Татуировка
Дзюньитиро Танидзаки / Татуировка
.
В те времена, легкомыслие считалось непосредственным добродушием, а жизнь была гораздо проще, чем в наши дни - суровых невзгод и перемен!
Да, был такой век - ярких праздников, когда острословие, беззаботных - услужливых шутов, было предназначено для настроения богачей... так же, как для очаровательных улыбок придворных дам и гейш, а популярнейшие герои: Садакуро, Дзирайя и Наруками на страницах иллюстрированных романов (как в театральных постановках) выступали в женоподобном обличье...
Тогда, красота подразумевала - силу, а невзрачность - слабость, поэтому, люди шли на всё, ради красоты, не останавливаясь ни перед чем, нанося на кожу: несмываемый, ядовитый, раствор и покрывая своё тело причудливо - яркими рисунками!
Посетители весёлых кварталов: Эдо - для своего паланкина выбирали носильщиков с татуировками, ну а женщины из Есивары и Тацуми, тем более, были благосклонны к татуированным...
Среди любителей подобных украшений встречались не только игроки, пожарники и прочая шушера, а также - уважаемые горожане, иногда даже самураи!
В связи с этим, в Регоку устраивались смотры: где участники, демонстрируя свои обнаженные - разукрашенные тела, гордо похлопывали по татуировкам, хвастались новыми приобретениями и, со всей серьезностью, обсуждали достоинства рисунков...
В то время жил необычайно искусный, молодой, татуировщик по имени: Сэйкити!
(Сравнить его можно было, лишь, с такими мастерами, как Тярибун из Асакусы или Яцухэй из Мацусима-мати)...
Кожа десятков людей, словно шёлк, ложилась под его кистью (затем - под иглы) и немало работ из тех, которые заслужили всеобщее восхищение, на смотрах татуировок, принадлежали ему!
Дару-ма Кин славился: изяществом ретуши!
Каракуса Гонта: яркостью киновари!
Сэйкити же, был знаменит: непревзойденной яркостью рисунка и великолепным мастерством исполнения!
Прежде, он был художником Укие-э школы, Тоекуни и Кунисады, но после того, как высокое искусство живописи променял на ремесло татуировщика - прежние навыки давали о себе знать: в изысканности манеры и, особенно, в чувстве гармонии...
Люди, чья кожа или телосложение не привлекали художника, ни за какие деньги не смогли бы уговорить, а те, за кого брался, должны были полностью доверится, следовательно, он выбирал рисунок, по своему усмотрению, и устанавливал цену, чтобы затем: на месяц (иногда - на два) отдаться мучительной боли от его игл!
Молодой мастер наслаждался этим и, в глубине души, имел сокровенную мечту...
Наслаждение ему доставляло судороги несчастного, в которого он вонзал свои иглы, терзая распухшую, кроваво - красную, плоть... И чем громче стонала жертва, тем острее становилось блаженство Сэйкити, а наибольшее удовольствие доставляло - самые болезненные процедуры: нанесение ретуши и пропитка киноварью...
После того, как выдерживали: пять или шесть сотен уколов (за обычный - дневной сеанс), а потом ещё парились в ванной, чтобы лучше проявились краски, все они, обессиленные, полумёртвые, падали к ногам мастера!
Художник равнодушно смотрел на это жалкое зрелище:
- "Что ж, я полагаю, вам и впрямь больно!" - замечал он с самодовольной улыбкой...
Когда измученный кричал под пыткой или судорожно сжимал губы, словно в предсмертной агонии - Сэйкити говорил:
- "Послушайте, вы ведь эдокко, к тому же, пока ещё, едва почувствовали уколы!" - и продолжал работу невозмутимо: довольным видом рассматривая, залитое слезами, лицо жертвы...
Иной, человек самолюбивый, собрав все силы в кулак, мужественно терпел боль, не позволяя себе даже нахмуриться, но, в таких случаях, Сэйкити только посмеивался; сверкая своими белоснежными зубами:
- "Ах, ты упрямец, не хочешь сдаваться?!"
"Ну ладно, посмотрим!"
"Скоро скрутит от боли и я знаю, такого тебе не вытерпеть!"
