Сидел Сахратт под деревом...

    - Позволь, я расскажу тебе одну историю? - Спросила его женщина с декоративной амфорой  в руках, проходящая мимо дерева, под которым Сахратт сидел.

    - Хочу,но только сейчас, пока я отдыхаю, и моей жены, Хсантиппы и сына нет дома.Ты же знаешь, несмотря на то, что  я  Сахратт, как и все мужчины, женился, чтобы основать домашний очаг, создать семью и увековечить себя потомством. Я  считаю,что выполнил это, как гражданский долг. И хоть Хсантиппа, самая сварливая женщина в нашем городе, мы счастливы. От нее я имею сына. И хотя, после того, как Белопонесская война и страшная чума опустошили  наши  Хафины,  был издан декрет, о том что каждому гражданину разрешается иметь двух  жен, чтобы пополнить население опустевшего города и поскорее справиться с разорением, она моя жена Хсантиппа боится, что я решусь на исполнение подобного гражданского долга еще раз. Потому что я, желаю всегда, служить наибольшему благу государства, и подавать добрый пример согражданам. Да,причем дети второй жены должны будут считаться такими же законными, как и дети от первого брака.Глупая Хсантиппа! Она не понимает, что для такого поступка, мне Сахратту необходимо нечто больше, чем декрет. Моей рукой и чувствами должна руководить Любовь!

    - Не беспокойся Сахратт. Я  ни чем не оскорблю  твоих понятий о долге гражданина, и представлений  о благородных и  возвышенных чувствах, - сказала собеседница, и продолжала: Ведь все знают, что даже значение имени  Сахратт – сильный, спасатель и сохраняющий власть,(греч.). И ты, быстрее выпьешь Чашу с  Цикутой, чем откажешься от твоих принципов. А, история которую я тебе поведаю - случай из моей жизни. И заканчивается она почти так же,как ты представляешь себе, понятие о красоте в искусстве и в жизни.Ведь ты,Сахратт, тоже работник искусства. Многие знают твои скульптурные работы. К тому же ты еще и известный философ. Рассказав тебе мою историю, хочу только заручиться твоей поддержкой,в моих понятиях, о несении красоты в обыденную жизнь. Возможно, я так же смогу пополнить число приверженцев твоих учений.
     После женщина, попросила у Сахратта  две чашки. « Для чая », - объяснила она: « Я всегда ношу этот напиток  с  собой в Термос-амфоре. Этот напиток делает беседу гораздо более душевной и интересной!» И женщина примостилась под деревом, рядом с Сахраттом  и поставила  между ними  свою декоративную Термос-амфору с Чаем.

    Сахратт сказал : - Жду! - И беседа полилась :
    - Однажды,я работала старшей художницей в одном "Научно Исследовательском Храме". "Работники Храма", занимались тем, что выводили там новые сорта растений и придумывали умные машины для обработки и ухаживания за этими растениями. У меня была обычная художественно-оформительская работа. А вот, библиотека!.. Библиотека в этом Храме , была-шикарная! И в нашей "Храмовой Художественной  Мастерской", и у меня всегда лежали книги с репродукциями известных художников. Что бы посетителям - сотрудникам нашего "Храма", не было скучно ждать, пока  мы – художники,  начертаем следующее объявление согласно их заказу.

    Сахратт : - Ааа,  Дальше!

    - Пишу... :). Люди, посещающие нас - все были очень интересные, творческие, каждый со своими личными и общими понятиями о жизни. И атмосфера в "Художественной Мастерской", этого "Рабочего Храма Науки", была приветливая и дружеская. Пока художники разбиралась с принесёнными им  заданиями, я предлагала посетителям, к просмотру книг, так же "Чайный напиток" из Термос-амфоры. Не забывая упомянуть, что это, недавно придуманное главными мыслителями нашего Храма, «Приворотное Зелье». Побочное действие которого, еще не известно. Поэтому после получения заказа, долго засиживаться в нашей «Художественной Кухне», без определённых( не возвышенных) мыслей, - просто не советую. Так ...

