Негде помолиться

 - Как так могло случиться?  Почему? Всё так быстро, не вериться — шептала Надя вытирая слёзы.
 - Папочка дорогой, родной мой, почему заражение? Почему?  Такая простая операция -  аппендицит — это же не сложно. Как же так, ты ещё не старый, тебе жить да жить, здоровье у тебя было крепкое, но почему, почему  так случилось?!.
Она плакала  и боль в душе, как раскалённый камень, пекло в груди.


Надя очень тяжело переживала, утрату отца,  постоянно плакала. Она его очень любила, доброго, справедливого, заботливого своего папу. Жалела,  что редко виделись, что редко приезжала в гости, что не наговорились, не успела у него многое спросить, не успела попросить мудрых советов.

 -Ну что ты себе так душу то рвёшь- говорила подруга.
 -Ничего не вернуть,  что можно для него сейчас сделать — это сходить в церковь, заказать панихиду на сорок дней, поставь свечки  и тебе станет легче.
Надя послушала совета подруги, и решила сходить в церковь.


На следующий  день придя  в церковь спросила, что нужно для  поминания.  Ей сказали  сколько принести муки, сахару, масло и ещё кое что из продуктов сколько денег заплатить  и ещё обязательно на поминальный  столик  положить конфеты, печенье, фрукты и любые сладости.

В церкви стоял запах горящих  свечей, много красивых икон всё это завораживало. Подходя к иконам Надя читала имена святых и возле каждой ставила свечи, чувствовала какое то душевное облегчение. Церковь была не большая, уютненькая, как теремок.

Людей не было был обычный день, Надя там долго находилась, уходить не хотелось, всё думала : « Почему раньше не приходила, как здесь красиво». По нескольку раз  она подходила к иконам, разглядывала их, ей казалось что они на неё  смотрят и провожают взглядам. Потом она подошла к столику где стоял  большой крест с изображением распятого Христа и возле него горели свечи, она зажгла свечу и поставила рядом с другими свечами, за упокой души.


В церковь Надя никогда раньше не ходила, в те времена не принято было в церковь ходить, папа  был  коммунистом, если у кого в семьях иконы были, на парт — собраниях  стыдили,  выговор  выносили, ругали. В душе отец верил  в высшие  силы, знал много притчей, всегда приводил  примеры  из библейских сюжетов, но церковь и попов не уважал, говорил: « Ерунда это всё и ложь там одна»


На следующий день Надя принесла продукты, как сказали и деньги заплатила сколько сказали.  Поминальный день был в воскресенье, и ещё в этот день был кокой -то очень большой религиозный праздник.

Настал долгожданный день, на кануне  Надя не спала всю ночь,  думала о предстоящей процессии,  как будто  должно что то такое случиться, что там папе понравится. Она встала утром очень рано, положила в сумку пакеты с конфетами, печеньем и платок, сказали обязательно надо платок на голову надевать.


В церковь пришла можно сказать первая, купила много свечей, ей хотелось  опять поставить, возле каждой иконы. Сердце билось с волнением, как перед экзаменами.


 
Зазвонили колокола, людей подходило всё больше и больше, в основном были пожилые люди и немного среднего возраста, а молодёжи мало.
Надя  зашла в подсобное помещение (как ей сказали), там из большой кастрюли  отсчитали сорок штук просфорок, (маленькие как булочки из тесто), она заплатила за них и подумала: « половину раздам здесь людям, а остальное отнесу домой, раздам детям и соседям, чтоб помянули отца» .

Но только она зашла в здание церкви, монашка стоявшая у двери, схватила её за руку и сказала:
- Высыпай вот сюда всё!- и ткнула пальцем в большую кастрюлю, стоящую на стуле в стороне. Надя послушно высыпала всё, ей было интересно, будут ли люди брать их и кушать, подумала: « Если люди будут брать, то и я возьму несколько штук, отнесу детям». Но никто не подходил и не брал, а только подходили и высыпали.


Когда  большая кастрюля была наполнена, её отнесли в то же помещение откуда их давали людям, а на стул поставили другую, пустую.
Получается круговорот, люди покупают  просфорки, высыпают  в кастрюлю, их  опять относят в то же помещение, там снова продают людям,  они заходят в церковь, опять высыпают в кастрюлю. « Как то странно получается, а я хотела людям раздать, и детям отнести» думала Надя.


Люди зажигали и вставляли  в подсвечники свечи, подходили к иконам, что то шептали, на поминальный столик ложили  в пакетах печенье, конфеты, разные фрукты и другие сладости.

Из красивых дверей вышел поп и с ним еще два человека, они были очень полные, их  одежда до пола, предавала им ещё больший объём. Батюшка  махал кадилом  и запах дыма быстро  распространялся в помещении. Грубым голосом на распев он говорил молитву, все стали крестится, Надя смотрела на людей и делала то же самое.