Художник, долгие годы, жил одной мечтой: хотел создать, настоящее произведение искусства на коже прекрасной женщины и вложить в него всю свою душу, но, прежде всего, для этого был важен её внутренний мир!
(Только красивого лица и изящной фигуры было мало)...
Он изучил всех знаменитых красавиц веселых кварталов Эдо, но ни одна не отвечала его требованиям!
Прошло несколько лет бесплодных поисков, а воображенный образ совершенной женщины, всё также, волновал сердце мастера и надежда не покидала его...
Однажды, летним вечером, уже на четвертый год поисков, Сэйкити проходил мимо ресторанчика "Хирасэй" в Фукагаве, неподалёку от своего дома и, неожиданно, он увидел нечто прекрасное: белоснежная, обнажённая, женская ножка выглядывала из-под занавесок паланкина, ожидавшего у ворот...
Острому глазу мастера человеческая нога могла поведать не меньше, чем лицо и глаза, а то, что он увидел было, поистине, совершенством:
Изящно очерченные пальчики, ногти подобные перламутровым раковинам с побережья Эносимы, округлость пятки напоминающей жемчужину, блестящая кожа - словно омытая в водах горных водопадов...
Да, эта была нога - достойная ходить, ради неё пролитой, в крови мужчин и перешагнуть через безжизненные тела соперников - павших в бою!
(Он понял, что такая нога может принадлежать единственной женщине: той, которую искал столько лет)...
Сдерживая биение сердца, в надежде увидеть лицо незнакомки, Сэйкити последовал за ней, однако, пройдя несколько кварталов, он, вдруг, потерял паланкин из виду!
Заветная мечта мастера переросла в жгучую страсть и, как-то раз, через год после той встречи, поздней весной, он вышел, поутру, на бамбуковую веранду своего домика в Фукагаве, в квартале Сага, чтобы полюбоваться лилиями омото в горшочке - внезапно, услышав скрип садовой калитки:
Из-за угла, внутренней ограды, показалась девушка: по хаори, украшенному драконами и змеями, он понял, что пришла посыльная от знакомой гейши!
- "Сестрица попросила, чтобы вы расписали это кимоно с обратной стороны!" - сказала девушка...
Затем, развязав сверток, цвета шафрана, она достала женское, шёлковое, кимоно (завёрнутое в лист, плотной, бумаги с портретом актёра Тодзяку Иваи) и письмо...
В письме подтверждалась просьба, далее знакомая сообщала, что посыльная, вскоре, станет гейшей и, как "младшая сестра", поступит под её покровительство, к тому же, она очень надеется, что Сэйкити, почитая их давнюю дружбу, окажет помощь в этом деле!
- "Где я раньше мог видеть тебя?"
"Не заходила ли ты ко мне в последнее время?" - спросил мастер, внимательно изучая внешность гостьи...
Девушка выглядела на лет пятнадцать-шестнадцать, но её лицо было украшено необычайно - зрелой красотой: словно уже многие годы провела в веселых кварталах - успев погубить души немало грешников...
Она казалась волшебным продолжением целых поколений: прекрасных мужчин и очаровательных женщин - живших, когда-то, в этой огромной столице, где скопились все богатства и все пороки нации!
Сэйкити усадил девушку на веранде и начал разглядывать её изящные, босые, ножки (если не считать легких, соломенных, сандалий: "бинго")...
- "Не уезжала ли ты в паланкине, из Хи-расэя, в июле прошлого года?" - спросил он!
- "Возможно!" - ответила девушка, улыбнувшись странному вопросу...
"Тогда ещё был жив мой отец и он часто брал меня с собой в Хи-расэй"...
- "Вот уже пять лет, как жду тебя!"
"Может твоё лицо и вижу впервые, но мне запомнилась твоя нога!"
"Послушай, я должен кое-что показать!"
И взяв за руку девушку, уже привставшую, чтобы попрощаться, увёл её в свою мастерскую, на втором этаже, откуда открывался вид на полноводную реку...