    Сахратт :- Дальше. Жду!

    ... люди заходили к нам в разном настроении. Кто весел, кто грустен, кто иногда и отчаявшийся. После обычного приветствия:- "Как дела?", - один из посетителей сказал, что ему трудно представить истинную суть людей, относящих себя к творческой профессии. А, те кто, называют себя Художниками - лгут больше других!
    Моих коллег не было рядом. И он , не дав мне опомниться,  разрядился безудержной речью о том, что так было всегда и ... нечего мол из себя строить "безобидное непонимание". В доказательство он открыл книгу с огромной репродукцией, изображающей муки святого Себастьяна. Где Себастьян, привязанный к дереву спокойно переносил страдания, доставляемые ему множеством острых стрел, впивающихся в его тело.

    Сахратт:- Видел я эту картину! Да и не только эту - Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Картины с его изображением писали Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Камиль Коро, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, и ... др.
Правда русские называют этого героя Севастьян.

    - Он, Себастьян, или Севастьян ,как ты говоришь, пострадал за Веру!

    Сахратт:- Знаю.Он у католиков почитается! И у православных тоже, и они его зовут  С е в а с т ь я н о м. Будучи офицером императорской гвардии в Риме, он обратился в христианство. Согласно жизнеописанию святого, он вырос в Милане и был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и   Максимиане.

    - Как сразу при двоих императорах ?

    Сахратт :- Да При двоих... Диоклетиан взял себе в помощники старого своего друга Максимиана, дав ему сначала титул Цезаря, а после и титул Августа.

    - Понятно.

    Сахратт :- К стати, император Диоклетиан происходил из низших социальных слоёв. Он родился около 245 года в Черногории, и отец его был вольноотпущенником.

    - Как это ?

     Сахратт :- В Древнем Риме, императорские вольноотпущенники играли особую роль. Из них состоял низший и отчасти средний персонал управляющего аппарата империи.Они пользовались, иногда, огромным влиянием. ( Даже Светоний перечисляет всех вольноотпущенников Клавдия, фактически правивших от его имени). Должен тебе сказать, что в Древнем Риме, где институт вольноотпущенничества получил наибольшее распространение, рабы, отпущенные с соблюдением законных формальностей, получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами, но без права служить в армии и отправлять  государственные должности – Магистратуры(Первая высшая магистратура была создана примерно в 509 до н. э., когда после отмены царской власти во главе Римской республики встал  praetormaximus - должность, впоследствии превратившаяся в консулат.). Раб, выкупившийся на свободу, обязан был проявлять к патрону «почтительность», завещать ему часть (1/3-1/2) своего имущества и т.п. Раб, освобождённый «по милости господина», должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему долю своего заработка. Эксплуатация вольноотпущенников была нередко выгоднее эксплуатации рабов.

    - Ох! Сахратт ! Всё то ты, знаешь !

    Сахратт:- Да, а Диоклетиан поступил на военную службу простым солдатом. Он быстро поднялся по карьерной лестнице.И когда новый император не тронул никого из своих врагов,  а даже наоборот - утвердил их в должностях и, тем самым удивил современников своей кротостью, совсем не обычной в Риме.
При междоусобных войнах было восстановлено единство империи.

    - Как раз в это время и произошла история с Севастьяном ...

    Сахратт :- Представь себе, что при императорах Диоклетиане и  Максимиане начинается новая эпоха в Римской империи.  Прежде всего, в это время императорская власть становится не только de facto, но и de jure неограниченной, абсолютной властью. Императоры уже нисколько не разделяет её с сенатом.Император - источник всякой власти, он выше всех законов и всех обитателей империи, какого бы звания они ни были.Это понятие об императорской власти было перенесено в Византию, а оттуда  и в Москву, вместе с внешними атрибутами власти (и этикетом) византийского императора, которые, в свою очередь, были заимствованы Диоклетианом от персидского двора, за исключением пурпурной мантии.                Вот в такое время жил Севастьян. Он тайно исповедовал Христианство - авраамическую мировую религию, основанную на жизни и учении, Иисуса Христа. Христианство - самая крупная мировая религия, как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространенности — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община).