Вдруг она услышала какой то спор за спиной, не вольно оглянулась, её  поразило увиденное. Возле столика, куда люди ложили  принесённые пакеты со сладостями, спорили две монашки.
 - Ты уже взяла себе один пакет с шоколадными конфетами, а этот будет мне, бери карамели, или поищи  может найдешь  ещё  пакет с шоколадными. - Говорила одна другой.
Наде стало как то не ловко, за то что оказалась не вольным свидетелем этого спора, она смотрела на них, а те её не замечали и продолжали перебирать пакеты.


Батюшка продолжал петь, ему подпевали певчие, более тонким голосом, потом он начал говорить. Говорил, что надо обязательно ходить в церковь, замаливать грехи, что все люди грешники и на том свете попадут в ад, а кто будет молится те в рай. У Нади от этих слов, стал ком в горле, она вспомнила, что отец  никогда не ходил в церковь, всё говорил «ерунда там», она подумала: «Как же мне  за молить твой  грех папа, ведь ты в церковь не ходил и не молился», не выдержав она заплакала.

Потом батюшка начал говорить о нечистой силе, что она сидит в каждом  и надо ходить в церковь, чтоб её изгнать, он громко на распев говорил о сатане, что он не  дремлет и о злых духах, что они рядом.  Его голос всё сильней и сильней раздавался в церкви, люди  склоняли голову прижимаясь друг к другу, всё ближе и ближе подходили к батюшке, как бы искали защиту. Надя стояла в конце толпы, от таких слов у неё « побежали мурашки по телу» и она тоже прижалась к людям.

Такое напряжение прервал сильный крик женщины стоявшей рядом, она кричала грубым голосом, закатив глаза смотрела в потолок, руками трепала свои волосы, разорвала на себе блузку, стояла в бюстгальтере.  С ней были двое мужчин, они держали  её  и кричали:
 - Святой воды!  Принесите святой воды!
Принесли воды, брызгали женщине на голову, волосы были сильно мокрые, дали ей попить, женщина стала успокаиваться, закатив глаза она тряслась.


Наде стало жутковато, « Вот это сила батюшки»  подумала она, её мысли подтвердила  старушка стоящая  рядом
 - Батюшка  беса из неё выгоняет, бес в ней сидел!
У Нади от страха  плечи втянулись, она ещё ближе подошла к толпе.
Батюшка продолжал говорить о нечистой силе и его слова как стрелы  вонзились в  мозг и как ледяной водой обливали тело.

За спиной послышался голос той женщины у которой был приступ:
 - Ну как, хорошо получилось? - спрашивала она у мужчин.
 - Всё нормально,  молодец, так натурально получилось, как будто из тебя и правда бес  выходил. - сказал один из них.
Надя повернулась к ним  и замерла,  они разговаривали в пол голоса, хвалили женщину, улыбались, хлопая её по плечу, она стояла  растрёпанная и кивала головой в другую сторону.

Надя повернула голову в ту сторону куда кивала женщина и не вольно зажмурилась. На её глазах, во весь рост падала девушка спиной на пол, такой был грохот, она ударилась головой, начала громко кричать, бить руками и ногами об пол, мотала головой,  закатив глаза и кричала. Парень стоявший  рядом наклонился к ней, стал держать ей руки и ноги, как и те мужчины  кричал:
- Святой воды! Принесите святой воды!
Как и той женщине, принесли воды, побрызгали, напоили и девушка успокоилась.


Она ещё несколько минут сидела на полу, вытянув ноги, держась за затылок. Бабушка стоявшая рядом с Надей  постоянно крестилась и шептала:
 - Господи прости, Господи прости, и в этой бес сидел, Господи прости, Господи прости.

Девушка  встала, жмурясь держалась за голову и начала ругаться на парня, а он виновато смотрел на неё.
 - Идиот!! Ты почему не держал меня за спину? Я сильно ударилась головой, гляди, шишка какая большая!
Парень оправдывался:
 - Я откуда знал, что ты в этот момент упадёшь.
 - Как откуда знал? Я должна падать через пять минуты после неё, откуда знал, откуда он знал, идиот.
Ворчала девушка, потирая затылок.


К ним подошла та компания, двое мужчин и растрёпанная женщина
 - Да  не переживай, заживёт, что сильно больно, да.... большая шишка.
Говорила  женщина, разглядывая затылок девушки.
 - Ну а ты почему не поддержал за спину - говорила она парню.
Парень виновато оправдывался.
Вся компания ещё немного постояли, женщина привела себя в порядок и они ушли из церкви.

