Крысоboy

…Я замер. За моей спиной, буквально в полуметре, в высокой траве раздался шорох, как будто кто-то стремительно пронесся вдоль старого забора в сторону амбара. «Вот оно, началось!» - подумал я, облизывая сухие потрескавшиеся губы. Веревка в руке уже мокрая, только сейчас я заметил, что сжимаю ее уже два часа в кулаке, не на секунду не выпуская из рук. Вдруг в траве опять что-то за шуршало, а потом еще и еще. Ощущение, что кто-то тянул в траве длинный шланг. «Сколько же их там?! Куда они двигаются, что задумали?!». Стало по-настоящему страшно, казалось, что эти твари раскусили мой план и теперь хотят меня окружить и разорвать. Я оглянулся, во дворе никого, видимо, все ушли в дом. В обед такая жара, что находится на улице невозможно. «И зачем я только затеял все это?...»

Мне было одиннадцать или двенадцать лет, и меня в очередной раз летом сослали в аул к моим бабушкам Цац и Мирем. В тот год выдалось очень жаркое лето. Днем все замирало, люди прятались в прохладных домах, животные искали тень и сырые места. У нас во дворе рос огромный старый грецкий орех, в тени которого мы проводил большую часть времени. В тот момент у бабушек гостил их средний сын, мой дядя. Звали его Ким. Коммунистический Интернационал Молодежи. Вот такие давали раньше имена. Он жил в Питере, был тренером по боксу. Очень интересный и веселый был человек. Так вот, сидим мы как-то обедаем в тени орешника и вдруг я вижу, как возле амбара, а стоял он метрах в двадцати от нас, пробежала огромная серая крыса. Затем еще одна и еще одна!

Они спокойно сидели на бочках с кукурузными зернами, лазили по амбарному крыльцу, скакали по сложенным вдоль стен доскам, в общем, вели себя как полные хозяева жизни. Но больше всего меня потрясло, разительное отличие деревенских крыс от городских. Эти экземпляры были гораздо больше, некоторые размером с кошку, в отличие от суетливых, нервных городских собратьев, вели себя вальяжно без суеты.

- Бабушка! - обратился я к Цац, - Смотри сколько крыс! Давайте кошку заведем или отраву разложим.
- Такую кошку еще поискать надо, которая с ними справится. Большая крыса не по зубам кошке, а часто и наоборот, кошке достается. Они друг друга в обиду не дадут, а отраву они не трогают. Если одна сдохла, другие потом не подходят, как будто все понимают, заразы, умные очень. Цыплят маленьких уносят, прогрызают бочки с кукурузным зерном, много от них бед, что только не пробовали бесполезно. Они и не боятся уже нас, рядом могут бегать, как будто понимают, что две старушки во дворе и все.

Ночью, лежа на старой скрипучей раскладушке, я представлял себе как в одиночку бьюсь с огромными крысами-монстрами, в руках у меня лазерный бластер, а сам я весь в доспехах, которые не по зубам, бросающимся на меня тварям. Победив, я устало сажусь под нашим орешником, а бабушка в знак благодарности дает огромный кусок вкуснейшего торта «Наполеон» с вишневым компотом.

Весь следующий день я был жутко возбужден и невероятно загадочен. Я обустроил наблюдательный пункт за грудой кирпичей у амбара и принялся следить за передвижением неприятеля. Набросав на бумажке план построек, я точками отмечал места где они появлялись. Перед амбаром были свалены старые теплицы, доски и блоки. Именно оттуда и появлялись эти назойливые и наглые гости. Активизировались они в обед, когда наступала самая жара и люди все прятались в прохладных домах. В основном все спали — такая адыгейская сиеста. И крысы чувствовали себя полным хозяевами положения.