    - За отказ христиан приносить жертвы римским богам, христиан  приговаривали к смертной казни. Себастьян был арестован и допрошен, после  чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Язычники-римляне  проверяли его на стойкость. "Пусть тебя  спасёт твой Бог!" - кричали они.

    Сахратт :- И он спас!

    - Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными.Он выжил. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. Разгневанный император вторично казнил Себастьяна. На сей раз, по приказу Диоклетиана, он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Тело было найдено его товарищами и похоронено в катакомбах рядом с могилами Св. Петра и Св. Павла. Позднее Себастьян был канонизирован Католической церковью. . . Теперь он почитается в православии и католичестве в лике Мученика. День памяти  20 января – в Католической церкви и 18 декабря (по юлианскому календарю) — в Православной.Он покровитель военных, полицейских.

    Сахратт:- В V веке на его могиле построен храм. В прошлом Святого Севастьяна призывали на помощь больные чумой, он считается покровителем солдат, лучников, гончаров. А его имя по итальянски - "San Sebastiano", от греческого "Sebastos" -   значит «Священный».

    - В христианском искусстве Себастьяна изображали в облике красивого молодого человека, привязанного к столбу и пронзенного стрелами. На картине Рафаэля Себастьян держит стрелу, символ его мученичества. Он облачен в великолепный красный плащ и рубашку с золотой вышивкой, волосы его изящно уложены. Ничто в нем не напоминает тех мук, что в действительности испытал за веру Cвятой Себастьян. Это типичная ранняя работа Рафаэля и ее декоративная красота и элегическое настроение очень напоминают работы Перуджино.

    Сахратт:- Образы святого Себастьяна писали около 200 художников, и все не по одному разу.

    -  А еще с  XIII века Себастьяна, на картинах,  раздевали и омолаживали. И еще два века спустя его вообще сделали нежным юношей. Многие и по сей день пытаются исказить подвиг того Человека, известного как святой Себастьян,  превратив всё в банальную историю, лишенную святости. Даже его имя предлагают на слух расшифровать по русски – «Се – Бестия». Впрочем имя, Себастьян (Sebastian), в сокращенном варианте звучащее как  Бастиан(Bastian) – означает  «сорванец, проказник». Да и о твоём имени Сахратт, можно многое сказать. Прочтешь его как "Сократ" – тогда спутаешь тебя с греческим философом, а имя одно - только разногласия в чтении и написании, ведь «Сахрат» - и сейчас очень распространённое имя в средней Азии, и не часто люди задумываются о том, что "Сократ", "Сохрат" или "Сакратт" - это возможные изонормы одного имени. А, я очень рада, что  ты оказался именно тем  самым настоящим Сахраттом, с которым мне хотелось поговорить!

    Сахратт:- Ладно. А, что же твой собеседник, в "Храме Искусств", дальше  говорил?

    - Ну разве это не ложь!- возмущался мой собеседник, - Вы, прикрываете искусством самые невероятные страдания на земле! Замазываете людям глаза красивыми картинками и благородными историями!

    Сахратт: - Человеку видимо было плохо в душе?

    -  Посмотри на его лицо! Так не бывает - ни кто не сможет терпеть муку с таким блаженным видом, - продолжал мой собеседник.
    Да, ему действительно было плохо.Он решил в тот момент взвалить на меня ответственность за всё земное и неземное несовершенство.

    Сахратт:- Судьба людей науки и искусства – художников, поэтов, музыкантов - нести боль и радость мира!