Надя стояла в шоковом состоянии, у неё  даже голова закружилась от увиденного, мыслям не хватало место в мозгу, вески надувались, сердце сильно стучало, ей казалось, что стук этот  слышат все.
«Зачем этот спектакль, этот цирк, какой обман, наверное батюшка знал о их присутствии, неужели это все за ранее спланировано?»

Люди  тесно прижимались друг к другу, выстраиваясь в очередь к попу. Надя машинально  встала в общую шеренгу, она уже не думала « зачем  стоят люди?"
Впереди неё стоял очень старенький с палочкой дедушка, от него неприятно пахло. Она подумала: «Наверное одинокий, не кому его помыть, не кому постирать вещи, бедный старичок, очень жалко его.» Пропустив несколько человек впереди себя, она оказалась рядом с пожилой женщиной, которая постоянно кашляла  в платочек, может простыла, а может заболевание  какое.


Очередь быстро продвигалась, подойдя к батюшке Надя удивилась: «Одной ложкой, не моя её, не окуная в кипяток, не в дезинфицирующий раствор, он давал вино церковное каждому в рот, люди облизывали её, плотно прижимая губы  как будто ложка была с медом, эту ложку облизала  столько много человек, больных и здоровых , как такое возможно? Умышленное  распространение  различных болезней!»

Она смотрела на попа в недоумении,  тот держал ложку у её рта и взглядом  как бы  говорил: «Ну что? Давай не задерживай, бери быстрей!» Надя как будто под  гипнозом, машинально проглотила вино, потом поп подставил для поцелуя свою волосатую руку с грязным, замусленным манжетам, и к лицу поднес большой крест, его тоже целовали все и так же не вытирали ни чем, ей стало брезгливо.


Пройдя эту церемонию, Надя решила ещё раз  подойти к иконам, ей казалось, что у святых изменился взгляд, стал строгий и как волной шепотливой слышалось  от каждой иконы : «Грешники, грешники, грешники.....» Она поспешила к выходу, выйдя на улицу, вздохнув полной грудью, смотрела в небо, ей хотелось кричать, докричаться до вселенной, она чувствовала себя обманутой, грязной.

У неё перед глазами стоял поп с огромным животом, с грязной ложкой и замусленными манжетами, эта компания, что сыграла  спектакль « изгнания беса», а потом смеялись, а люди думали, что это всё правда. Эти монашки, что перебирали пакеты, спорили, делили между собой шоколадные конфеты, не стыдясь прихожан. Эти кастрюли с просфорками, которые таскали по кругу, с подсобного помещение в церковь, а с церкви опять в подсобное помещение, и так несколько раз. Наверное иконы  и правда  шептали : «Грешники!»


Комок стоял в горле, сердце сильно билось, не послушные слёзы пытались вырваться на свободу. Её казалось, что отец смотрит на неё и говорит: « Не плачь, я же говорил, что ерунда это всё попы и церковь, зачем пошла».  Надя чувствовала стыд перед отцом и не понятный страх, у неё  было такое чувство , что заблудилась. Её хотелось протянуть руки к небу и кричать: «Бог мой подскажи, куда пойти, как поступить!"


Подавленная и опустошенная  она медленно пошла к автобусной остановке, в мыслях прокручивая все события, думая « Может я не права, может грех так думать».
Подъехал  автобус, людей было много, они из церкви возвращались домой. Надя припустила два автобуса, она не могла успокоиться, слёзы не прекращались.
Женщина стоявшая рядом подошла и спросила:
-Что ты плачешь, наверное горе какое?
-Да, большое горе — сквозь слёзы ответила Надя.
-А ты сходи в церковь, вон она рядом же и тебе станет легче.
Надя посмотрела ей в глаза и сказала:
-Я там уже была, вот от того и плачу.
А.........понятно, знаешь, я тебе правду скажу, это не ты плачешь, а Бог в тебе плачет.
Вздохнув сказала женщина.


Рецензии
Неплохо написано. Но чувствуется, что в церковь не ходок. С ложкой переборщили. В ней не церковное вино раздают, и не всем. Это - Причастие. И еще никто не заразился, здесь Сам Бог присутствует, оттого и называется Таинством. И просфорки не раздают людям и детям, это не печенье. Их относят в алтарь, затем во время Литургии на них совершается Проскомидия. Обо всем можно прочитать в интернете. А в целом - хорошо пишите. Успехов!

Таисия Фурманова   01.02.2014 00:31     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание за отзыв.
Спасибо за замечание.
С уважением, всего Вам доброго.

Надежда Александрова 3   01.02.2014 00:38   Заявить о нарушении
И Вам добра! Пусть Бог всегда присутствует в Вашей жизни!

Таисия Фурманова   01.02.2014 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.