На Волге-реке. Ниже ГЭС

   Шлюзы гидроэлектростанции остались позади. Позади около девяти сезонов
плавания по Чебоксарскому водохранилищу. Водохранилище — это не река, это
по условиям ближе к морю..., ну, не море, но большое озеро... Впереди — снова
река, как много лет тому назад, с течением, перекатами, песчаными берегами,
островами-пляжами, ни волны, которой надо постоянно остерегаться, ни
подводных пней, ни плавающего мусора (ГЭС очищает)...
   Четырьмя лодками мы, с разрешения диспетчера, с попутным теплоходом
прошли шлюз: из водохранилища опустились на двенадцать метров — на
нижний бьеф, там снова начиналась река, и направились к большой лодочной
стоянке, где заранее каждый заключил договор о предоставлении места для
лодки и ящика для хранения лодочного имущества. Лодка загружена до предела
и даже сверх того... С собой на лодку я погрузил даже четыре брёвнышка —
разобранное «стойло» для крепления лодки при её содержании на плаву: это
где ещё ниже ГЭС возьмёшь материал для изготовления стойла, а в
водохранилище такого добра до сих пор плавает …, бери — не хочу.
   За пару дней обосновались и стали плавать, как в былые времена до
заполнения водохранилища, за исключением, правда, двух существенных
моментов. Ранее, на реке мы чаще всего уходили от стоянки вверх по течению,
и в этом был свой резон: при любом отказе двигателя, даже на расстоянии
60-70 километров можно было рассчитывать на течение — при скорости 3 км в
час, пусть за сутки, но до дому лодку донесёт. Ниже ГЭС направление выхода
было одно — только вниз по течению, что увеличивало риск застревания.
Во-вторых, если раньше на стоянке все знали друг друга, и почти при любом
выходе на рыбалку или по грибы, обычно находились знакомые попутчики на
своих лодках, то теперь предстояла, как правило, одиночная «робинзонада», без
особой надежды, что тебе в непредвиденном случае быстро помогут.
   Тем не менее, после водохранилища плавать здесь на лодках было много
проще и безопаснее. Появились снова излюбленные места для отдыха с семьёй
и для спиннингования. Опять стали ловиться судаки и жерехи... Добираться до
новой лодочной стоянки стало не намного дальше и дольше, несмотря на то,
что теперь она располагалась в городе-спутнике. Просто, вместо переезда на
левый берег водохранилища речным трамвайчиком надо было садиться на
междугородний автобус и проехать километров десять по правому бережку.
Забегая вперёд, надо сказать, что лодочный мотор в новых условиях чувствовал
себя прекрасно: за восемь сезонов — ни одной поломки гребного винта (на
водохранилище за сезон ломалось по нескольку штук) и даже не помню случая,
чтобы срезались шпонки винта. Правда, не обошлось без ряда приключений,
связанных со спецификой работы гидроузла.
   Был случай, когда я, приехав на место рыбалки под вечер, остановился на
ночёвку у нижней оконечности группы островов, где можно было с утра
побросать спиннинг. Поставил лодку на якорь в миниатюрном заливчике самого
маленького подковообразного островочка по соседству с перспективным
перекатом и улёгся спать. Встав в предрассветные сумерки, места не узнал...
Лодка стояла в совершенно сухом углублении на вершине песчано-галечного
пригорка, метрах в десяти от воды - в любую сторону... За ночь уровень воды
резко упал, и рельеф берега совершенно изменился. Делать нечего, пришлось
разгружать и перетаскивать лодку через гребень бугра вручную.
   В другой раз, в тех же краях пришлось на ночь укрыться от ветра и
надоедливо плещущей волны за большим зелёным островом, в тихой бухточке.
Лодку выдернул наполовину на берег, заякорил и улёгся спать. Поутру
обнаружил, что лодку от воды отделяет несколько метров вязкой трясины, на
которую ступить было невозможно ни босиком, ни в болотных сапогах. Обойти
это место по берегу нечего было и думать - кругом густой кустарник, лодку не
протащишь. Оставался единственный выход — построить через болото
своеобразную гать - настил из нарубленных жердей и веток, чем и занимался
последующие два-три часа, пока лодку не удалось спихнуть на воду...
   Уровень воды в реке ниже ГЭС сильно зависел от режима работы гидроузла:
от числа и нагрузки работающих гидрогенераторов, от интенсивности
прохождения судов по шлюзам. Были как характерные суточные, так и
недельные колебания уровня, к которым надо было приноровиться.