     Но мой посетитель не унимался: - Что молчишь? Сказать нечего!- с пафосом закончил он свою, грозную или отчаянную, речь.
    И тут вскипела я: - Ну, что ж ! За всех так за всех...Сам ты сейчас эту миссию на меня возложил ... Не знаю откуда взялись слова.
 
    Сахратт:- Сверху очевидно!

    Ну я, и сказала: " Настоящее Искусство не должно нести безнадёжную боль и страдание.Оно должно нести Веру в то, что можно, все трудности,  преодолеть. И быть счастливым, от того что ты, это можешь. Можешь дать  надежду тогда, когда она нужна не одному человеку, а многим похожим на тебя. Искусство не должно нести отвращение - оно призвано нести красоту! Те кто рисовал отрешенного от боли Святого Себастьяна, кто писал о нем,- знали о его муках гораздо больше, чем ты можешь предположить. И они выполняли свою задачу.Ведь цель была - призвать сочувствие к его мукам,- а не запугать зрителей, лишив их надежды и желания следовать его примеру, и бороться за свои принципы. Сама Вера делает Человека прекрасным.Если терпеть муки без Веры - они невыносимы. Надежда на хороший исход и спасение – придаёт неимоверные силы. А  с   Г е р о я м и  иногда надо ходить и рядом, не только за спинами их прятаться. Герой он на то и Герой – ему ничего не страшно, даже мучения. Его не должны боятся – должны хотеть идти к нему и за ним.Когда В е р а связана с действием - она непобедима.Она - Святая!
    Всегда ли привлекают сторонников Веры огнем и мечом? - Может словами и поступками тоже?! Картинами, музыкой, книгами и театральным действом? И может быть только потом, вместе сознанием многих вещей,  приходит и понимание того -плохо или хорошо это - казнить людей. Kаждый решает это для себя сам. И как известно, истории с культом  мучеников, подобных Севастьяну, и всевозможные преследования не смогли предотвратить распространение христианства и становление его в качестве государственной религии империи.
На примере  Себастьяна, детям до сих пор показывают , какими стойкими были христиане в эпоху гонений".

    Сахратт:- Мощно!Ей-ей!

    -  Мой посетитель, присел  на стул и пил чай глядя в книгу, до тех пор пока я заканчивала работу над его объявлением о предстоящем собрании сотрудников "Храма", посвященном... После, осушив одним глотком остатки Чая в стакане, произнёс:- " Знаешь, я думаю - ты и вправду преданная служительница искусства, и хороший  Художник ... Или это "Зелье приворотное" из Термос-амфоры на меня  действует ?

    - Какое, "Зелье"? – Что ты говоришь?- Ведь, это же Сказки ...

    - Извини, - сказал он :- " Я, с сегодняшнего дня, в Сказки верю !

     Сахратт:- Мощно! Ей-ей!..
     Ну  ладно соседка, иди домой - в другой раз договорим. Заболтались мы. Скоро  Хсантиппа с сыном  домой придут, а я тут под деревом расселся...хоть у меня здесь тоже "Храм Науки", засиживаться лучше не стоит.
     И Термос-амфору свою, слыш это... Забери! Ну, пока – мы еще увидимся...

    - Эй, Сахратт ! Ты, что тоже, в Сказки веришь ?

               
Замечания.
Если в тексте обнаружится сходство с достоверными историческими фактами , то эти данные почерпнуты из  wikipedia.org.


Рецензии
Ниточка тянется и в Элладу где даже рабы кажутся благородными и к нам в наше время!Любопытная трактовка,Лара!Я ничего подобного ещё не встречал.Очень интересно.

Игорь Панкин   06.12.2013 03:01     Заявить о нарушении
Игорь,большое СПАСИБО, за отзыв и за помощь в работе над рассказом!
С УВАЖЕНИЕМ,

Лара Галицкая2   06.12.2013 22:03   Заявить о нарушении