Сартр. Задача человека
Если попытаться понять позитивную сторону этого утверждения, не смотреть на него сквозь призму стереотипов, оно перестает выглядеть таким страшным. Только такое собственноручно созданное пространство будет для человека по-настоящему своим, удобным для его дальнейшего духовного и интеллектуального роста. Пусть даже человек находится в сфере влияния условно прогрессивной, правильной или, фактически, принятой данным обществом культуры и ее системы ценностей и моральных норм, и пусть даже он сам заинтересован в ее принятии. К сожалению, человек в процессе своего обучения этой культуре, как правило, не свободен от частных субъективных и догматических толкований, от предвзятой оценки его собственных поступков в рамках принятых норм, от манипуляции или просто прямого насилия над его сознанием учителями. Даже изучение текстов первоисточников оставляет свободу интерпретации в силу двусмысленности языка, изменения значений слов со временем, изменением самого образа жизни и отношений между людьми.
Единственной возможностью стать полноценным носителем изучаемой культуры, ее подлинным ценителем и продолжателем, а не слепым бестолковым подражателем, это – самостоятельное ее создание – воспроизводство в себе. Резкость высказывания Сартра отражает напряженность борьбы за личную интеллектуально-духовную свободу.
Вместе с тем следует быть осторожным по отношению к своим собственным страстям, своему собственному стремлению доминирования. Борьба за свободу требует беспристрастности, а значит доброжелательного и в определенном смысле снисходительно-критического, честного отношения к своим оппонентам, ибо именно такое отношение необходимо проявлять и к самому себе, чтобы борьба за свободу не превратилась в маниакальный психоз, в ваяние еще одного авторитета, подавляющего дух и интеллект свой и других. При таких условиях процесс построения собственного пространства ценностей перешагивает через барьер эгоистического восприятия мира самого строителя и находит в этом самом мире близкие себе пространства, может быть, даже не только в сфере родной культуры.
И, конечно, эти пространства не существуют вне личностных интерпретаций таких же, как он, строителей более или менее продвинувшихся в обустройстве своих пространств. Только так можно восстановить в людях подлинные ценности, присущие той или иной культуре в их утраченной первозданной истинности, которую каждое новое поколение ее приверженцев должно открывать = выстраивать заново.
В этом свете радения всякого рода фундаменталистов и ортодоксов вызывают лишь сожаления. Они пытаются второй раз войти в ту же реку, пытаются сохранить форму истины, а не саму истину, которая ускользает из всякой формы и может быть лишь частично, а не полноценно в ней присутствует. Однако не стоит над ними смеяться, может быть, в чем-то они лучше нас, а может быть, мы сами в чем-то похожи на них – истина ускользает из всякой застывшей формы, в этом суть экзистенции человека – в открытости миру, осознании незаконченности духовно-интеллектуального статуса, в первую очередь своего, и вообще любого живого человека. Истина - это путь к согласию между людьми, между человеком и природой, путь к миру с самим собой.
Свидетельство о публикации №213120601549
А мудрость это + определенный душевный опыт,
которого порой не хватает...
Гималайский Кедр 08.12.2013 14:58 Заявить о нарушении