А вот при Николашке... Рассказ 1

Описываемые в этом рассказе события, кажущиеся порой совсем невероятными, действительно имели место быть...

До 6 класса на летние каникулы родители отправляли меня с бабушкой на дачу. Дача находилась под Ленинградом, в очень живописном месте, на берегу залива. Это был маленький домик - бывшая банька. Там была лишь махонькая комнатёнка да прихожая - кухонка.
Комнатка была настолько мала, что в ней помещались лишь две наших с бабушкой кровати да небольшой круглый столик. Одно маленькое оконце едва освещало нашу "келью" днём, а уж в вечерние сумерки было совсем темно.

Я обожала августовские дождливые вечера, когда покрывало сумерек ложилось на наш домик. Дождь тихо шуршал по крыше.
Бабуля мастерила из большой картофелины лампадку. Разрезав картофелину на две части, она вырезала в половинке углубление и, налив туда подсолнечное масло, опускала в него скрученный из ваты фитилёк. Он насквозь пропитывался маслом и тогда бабуля поджигала, свисающий с края картофелины, фитилёк. Тусклый, мерцающий свет не освещал комнату, но этот слабенький огонёк привносил нежный уют в наши вечера. От горевшего подсолнечного масла в комнате пахло жареными семечками. Это было чудо, что за время!
Мы ложились на наши кровати и бабуля рассказывала истории из своей жизни.
Свой рассказ она начинала со слов, которые она произносила с задумчивым восторгом: "А вот при Николашке..."

"Бабуля, а дедушка очень любил тебя?"

- Ну, что значит, очень любил? А вот при Николашке...
Бабушка замолчала, вспоминая о чём -то...

Было это в 1913 году, летом. Твой дедушка, тогда совсем молодой человек, работал мастером по швейным машинам на обувной фабрике "Скороход". В тот день Абраша пришёл с работы необычно поздно. Когда он вошёл, я сразу обратила внимание на то, что он просто светится от радости. Он поставил в угол свой ящичек с инструментами и, подойдя ко мне, поцеловав, вытащил и положил на стол красивую открытку. Я прочла то, что там было написано витиеватым, красивым почерком. "Дамы и Господа, мы приглашаем вас на мещанский бал в наш Екатериненский дворец в Царском селе. (Ниже стояла подпись Императрицы...)". Конечно же, это была, наверняка, не настоящая подпись царицы, а факсимиле, но всё равно от прочитанного у меня даже дух перехватило. Я лишь смогла спросить: "Это для нас? Где же ты нашел это приглашение? А что же я надену на бал? Там же будут все такие красивые. Да и у тебя нет хорошей тройки." Я даже заплакала.

Абраша гладил меня по голове, успокаивая словами: "Не горюнься Сонечка, солнышко моё, у меня есть для тебя ещё кое-что." И он выложил передо мной несколько золотых монет. Я от страха даже закрыла лицо ладошками. Боялась, что вот уберу ладони и на столе ничего не окажется.
"Моя хорошая, - сказал Абраша, - успокойся, здесь ровно 15 рублей и я их честно заработал, как и это приглашение на бал, оно тоже настоящее!"
"Ой! Расскажи мне скорее - как, где, откуда такое сказочное богатство?" - попросила я мужа.

Абраша встал в позу, как артист, и стал рассказывать:
"Утром прибежал ко мне в мастерскую мастер Никодим и сказал, чтобы я срочно бежал к управляющему фабрикой в кабинет. Там я застал странно одетого мужчину. На нём был серый костюм с укороченными брюками застёгнутыми под коленями, на голове была клетчатая кеппи. Управляющий спросил меня очень вежливо, не мог бы я съездить с этим мужчиной в один дом, посмотреть швейную машинку. Тут вмешался в разговор мужчина в укороченных штанах: "Понимаете, у нас необычная, очень современная швейная машинка, её привезли нам из Германии. Наши мастера, не смогли разобраться в ней и мне посоветовали вас, как лучшего мастера во всём Петербурге. Вы бы не могли съездить со мной и посмотреть эту технику?"
"От таких слов,- продолжал Абраша,- я, наверное, весь покраснел. Ко мне вообще так учтиво никто никогда не обращался."
Управляющий добавил, полу - прося, полу - приказывая: "Поезжай, сынок, и сделай уж обязательно. Утри нос этим их мастерам."
Я сказал, что мне надо сбегать в цех за моим ящичком с инструментами.
Мужчина в кеппи предупредил меня, что будет ждать у выхода из фабрики.