Там он достал два свитка с картинами и развернул один из них:
На картине была изображена китайская принцесса (фаворитка древнего императора Чу из династии Шан), которая, как будто, обессиленная под тяжестью золотого венца, обрамлённого кораллами и ляпис - лазурью, облокачивалась на балюстраду, а подол её, богато изукрашенного, платья был раскинут по ступеням...
Правой рукой она подносила к губам большой кубок с вином - пристально глядя на приготовление к казни, в дворцовом саду:
Руки и ноги жертвы были цепями прикованы к полому медного столба - внутри которого зажигали огонь...
(Выражение лица мужчины, покорившегося своей участи, стоящего на коленях перед принцессой со склоненной головой и закрытыми глазами, было передано с потрясающим мастерством)...
Стоило девушке увидеть эту странную картину: как глаза у неё, невольно, заблестели, а губы задрожали... и её лицо приобрело, поразительное, сходство с лицом принцессы!
(В картине она нашла свою скрытую сущность)...
- "На этом полотне отразилась твоя душа!" - с довольной улыбкой произнёс мастер, заглядывая ей в глаза...
- "Зачем показываете мне такие ужасающие вещи?!" - спросила побледневшая девушка...
- "Женщина на картине - это ты!"
"Её кровь течёт в твоих жилах!" - и, не отрывая глаз от неё, он развернул второй свиток...
Картина называлась "Тлен":
В центре была изображена женщина, которая стояла у сакуры и созерцала бесчисленные, безжизненные, тела мужчин - валявшиеся у её ног!
(Над ними кружилась стайка птиц - распевающий победный гимн, а лицо женщины светилось гордостью и радостью)...
В глазах девушки он увидел, как ей открылось то, сокровенное, что таилось в самом укромном уголке её души:
- "Что здесь изображено: поле битвы или цветущий, весенний, сад?"
- "Здесь, на картине, ты видишь своё будущее!"
"Точно так же, мужчины, отныне, будут жертвовать жизнью ради тебя!" - сказал Сэйкити, указывая на портрет вероломной женщины, которая была похожа на девушку, как две капли воды!
- "Кажется, я вижу себя в ином перерождении"...
"Прошу, уберите, скорее, эти картины!" - умоляла она, отвернувшись от свитков, как будто хотела уйти от невиданной, притягательной, силы...
- "Да, признаюсь, вы правы, в душе я такая же, как эти женщины, поэтому, прошу, уберите картины, больше не могу!"
- "Не бойся: лучше, повнимательнее, присмотрись!"
"Может быть, сейчас тебе не по себе, но это скоро пройдёт!" - и на лице художника появилась привычная, луковая, улыбка...
Не поднимала глаза, припав к полу, уткнувшись в рукав кимоно, девушка твердила:
- "Пожалуйста, отпустите меня!"
"Я не хочу у вас оставаться, мне страшно!"
- "Подожди немного, я сделаю из тебя настоящую красавицу!" - возбужденно прошептал мастер, осторожно приближаясь к ней!
(У него в кармане, под кимоно, был перепрятан флакон снотворного, полученный от голландского доктора)...
Сияние Солнца отражалось на глади реки и вся мастерская казалась объятой пламенем: лучи, скользя по воде, золотистыми волнами окатывали бумажные сёдзи и лицо девушки, погруженный в глубокий сон...
Сэйкити закрыл двери, подготовил инструменты и, на какой-то миг, замер в восхищении: впервые он, по-настоящему, ощутил всю прелесть женщины и подумал, что мог бы, вот так, безмолвно, просидеть лет десять, лет сто (даже целую вечность) - не в силах наглядеться на это прекрасное лицо!
Подобно тому, как обитатели древнего Мемфиса украсили чудесную землю Египта - пирамидами и сфинксами, художник собирался расписать, своей любовью, её безупречную кожу...
Он взял кисть в левую руку (между безымянным пальцем, мизинцем и большим), коснулся кончиком кисти спины девушки, а правой начал наносить уколы:
Душа молодого мастера, словно, растворялась в густой краске и переливалась на кожу девушки... Каждая капля, смешанная со спиртом киновари с Рюкю, становилась каплей крови художника и его страсть обретала форму татуировки!
Вскоре миновал полдень и тихий, весенний, день незаметно сменился сумерками...
