К дню Кино...

Прошел день Кино, вспомним наше кино, как это было…

В нашем сибирском поселке среди основных развлечений уставшего от трудовых будней населения был сельский клуб. Именно сюда стекался местный люд, когда привозили новые и старые фильмы. Кино, как говорил тов. Ленин, было одно из тех искусств, что радовало глаз советского человека независимо от его возраста и социального значения. Появлялись выкрашенные яркими красками афиши, которые всегда привлекали наше внимание, когда мы бежали из школы, - никогда нельзя было пройти мимо этих шедевров сельского художника. Мы всегда зависали перед окнами клуба, вчитываясь в названия фильмов, которых всегда ждали с нетерпением, независимо оттого, что в них должно было показываться. Кино это было для нас окно в мир, и мы хотели видеть всё, может быть, потому что хотелось побыстрее почувствовать себя взрослыми… 
Но кино могло и не состояться, если в зале не набиралось более пяти человек, таково было правило, чтобы механик начинал «крутить кинопленку» - в зале должны были сидеть пять избранных или случайных забредших зрителей. Киноискусство должно иметь своего зрителя это правило соблюдал наш киномеханик. В основном зрителя собирало индийское кино, комедии Гайдая (теперь собирающих наших россиян у их телевизора), пользовались спросом все части «Неуловимых мстителей», а в конце 80-х годов местный житель шел легко на американское кино, которое для всех тогда было в диковинку.
До сих пор остались впечатления из детства, как народ наш тащил стулья из своих домов, чтобы увидеть шедевры индийского Болливуда. Хотя тогда никто не знал этого названия – все хотели лицезреть героев индийского кино, где женщины могли бы всплакнуть над их тяжелой судьбой, а мужчины подивиться невероятным неправдоподобным дракам. Народ набивался так, что не хватало уже кресел в зале и люди приносили из дома свои стулья, ставили их в проходах, походу обсуждая с соседом проблемы своего небольшого, но необходимого для его семейства хозяйства. Потом гас свет, звучала индийская музыка и начиналось волшебство… Та сказка, которую все хотели увидеть и забыть про все свои проблемы на эти два-три часа…
Среди репертуарного недельного плана нашего клуба были в основном простые незамысловатые истории, фильмы про милицию, детское кино, на которое нас обязательно водили всем классом. Но появлялось и то кино, что было только для этих пятерых или чуть больше «избранных» зрителей, в число которых так хотелось попасть, понятия еще не имея, что это за фильмы. Непонятно, каким образом в этом клубе я впервые увидел «Проверку на дорогах» Германа, этот фильм ударил тогда какой-то необычной правдой о войне, еще может быть тогда не совсем понятной для взрослеющего детского сознания, привыкшего видеть другие фильмы про войну по телевизору. Четыре дня упорно ходили и смотрели фильм Басова «Щит и меч», что для меня тоже было переворотом сознания, потому что неуловимо как, авторам удалось заложить в этом фильме про советского разведчика любовь к Германии, это необъяснимо притягивало и хотелось больше знать и читать о наших «врагах»…
Через наш сельский клуб шло приобщение и к мировому кинематографу, помню себя в один из предновогодних вечеров, к нам в клуб неожиданно завезли французского «Графа Монте-Кристо» с Жаном Маре и вот я среди этих нескольких «избранных» зрителей сижу в почти пустом зале и наблюдаю историю Эдмона Дантеса. Или «Семь самураев» Куросавы, которые тоже впервые увидел в нашем сельском клубе – это было другое кино. А потом пришло американское кино оно поразило нас своей зрелищностью, ушли в небытие индийские фильмы и истории из советской жизни, наше сознание заполонили Кинг-Конги и терминаторы … Наступала эра видеосалонов.
Несколько лет назад побывал в своем поселке, кино там уже не крутят лет двадцать, нет красочных афиш, разрисованных рукой художника, так звавших нас в кино, а под стенами клуба пасутся козы. Через дорогу от клуба работает местный бар, теперь немногие из оставшихся в поселке жителей ходят туда за развлечениями…


Рецензии