***

  В конце ноября солнце уходит к закату ранним вечером. С четырёх до пяти оно ещё пробегает по крышам домов, и, проходя по набережной в сторону Благовещенского моста, можно увидеть, как постройки на берегу Васильевского острова постепенно окрашиваются в светло-оранжевые тона. И деревья вдоль набережной, и дома, и Храм Успения Пресвятой Богородицы — каждая постройка утрачивает свои характерные цвета, сливаясь в едином звучании с лучами затихающего светила. Ясное голубое небо отражается на поверхности воды, и река Нева в это время становится особенно светлой; ветер стихает, волны утихомириваются, лишь кое-где пробегают бежевые мазки отражающихся ледоколов.

  За полчаса солнце успевает опуститься ещё ниже, и в Адмиралтейском районе, на верхних этажах южных фасадов зданий по Конногвардейскому бульвару то здесь, то там мелькают солнечные зайчики. К троллейбусной остановке подъезжает троллейбус пятого маршрута, и пустой салон автобуса наполняется людьми.

  — Карточки далеко не убираем! Для контроля…

  Едва успев тронуться, троллейбус сворачивает вправо на Почтамтский переулок, а затем влево на улицу Якубовича, огибая тем самым здание Манежа, вдоль которого стоят в ряд уже сбросившие листву маленькие тонкие деревца.

  — Ваша карточка…

  — А я уже показывал. Помните? Я здесь ближайший к вам человек, – высказался я, во второй раз предъявляя проездной.

  — Помню, мой хороший! – сказала контролёрша, проверив карточку, и пошла дальше.

  И снова троллейбус заворачивает направо, на сей раз уже на Исаакиевскую площадь. Собор из окон троллейбуса кажется особенно высоким; проезжая рядом с ним, подмечаешь его ярко освещённую верхнюю часть. Затем троллейбус следует по Малой Морской улице, пересекая под углом начинающийся здесь Вознесенский проспект.
 
  Последняя остановка перед метро; пассажиров не прибавляется. Я подхожу ближе к дверям.

  — Кто сейчас вошёл? – интересуется контролёрша, подходя к средним дверям. — Молодой человек…

  Я снова достал карточку.

  — Вообще-то, я вам уже в третий раз показываю.

  — Да?! – удивилась она. — Значит, вы мне понравились! – заключила она. Проверив карточку, она удостоверилась в моей правоте. — Ну, извините. А то знайте, как бывает — иной раз на карточку смотришь, а лицо не запоминаешь…

  Троллейбусная остановка располагалась рядом с метро Адмиралтейская. Я вышел из троллейбуса, прошёл несколько шагов, и вошёл в метро, чтобы ещё через полчаса вынырнуть на поверхность — в час, когда уже стемнеет окончательно…


Рецензии