   Иногда вода уходила так быстро, что за ней буквально приходилось гнаться.
Так однажды, по возвращении с рыбалки я остановился всего лишь в паре
километров от нашей базовой стоянки - на близлежащем очень пологом пустом
песчаном острове, чтобы на ветерке, под вечерним солнышком привести в
порядок лодку и лодочное имущество перед приходом на базу. Через некоторое
время заметил, что под лодкой обмелело и надо её перетаскивать ближе к воде.
Оказалось, однако, что скорость, с которой мне под силу было тащить лодку,
явно меньше той скорости, с которой отодвигается береговая линия.
Перспектива заночевать на этом дурацком острове до очередного подъёма воды
никак не входила в мои планы и желания, поэтому надо было срочно изыскать
способ увеличить скорость перемещения лодки. Огляделся и увидел невдалеке
пару сухих поленьев. Смочив их водой для лучшего скольжения,  стал
попеременно подкладывать деревяшки спереди под киль передвигаемой
по песку лодки...  Помогло: скоро догнал, запыхавшись, уходящую воду и
вывел лодку  на безопасную глубину.
   Перепады уровня воды за сутки были обычно порядка метра, но иногда река
за короткое время мелела много больше. Остался в памяти один эпизод, когда
пришлось рискнуть мотором, чтобы вырваться из ловушки, устроенной
внезапным обмелением реки. Было это тоже при возвращении на стоянку.
Дёрнул меня тогда чёрт пойти обратным путём не по основному руслу Волги, а
по параллельному её старому руслу: уж очень красивы были здешние берега...
Вход и выход из Старой Волги были основательно перегорожены довольно
обширными песчаными мелями, обычно не представлявших для маломерных
судов какого-то препятствия.
   Полюбовавшись берегами, я вдруг обратил внимание на необычно быстрое и
глубокое обмеление русла. Обычно скрытые под водой мели стали выступать
наружу, а впереди, ближе к началу старицы виднелись сплошные, как
показалось издали, пески... Подумалось, а ведь нижний выход из старицы был
ещё более мелок, значит, возвращаться назад — бессмысленно, только вперёд!
Вода уходила, и бывшие подводные меляки и перекаты на глазах вырождались
в песчаные пляжи и отдельные лужи, пока ещё связанные между собой тощими
ручейками, глубиной порядка 10 сантиметров.
   Понятно, что такое обмеление быстро не закончится, быть может,
гидрогенераторы остановили на профилактику на недельку, или что-то вроде
того... Кругом никого, нужно прорываться... Сразу пришёл на память опыт
плавания по брёвнам и пенькам в водохранилище... Только здесь вместо брёвен
- песчаные перешейки между лужами. Можно попытаться пересечь
двухсотметровый песчаный пляж между старицей и руслом реки, "прыгая" лодкой
из лужи в лужу. Конечно, налицо реальная опасность забить песком систему
охлаждения и вывести двигатель из строя, но выхода другого просто нет...
Наметил примерный путь и — вперёд, "прыжок" в первую лужу. Перед врезанием
гребного винта в песок сбрасываю газ, затем снова разгон, сброс газа, веер
брызг за кормой из смеси воды, песка и ила, шуршание песка под днищем
лодки, и она уже в очередной луже... Цирк!  Со стороны, если бы этому были
свидетели, зрелище было, наверное, очень занятное... Всё обошлось.
   В заключение пару слов о важнейшем предмете в лодочном хозяйстве - якоре,
а точнее — якорях, так как в лодке их обычно два. Якоря нужны не только для
установки лодки в требуемом месте на воде. Не менее важную функцию
выполняют якоря для швартовки лодки к берегу, чтобы её не унесло течением,
ветром или волной.
   Привычка первым делом заякоривать лодку при любом её покидании
судоводителем — жёсткая необходимость, избавляющая от многих ненужных
приключений. Урок был мной усвоен в первый же плавательный сезон.
Собравшись однажды отплыть от длинного песчаного острова, я уже поднял
было якоря на палубу лодки, когда увидел несколько характерных всплесков
хищной рыбы, гоняющей мальков. Естественно, схватив спиннинг, стоя в воде
стал бросать блесну в их направлении и... увлёкся.
   Оглянувшись, не увидел за спиной лодки! Она покачивалась на течении
метрах в двухстах, около нижней оконечности пустого острова. Выскочив на
песок, сбросив рыбацкие сапоги, отшвырнув спиннинг с неподмотанной леской,
я развил, пожалуй, рекордную для себя спринтерскую скорость и догнал лодку
уже на самом переходе отмели в глубину. А её, незаякоренную, попросту сняло
с песка лёгкой волной от прошедшего судна... Так то.

2013


Рецензии