Пир во время чумы. А. С. Пушкин
Для Молодого человека пир – как средство забвенья от горя, страшной чумы. Речь же его полна отрицанием окружающего ради себя, ради «пока» или «еще» живых. Он говорит, что смерть не повод печалиться, словно отрицая самое сущность смерти.
Мери поет «простую песню пастушки», в которой говориться о любви после смерти. Песнь ее полна самоотвержения; она хочет любить окружающих, живых людей. Любовь – как забвение мертвых; и чем сильнее самоотвержение, тем и любовь сильнее… Мери – это кающаяся грешница, чей голос потерял невинность: «Мой голос слаще был в то время: он // Был голосом невинности…»
Луизе снится сон:
«Ужасный демон
Приснился мне: весь черный, белоглазый....
Он звал меня в свою тележку. В ней
Лежали мертвые – и лепетали
Ужасную, неведомую речь…» –
Быть может, это чума тот самый демон, приснившийся ей, и он-то и зовет Луизу к мертвым…
Председатель своим гимном в честь чумы бросает вызов окружающему его миру, природе… Как от зимы он закрывается дома, так от чумы он дремлет на пиру.
Когда человек бросает вызов природе, он как бы превозносит свое человеческое бытие; от этого получает «неизъяснимы наслажденья», и заодно с оным он точно забывает свой ум – и это в некотором роде есть беззаконье для Председателя.
Сердце смертное во время вызова, в жаркой битве – противостоянии человека и природы – получает «бессмертия залог». Вот она – идеология Председателя!
Тем временем входит Священник и начинает укорять Председателя за его действия, за пир. В Священнике говорит некое благоразумие-по-религии: мы должны беспокоиться об усопших, чтить их память молитвами об них; не нарушать покой могил.
Это противоречие, возникшее в результате столкновения суждений Священника и Председателя, и есть смысл трагедии, а именно: Председатель не хочет отдавать дань усопшим (между прочим, у него умерла мать), прекратить пир, ибо сие прекращение есть покорение Чумой, коей он бросает вызов этим самым пиром.
По религии, мы не должны поступать так, как Председатель, не должны удваивать сопротивление природе от брошенной нам атаки ее, а должны со смирением снести сию атаку.
В конце концов, эта вечная проблема: разнополярность идеалов, предрассудков, суждений, веры (без которой не может существовать человек). Это вечный вопрос человечества – вот почему эта маленькая трагедия и есть классика.
(лето 2013г.)
Свидетельство о публикации №213120701477