Немного о Печорине

Вот оно – довольно явное и открытое подтверждение о том, что Печорин есть обладатель множества пороков; низкий человек, ужасный – горой того времени.

(В дневнике Печорина; датирована запись – 3 июня)

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту, а, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет…»

Печорин о самом себе:

 Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины…»

Печорин низок потому еще, что возрос так; причина кроется в детстве…

Самоуверенный до безрассудства – вот как бы я частично характеризовал Печорина (об этом, в сущности, говорит его последний поступок).

Печорин бросил вызов судьбе, будучи уверенный в положительном исходе. В конце концов, ему нечего терять; ничто не прельщает его в этой жизни – все надоедает – и такова его натура! И жизнь – тоже надоедает, как и любая другая вещь. Тогда Печорин решился, как было сказано раннее, бросить вызов судьбе, испытать это ощущение, когда «смертное сердце обретает бессмертья залог». 


Рецензии