Рука Сэйкити не останавливалась, ни на минуту, и сон девушки ни разу не прерывался!
(Слугу гейши, пришедшего узнать почему задержалась посыльная, мастер отправил обратно: сказав, что она давно уже ушла)...
Когда Луна поднялась над крышей ресторанчика "Тёсю", на противоположном берегу реки, заливая прибрежные постройки фантастическим сиянием, татуировка ещё не была готова и наполовину!
Художник не переставая продолжал работать при свечах и, каждый раз, вонзая - вынимая иглу, вздыхал так, как будто укол наносил ему раны на сердце!
Мало-помалу, следы иглы начали обретать очертания, огромного, паука: Дзёро... и, ко времени, когда ночное небо посветлело, это странное, злобное, создание раскинуло все свои восемь лап - по спине девушки!
Вскоре, весенняя ночь сменилась рассветом: над лодками, сновавшими вверх - вниз по реке, со скрипом уключин, рассеялась утренняя дымка над белыми парусами - заблестев солнечным светом крыши домов в Тюсю, Хакодзаки и на островке Рёган...
Отложив кисть, Сэйкити любовался пауком на спине девушки: его заветная мечта осуществилась и теперь, закончив работу, он ощущал, какую-то, пустоту в душе...
Некоторое время, обе фигуры оставались неподвижными - пока не прозвучал хриплый, низкий, голос мастера:
- "Чтобы сделать тебя прекрасной я вложил в татуировку всю свою душу!"
"В Японии нет женщины - достойной сравниться с тобой!"
"Твой трепет уже исчез и, отныне, все мужчины превратятся в грязь у твоих ног!"
В ответ, на его слова, слабый стон слетел с губ девушки: понемногу она приходила в себя и при каждом вдохе или выдохе лапы паука шевелились, как живые!
- "Тебе должно быть тяжело, ибо паук держит в своих объятиях!"
Девушка открыла глаза, растерянно оглянулась (зрачки постепенно прояснялись, как разгорается вечером неясная Луна) и её сверкающий взгляд замер на лице художника...
- "Скорее, покажите мне татуировку и раз вы вложили в ней всю свою душу, наверно, я действительно стала особенной!" - голос девушки звучал, как в полусне, но в её интонации была слышна некая острота...
- "Сначала нужно принять ванну, чтобы лучше проявились краски: будет больно, но придётся потерпеть ещё немного!" - прошептал Сэйкити...
- "Если это сделает меня прекрасной я готова вытерпеть, что угодно!" - и преодолев боль, пронзающая все её тело, девушка улыбнулась...
* * * * *
- "Ах, как горячая вода разъедает мне кожу!"
"Пожалуйста, оставьте меня одну, поднимитесь к себе в мастерскую и подождите там!"
"Я не хочу, чтобы мужчина видел меня в таком состоянии!"
Выйдя из ванной, она была не в силах даже вытереться и, оттолкнув руку, которую подал ей Сэйкити, извиваясь от боли, бросилась на пол с таким стоном - словно одержима демонами!
(За спиной женщины искрилось зеркало и в нём отражались две, белоснежные, пятки)...
Художник был поражён переменой происшедшей в поведении девушки со вчерашнего дня, но подчинившись, отправился ждать в мастерскую и всего, какие-нибудь, полчаса спустя... она поднялась к нему: аккуратно одетая с уложенными волосами, свободно ниспадающими на изящные плечи, а глаза были так ясны, что в них не было видно ни следа пережитого мученья!
(Облокотившись на перила веранды она смотрела в небо, чуть, подёрнутое дымкой)...
Сэйкити положил перед ней два свитка:
- "Картины дарю вместе с татуировкой, возьми их и возвращайся домой"
- "Я совсем избавилась от прежнего трепета и вы, первый, стали грязью у моих ног!" - глаза женщины сверкнули, как алмазные лезвия...
(Ей, несомненно, слышались аккорды победного гимна)...
- "Ещё раз покажи мне татуировку перед тем как уйти" - попросил художник...
Она, с особой лёгкостью, скинула с плеч кимоно и на спине девушки алым пламенем вспыхнули лучи утреннего солнца!
Свидетельство о публикации №213120600676