Новая форма старого спора Паскаль о вере и неверии

Диакон Димитрий Майоров,
Тюменское Духовное училище,
 Тюменский государственный нефтегазовый университет

НОВАЯ ФОРМА СТАРОГО СПОРА: ПАСКАЛЬ О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

Пари Паскаля имеет богатую традицию религиозно-философского осмысления. Однако в настоящее время оно почти неизвестно людям без основательного гуманитарного образования. Между тем этот аргумент верующих в Бога в полемике с неверующими в Него не теряет своей остроты при умении облечь старое содержание в новую форму изложения, основанную на достижениях естественнонаучной мысли последних столетий.

Жизнь этого удивительного человека уместилась всего в 39 лет (1623-1662 гг.), однако того, что он сделал в математике, физике, теории вероятностей, философии, литературе с лихвой хватит на несколько полных жизней. Однако в советское время редкие интеллектуалы могли ознакомиться с книгой «Мысли о религии», защищавшей христианства. Она никогда не переиздавалась в Советском Союзе. Но прочитанного оказывалось достаточным, чтобы понять, какое действительное место занимали религиозные убеждения Паскаля в его научном и литературном творчестве. В 16 лет он написал замечательный «Essai pour les coniques» («Опыт о конических сечениях») содержащий теорему, согласно которой во всяком шестиугольнике («мистическом шестивершиннике»), вписанном в эллипс, гиперболу или параболу, точки пересечения трех пар противоположных сторон лежат на одной прямой. Теперь это «теорема Паскаля».
Когда он был ещё подростком, он изобрёл первую машину для вычислений — арифметическое устройство, которое могло прибавлять и отнимать. Это устройство очень помогло его отцу, который был судьёй в налоговом суде, а также всем, чья работа была связана с произведением подсчетов. В ходе усовершенствований вычислительная машина Паскаля стала умещаться в небольшой коробочке. Она стала первой в ряду вычислительной техники. Работа в области гидравлики и гидростатики привели его к открытию «закона Паскаля» – давление, оказываемое на жидкость или газ, передается без изменений в любую точку жидкости или газа. Следствием открытого закона стали изобретения им шприца, барометра (сильно усовершенствованная трубка Торричелли), гидравлический пресс. За открытия в области гидравлики ученые всего мира используют единицу измерения единую давления – Паскаль.

Паскаль работал и над Теорией Вероятностей (вместе со знаменитым Ферма). Именно ему удалось изобрести простой и эффективный способ простого подсчета вероятностей - «треугольник Паскаля».
Его решение задачи о циклоиде (траектория точки на прямодвижущемся колесе) позволила Г.Лейбницу подойти к разработке дифференциального исчисления. Последняя прижизненная работа Паскаля – разработка многоместного парижского омнибуса на конной тяге – прообраза городского транспорта.
В какой-то момент своей жизни Паскаль увлёкся азартными играми. Он стал посещать вечеринки, и, к сожалению, этот образ жизни увлёк его. Однако в 1654 году в жизни Паскаля произошел случай, в результате которого ему чудом удалось избежать смерти. Случилось так, что лошади понесли экипаж, в котором он находился. Животные погибли, а Паскаль остался целым и невредимым. Будучи убеждённым, что именно Бог спас его от смерти, Блез стал по-другому смотреть на свою жизнь. Ночью 23 ноября 1654, «приблизительно от десяти с половиною вечера до половины первого ночи», в нем произошел внутренний переворот. Вступив в мистический контакт с Богом, он удалился от мирских дел и посвятил себя Иисусу Христу. Свой опыт он тайно записал (сначала на клочке бумаги, затем на пергаменте, добавив несколько строк), и запись была найдена после смерти Паскаля зашитой в подкладку камзола. Этот «Мемориал» (или «Амулет Паскаля»), озаглавленный FEU (огонь), является уникальной записью мистического опыта. Под его влиянием сестра Блеза Жаклин принимает монашество в монастыре янсенистов (преследуемый папой орден). После этого, начиная с тридцати одного года и до самой смерти, когда ему было тридцать девять лет, у него была лишь одна мечта: он жил для того, чтобы обращать мысли людей к своему Спасителю.
Последние годы жизни Паскаля посвящены написанию произведений на духовные темы. Он написал знаменитый цикл, состоящий из 18 писем, известных как «Письма к Провинциалу», в которых ученый, писавший под псевдонимом Луи де Монтальта, иронично высмеивает бесплодные схоластические споры отцов иезуитов в Сорбонне, взгляды этих отцов о морали и политике. К работам Паскаля также относится выдающаяся книга под названием Pensees (в переводе с французского «Мысли»), о которой скажем далее.
Незадолго до своей смерти Паскаль писал: «Я простираю руки к моему Спасителю, который пришел на эту землю, чтобы пострадать и умереть за меня». Ученый умер в Париже 19 августа 1662 года после мучительнейшей болезни, которую он переносил без ропота и с благодарностью Богу. Перед смертью он исповедался и причастился.