Подойти к амбару незамеченным не представлялось возможным, так как надо было пересечь открытую полянку. Метрах в семи стоял старый деревенский туалет. Такая будочка с деревянным полом и дыркой, источающей зловоние и смрад, а большие зеленые мухи, ползающие по газете «Правда» дополняли ко всему шарма и стиля. Мне кажется, что именно такая атмосфера царит в приемной Люцифера. Что ж - это самое близкое укрытие возле амбара.

- А как ты собираешься ее поймать? - спросил меня дядя, - ты знаешь, что они очень быстрые, резкие и острожные создания. Они чуют любую опасность, любое изменение в окружающей среде, их настораживает даже полная тишина! Но даже, если ты поймал ее, то это ничего не значит, пойманная крыса — мертвая крыса. Но что бы ее убить, нужно быть еще быстрее, резче, но самое главное терпеливее. Ты должен переиграть ее. Да и помни укус ее может быть смертелен, а загнанная в угол крыса атакует любого. У нее страшные острые зубы и невероятная прыгучесть. Так как ты думаешь справиться с ней?

Ким говорил серьезно и тихо. Как будто не хотел, чтобы крысы услышали нас. Мурашки пробежали по моей спине, руки стали холодными и влажными. Я начал тереть большой палец об указательный, знаете это когда показывают, что надо платить. А у меня это был такой нервный тик в детстве.

- Я что-нибудь придумаю, - тихо сказал я.
- Ну думай, крысолов, а мне пора забор доделывать, нужна будет помощь зови!

Мне стало стыдно! Стыдно за себя! За то что испугался этих рассказов. За то что начал сомневаться в себе. Нет, уже нельзя назад. Я поймаю, я смогу. Терпения? Да у меня его завались! Быстрота? Да я рукой ловлю муху на лету. Резкость? Меня — никто в казаки-разбойники еще не ловил. А тут крыса какая-то! К вечеру я уже решил, как я буду ее ловить!

Я долго не мог заснуть, мне всюду мерещился шорох и писк, а скрип раскладушки ассоциировался у меня с зубами огромной крысы, грызущей все подряд. Утром я встал очень рано. Нашел большой деревянный ящик, длинную веревку с короткой палочкой и пошел к амбару. Поставив ящик у входа в амбар, я отмерил расстояние до туалета, отмотал веревку так, чтобы она заходила за будку. Дальше привязал маленькую палочку и подпер ее ящик. По идее, дернув за веревку ящик должен упасть на крысу, которая должна заползти под него, дабы достать приманку. Приманкой был кусок хлеб, который я обмакнул в мясном соусе. Итак, все было готово. Где-то в полдень я установил ящик, положил приманку и отмотав веревку уселся за туалетом...

Невероятно! Прошел час, а вокруг амбара никакого движения! Обычно в это время они устраивали тут фестиваль и пляски. А сейчас тишина! Неужели они правда чувствуют все! Почему их нет! Или они видели, как я все устанавливал и просто насмехаются надо мной! Жара усиливалась, а я не взял даже панамку! Еще этот запах из туалета. Ноги затекли, спина ноет. Прошел еще час и никакого движения, даже звука! «Как будет глупо, если я просижу весь день на жаре и все без толку. А потом они вновь будут прыгать и бегать по амбару, смеясь над моей наивностью. И воды не взял, а так хочется пить! Может сбегать пока за водой? Нет нельзя, дядя говорил, что любой шорох, движение и запах могут спугнуть их и они уже не появятся. Надо терпеть! Терпение говорил Ким, и я буду терпеть».

…Я замер. За моей спиной, буквально в полуметре, в высокой траве раздался шорох, как будто кто-то стремительно пронесся вдоль старого забора в сторону амбара. «Вот оно, началось!» - подумал я, облизывая сухие потрескавшиеся губы. Веревка в руке уже мокрая, только сейчас я заметил, что сжимаю ее уже два часа в кулаке, не на секунду не выпуская из рук. Вдруг в траве опять что-то за шуршало, а потом еще и еще. Ощущение, что кто-то тянул в траве длинный шланг. «Сколько же их там?! Куда они двигаются и что задумали?!». Стало по-настоящему страшно, казалось, что эти твари раскусили мой план и теперь хотят меня окружить и разорвать. Я оглянулся, во дворе никого, видимо все ушли в дом. В обед такая жара, что находится на улице не возможно. «И зачем я только затеял все это...»

