Ночь на Ивана Купала... Купание

Продолжение цикла “Русь изначальная и современная пушкинской строфой”
Начало: http://www.stihi.ru/2013/10/16/6100   
http://www.stihi.ru/2013/10/20/72
http://www.stihi.ru/2013/12/03/5115


Sofia Rotaru - Chervona Ruta - 12 (Івана Купала / John the Baptist)

Sofia Rotaru - Ivana Kupala / София Ротару - Ивана Купала

С праздником Ивана Купала



Из нежных ароматов ночи
И волшебства цветущих трав
Сплетают девицы веночек
И хороводят у дубрав.
Вокруг костра веселье, пляски,
И персонажи разных сказок
Участие хотят принять,
Чтоб вместе до утра гулять.
В пруду среди цветущих лилий
Младые девы хоровод
И песнь ведут, пока восход
Закроет бал ночных идиллий,
Венки пускают по реке,
Пусть будет счастье на земле.

Вокалом девушек-купальщиц
Весьма доволен водяной.
Он глазками их, как буравчик,
Прошил и “съел” всех по одной,
Он в этот вечер очень добрый,
И ласковый, совсем беззлобный,
Таким бывает раз в году
Хозяин в собственном пруду.
А девицы – ну как русалки,
Прохожих будут обливать,
Кого отловят – целовать,
Пойдут искать цветочек яркий –
Цветущий папоротник в лес,
И всех волнует ночь чудес.

5.12.2013

========
Сонеты написаны пушкинской (онегинской) строфой

======================


Иван Купала – один из древнейших славянских празднеств, напрямую связанный с летним солнцестоянием, днем, когда солнце достигает самой высокой точки в небе. Соответственно, и отмечают это событие как раз 23-24 июня. После этой знаменательной даты дни начинают убывать, Солнце теряет свою силу.
Иван Купала, также Иванов день — народный языческий праздник, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе.
До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния (20-22 июня по старому стилю). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX-XXI веках). В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.
Название праздника возникло в результате постепенного наложения (в процессе христианизации) названия церковного дня в память Иоанна (Ивана) Крестителя (Иоанна Предтечи) на древний дохристианский (славянский) праздник ритуального омовения и очищения «Купалье», который является календарным, и приурочен к самой короткой ночи (21-22 июня).
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами.
Купаться в Иванов день — обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
Старинные приметы на Ивана Купала
В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! Прежде чем исполнить этот обряд, стоит поэкспериментировать с различным горючим материалом и выбрать что-нибудь наиболее долгогорящее :)
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов (под муравьиным маслом, скорее всего, понимается муравьиная кислота).
В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет. Возможно, так и произойдет, если скотина благополучно переживет нервный стресс от вида и запаха медвежьей головы :)
Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется. (исполнится, если вовремя сумеете убежать от разгневанных садоводов-огородников).
Обряды на Ивана Купала

Праздник Ивана Купалы (Ивана Травника), или Иванов день приходится на 7 июля. Название происходит от глагола купать, кипеть и в этих словах заметно взаимодействие в купальных обрядах огня с водой, которые выступают как брат и сестра. Символом праздника является двухцветный цветок иван-да-марья.
Купальские обряды с водой
Накануне Ивана Купалы принято купаться и такому купанию приписывается целебная сила. На заре вологодские женщины собирают росу, т.к. она имеет магические свойства.
Берутся скатерти, ими собирается роса, которая выжимается в специальный сосуд. Потом этой росой умывают лицо и руки, чтобы кожа была красивой и не было прыщей. Тогда же крестьяне моют на реке или в колодце кадушки, где месят тесто для приготовления хлеба.
В Пензенской губернии купальной росой кропят постель и стены дома, чтобы не водились тараканы и клопы. В Орловской губернии с этого дня начинают заготавливать веники для бани. Считалось, что если использовать веники, приготовленные до Иванова дня, то будет чесотка.
Купание в речках и умывание росой было когда-то очень распространено, даже обливали водой всякого встречных и поперечного.
Купальские обряды с огнем
Огненная природа праздника Купалы выражалась в обычае жечь костры. В окрестностях Москвы ивановские огни разжигались на горах, в полях и на берегах рек. Мужчины и женщины по очереди прыгали через костер. Через огонь даже перегоняли скот. Прыжки обеспечивали плодородие. Чем выше прыжок и огонь, тем выше будут расти хлеба.
В Сибири прыгание через огонь заменил обычай прыгать через крапиву, которая символизирует огонь. В Туле праздник, на который приходили в чистых белых рубашках, начинался с того, старики терли друг о друга два сухих дерева. Все в молчании ждали, пока загорится «чистый огонь». Праздник начинался после появления огня. Над костром матери сжигали сорочки с больных детей, считая, что так они исцелятся.


Рецензии
Спасибо автору за живое описание этого старинного обряда!..

Анатолий Бешенцев   09.12.2013 11:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий.

Я сейчас в цейтноте, как-нибудь приду знакомиться с Вашим творчеством, пока не могу. Я должна помочь многим.

Галина Римская   09.12.2013 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.