Когда я вышел из ворот фабрики, держа в руках сундучок с инструментами, то на пустынном в этот час переулке, перед "Скороходом", я не увидел приехавшего за мной мужчины. Перед воротами, как всегда, сидели две торговки, одна - с пирогами, вторая - с горячими щами. Слева, чуть поодаль, стояла пролётка. Бородатый извозчик дремал на облучке в ожидании седоков. С правой руки я увидел шикарный автомобиль с кожаным верхом. Мужчины, приехавшего за мной, нигде не было видно. Я уже было повернул обратно, засомневавшись, правильно ли я понял место нашей с ним встречи. Но, в этот момент, меня окликнули. Я обернулся на голос. Из машины, высунувшись в открытую дверь, махал мне, приглашая сесть в автомобиль, тот самый господин.
- Сонечка, я же первый раз в жизни ехал сегодня в автомобиле! Я сидел сзади, на желтом кожаном диване, впереди, за рулём, был тот самый человек в кеппи. Мы мчались по городу, сигналом распугивая, едущие впереди лошадиные экипажи. Я был так переполнен гордостью и своей значимостью, что даже не было времени подумать - какой механизм ждёт меня впереди и ведь, наверное, те мастера, которые пытались разобраться в нём, не были идиотами....
Мы ехали по Гороховой, в сторону Невского проспекта, потом повернули по Невскому в сторону Невы....

Автомобиль затормозил у заднего крыльца Зимнего дворца. Меня проводили внутрь. В сопровождении красиво одетой женщины, я шел по коридорам дворца. Страха не было, скорее, совершенная растерянность и любопытство. Наконец, мы вошли в комнату, где на столе, рядом с разбросанными кусками ткани, стояла швейная машинка. Женщина сказала мне, чтобы я располагался здесь и, что это-то и есть та новейшая машинка, которая никак не хочет слушаться свою хозяйку. Она добавила, что всё что мне нужно, я найду в шкафу, а если что-то понадобится кроме того, - я должен позвонить, дёрнув за ленту, висящую у двери. Она соединена со звонком. Слуга тут же появится к моим услугам....
Машинка действительно была заковыристая. Я слышал о таких челночных машинках, но видеть такую пришлось впервые. У нас, на фабрике, да и у всех, в чьи дома меня вызывали для ремонта, машинки были со шпульками.

Я стал внимательно изучать новый механизм. Все детали машины были либо блестящие, отполированные, либо чёрные, воронёные. Через полчаса мне уже было всё понятно - как и почему тут всё должно крутиться. Я настроил машинку под тонкую, нежную ткань. Потом попробовал на более грубом материале. Всё работало замечательно.
Я дёрнул за ленточку звонка. Дверь отворилась и я сообщил пришедшему слуге, что моя работа закончена и я готов показать хозяйке, как правильно пользоваться этим умным механизмом. Мужчина попросил меня немного подождать, он сообщит об этом Александре Фёдоровне.
Ну, что тебе рассказывать тут, милая моя Сонечка, я от страха сразу весь вспотел.

Вскоре в комнату вошла сама Императрица Александра Фёдоровна. Она мило улыбнулась, обратившись ко мне со словами:
" Уважаемый мастер, мне передали, что вы наладили это чудовище. Я обожаю сама что-нибудь шить. Это меня успокаивает."
Я не мог произнести ни слова и стоял неподвижно, как пугало на огороде.
Александра Фёдоровна вновь обратилась ко мне очень приветливо, предложив сесть и показать, как пользоваться машинкой...
Я всё объяснил ей. Потом Царица села за машинку и попробовала сама сделать несколько швов. Она от восторга, что у неё всё получилось, захлопала в ладоши и сказала: "Спасибо Вам, молодой человек! У вас есть любимая девушка? Как, вы уже женаты? Это замечательно! Вот вам приглашение на бал, для Вас и вашей жены. А вот вам ещё и деньги, купите ей замечательное платье для бала."
Я стоял - дурак дураком, не зная, что говорить. Лишь заладил одно: "У Вас замечательная машинка! У Вас замечательная машинка!"
Не помню, как меня вывели из дворца. Помню лишь, что отказался от предложения доставить меня обратно к фабрике на машине. Я шёл пешком на Московскую заставу. Вот такой замечательный денёк получился у меня сегодня."

Бабушка, так вы тогда поехали на бал? Расскажи пожалуйста, как это было?
Нет, Аллочка, теперь спать, об этом рассказ завтра. Одно лишь скажу, что та поездка закончилась для меня трагедией.

Фото из интернета. Спасибо автору!

Продолжение рассказа здесь http://www.proza.ru/2014/01/08/2087


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.