Итак, твари появились. Они двигались в сторону амбара одна за одной. Значит скоро они появятся у ящика. Надо собраться, скоро все начнется. Но прошло еще полчаса, а у ящика никого. Я снова начал проклинать себя за дурацкую идею. Страшнее всего было стать посмешищем перед дядей и бабушками! Я в сотый раз без надежды выглянул из-за будки и замер. Огромная серая крыса выскочила из-под ящика. «Блин! Как так, я прозевал момент! Она была там, а теперь выскочила. Но почему она не взяла приманку?! Проверяет? Боится?! Значит должна вернуться!»

Я весь дрожал, адреналин и азарт подавили во мне усталость, жажду и страх. Я стал ждать, за спиной опять шорох в траве, но я уже не оборачивался, все внимание на ящик. Прошло минут двадцать, я не выдержал, и облокотившись на стенку туалета, майкой вытер пот со лба. Я чуть не заорал от злости, когда выглянув из-за будки увидел, как крыса вновь убегает из-под ящика. «Да что же это! Как будто она знает, когда я не смотрю или ей подсказывают ее сородичи, которые шуршат за моей спиной! Но приманка! Она опять осталась не тронутая! Почему она просто не заберет ее?! Все теперь ничего меня не заставит отвернуться! Пусть меня испепелит солнце и срубит обезвоживание!»

Больше я не сводил с ящика взгляд. Она появилась минут через пятнадцать. Медленно принюхиваясь, огромная серая тварь вылезла из-под досок и замерла перед ящиком. Огромные усы, страшная морда и глаза, ничего не выражающие холодные глаза. Ощущение, что периферическим зрением она видит и меня и веревку в моих руках. Так мы смотрели друг на друга где-то минуту. Но казалось, что прошла целая вечность!

«Давай! Ну, смелее..!». Наконец, крыса медленно заползла, но опять замерла не притрагиваясь к приманке. «Ну что опять!» - испугался я. - «Неужели она опять уйдет, надо дергать сейчас... а вдруг не успею... пусть начнет есть! Только бы рука не дрогнула!» Крыса схватила приманку, и помогая себе передними лапами потянула его в рот. Пора! Я дернул веревку, ящик упал на крысу! «Есть! Есть! Она попалась!».

Но я забыл слова Кима, о том что пойманная крыса — мертвая крыса. Огромный, деревянный ящик начал перемещаться по полянке с невероятной скоростью. Обезумевшая крыса металась внутри и добраться до нее было для меня не реально. Поднять ящик, что бы чем-то убить ее нельзя, она выскочит пулей. Но что тогда делать? Лазерного бластера у меня не было! Да и убить, пусть даже крысу, рука у меня не поднимется. Еще и страшно, а вдруг она укусит, а укус смертельный...

- Ким! Ким! Я поймал ее, Ким! - я начал кричать как безумный, боясь, что ящик перевернется и крыса уйдет!
Дядя выскочил из дома, схватил топор и побежал к ящику. Он догнал ящик, наступил на него ногой и поднял топор. «Что он задумал? Будет рубить ящик в щепки вместе крысой?».

Все произошло мгновенно! Я не знал о способности крысы пролазить в самые тонкие щели, а Ким знал. Он понимал, рано или поздно она найдет щель и начнет туда пролазить. И вот как только между ящиком и землей появилась серая голова твари Ким одним махом отрубил ей голову. Все кончено! Ким положил тушку крысы на лопату, отнес в огород и закопал. Потом подошел ко мне, потрепал по голове и усмехнувшись сказал:

- Мужик сказал, мужик сделал! Да, крысолов!

На следующий день вечером Цац сделала мне «Наполеон» с вишневым компотом.


Рецензии