда то мы и начали ту незабываемую партию.
Представьте себе: ночь, холод - собачий... А мы разыгрываем красивейшую, уникальную партию!
Мне удалось нейтрализовать его пешки на флангах и я стал выстраивать свои фигуры для атки на короля черных-знаменитая атака двух коней. Но и противник мой сделал неприступным убежище короля с помощью двух слонов и ферзя. Мне предстояло посредством жертвы ладьи взломать оборону черных, а затем...
Но, доиграть эту партию нам было не суждено...
Почему не удалось доиграть? Всему виной ракетный обстрел. Да... Очередная заварушка  началась как раз в ту ночь.
Можно было предположить, конечно, что вскоре что-то начнется - накануне нашей ракетой был убит в собственном доме какой-то их командир... Но у нас ведь постоянно что-то происходит.
В общем, когда завыла первая сирена, мы продолжали игру.
"Береженного Бог бережет", решили мы. -К тому же, шанс быть убитым во время таких обстрелов примерно такой же, как и выиграть в лотерею, - сказал бывший врач.
-Вы так думаете?-усомнился я.
-Так написал в местной газете  математик Н. из Иерусалимского университета.
Может это действительно было так, но сирены выли буквально одна за другой, а потом рвануло совсем близко...
-А знаете, по-моему шанс погибнуть от ракеты все-таки выше, чем выиграть в лотерею,- глубокомысленно сказал мой напарник и противник в одном лице. Я подумал о том же.
Мы спрятались среди блоков бетона-там нам казалось безопасней всего. Только в попыхах мы не сохрании ту партию. Не помню, то ли телефон у меня упал, то ли нажал я что-то не то...
Попытки восстановить партию через апликацию результатов не дали.
Позже мы еще пробовали играть, но та первая ночь обстрелов была особенно богатой на ракеты. Нам то и дело приходилось укрываться в нашем бетонном укреплении.
Потом я по памяти пытался восстановить ту партию, но ничего у меня не получилось-порох уже не тот. У меня всегда была феноменальная память. В школе бывало, гляну в текст прямо перед уроком истории или литературы, и запомнал стих или рассказ о каком-нибудь историческом событии. А теперь не могу вспомнить всех имен одноклассников. До смешного доходит- совсем недавно пытался и не смог вспомнить имя девушки, в которую был страстно влюблен к концу школы... Не знаю от чего так: то ли возраст, то ли это у меня после тех обстрелов.
А что касается моего противника, то он на мою просьбу попытаться восстановить ту партию по памяти, только рукой махнул, как и на свою жизнь. Одаренный вроде бы человек, а к себе, к жизни и к своему дару относился совершенно бездарно.
 В ответ на мое возмущенное недоумение, он вдруг сурово, и как-будто даже с осуждением посмотрел на меня.
-Вы видимо очень благополучный человек, раз так из-за шахмат переживаете.
Я сказал, что в общем-то так и есть: мол, считаю себя человеком счастливо прожившим свою жизнь несмотря ни на что.
-Я так и подумал,- покачал головой бывший врач.
Больше мы с ним не играли: он замкнулся, погрузившись в решение каких-то своих, гораздо более сложных проблем.
Вряд ли он решил их так же успешно, как решал на шахматной доске, потому что вскоре запил- запои у него были довольно частые, а потом, говорят, дочь отправила его в клиннику для алкоголиков. Но он оттуда сбежал и с тех пор его никто больше не видел.
Поэтому как сложилась его жизнь дальше- не знаю.
А партия та, так и осталась недоигранной, да к тому же еще и бесследно пропавшей. Точно так же, как этот ни на кого не похожий человек. Жаль...


Рецензии
Добрый день, Влад!

Давно у Вас не была, но очень рада была снова открыть Вашу страницу. Замечательный рассказ! Но Вы и раньше писали прекрасно.

С наступившим Новым годом!

Душа Шахини 1   02.01.2020 12:29     Заявить о нарушении
Рад видеть Вас, Тамара!
С Новым Годом!
И спасибо за высокую оценку рассказа.

С уважением,

Влад Ривлин   02.01.2020 13:06   Заявить о нарушении
Добавила Вас к себе чтобы не потерять.;)))

Душа Шахини 1   02.01.2020 13:28   Заявить о нарушении
Благодарю!

Влад Ривлин   02.01.2020 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.