В «Мыслях» есть текст, известный как «Пари Паскаля». Уже почти 400 лет философы и ученые спорят об этом споре. Ш. Монтескье говорил, доказательства Бога по Паскалю вполне применимы и к исламу, и к христианству. А так как религий различны, значит аргумент его соотечественника неверен. С.Л. Франк считал, что верить «на всякий случай» из страха мучений, без свободы и любви к Богу – кощунство. П. Вышеславцев относил пари к спорам салонного атеизма 17 века… Наш современник Ричард Докинз : «В любом случае, почему мы с такой готовностью верим в то, что самый лучший способ ублажить бога — это верить в него? Раз-ве не может оказаться, что бог столь же охотно вознаградит добро-ту, щедрость или скромность? Или искренность? А что, если бог — учёный, который выше всего ценит целеустремлённый поиск исти-ны? В конце концов, разве творец Вселенной не обязан быть учё-ным? Бертрана Рассела как-то спросили, что бы он сказал, если, умерев, оказался бы лицом к лицу с всевышним, вопрошающим, почему он в него не верил. "Слишком мало доказательств, Господи, слишком мало доказательств", — был (чуть не сказал бессмертный) ответ Рассела». [Ричард Докинз. 2008: 110]
Такое ощущение, что у критиков «Мыслей» текст пари вырван из контекста книги! Ввиду обширной критики и множества искажающих интерпретаций, приведем текст «Пари» полностью.
 «Да, но если это извиняет тех, кто говорит, что религия недоказываема, и снимает с них упрек в непредставлении доказательств, то это самое не оправдывает принимающих ее». Исследуем этот пункт и скажем: бог есть или бога нет. Но на которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этого бесконечного расстояния разыгрывается игра, исход которой не известен. На что вы будете ставить? Разум здесь не при чем, он не может указать вам выбора. Поэтому не говорите, что сделавшие выбор заблуждаются, так как ничего об этом не знаете. «Нет; но я порицал бы их не за то, что они сделали тот или другой выбор, а за то, что они вообще решились на выбор; так как одинаково заблуждаются и выбравшие чет, как и вы- бравшие нечет. Самое верное — совсем не играть». Да, но делать ставку необходимо: не в вашей воле играть или не играть. На чем же вы остановитесь? Так как выбор сделать необходимо, то посмотрим, что представляет для вас меньше интереса: вы можете проиграть две вещи, истину и благо, и две вещи вам приходится ставить на карту, ваши разум и волю, ваше познание и ваше блаженство; природа же ваша должна избегать двух вещей: ошибки и бедствия. Раз выбирать необходимо, то ваш разум не потерпит ущерба ни при том, ни при другом выборе. Это бесспорно; ну, а ваше блаженство? Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что бог есть. Возьмем два случая: если выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что он есть» [Паскаль, 1902: 64-65].
Паскаль доказывал истинность именно христианской веры многоразличными аргументами, среди которых пари – не логическое доказательство Бога (против такого рода схоластических упражнений ученый писал всю книгу и «Письма провинциала»), а лишь иллюстрация бессилия человеческого ума знать конечные причины, а выбор необходим. Здесь Паскаль не изобретает ничего нового. Сравните пари с текстом Пятокнижия: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Я] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан (Втор.30:15-18).
Человек находится как бы в середине познания – между материей и духом, и чистые начала в силу этого чисто различать не может. Великий француз сравнивает человека с «мыслящим тростником». Он может легко погибнуть, но он выше звезд и Вселенной, ибо он осознает свою гибель, а Вселенная – нет. Автору ближе позиция А.С. Хомякова, считавшего Паскаля сворим учителем и о. Павла Флоренского, который отмечал близость французского ученого к православию. Близость, состоящая именно в том, что Богопознание осуществляется не столько рациональным способом, сколько благодатным мистическим озарением. В «Амулете Паскаля», найденном зашитым в сюртуке по его смерти, рассказано о чудесном обращении ученого к Богу. В ночь 23 ноября 1654 года он два часа ощущал страшное жжение геенского огня, а затем, обратившись к Господу Иисусу Христу с молитвой, почувствовал «радость, достоверность, слезы, мир…». Полемизируя, видимо, с Р. Декартом, в «амулете» он пишет: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, а не философов и ученых». [Флоренский 1990: 579].

Это старое «пари Паскаля» нуждается в новом переосмыслении, новой форме, обогащающее старое содержание новыми смыслами – прежде всего это касается достижений естественных наук последних трех столетий после появления этого пари. Мысли Паскаля нуждаются в усилении богатым иллюстративным материалом. В этом отношении вполне полезной информацией по взаимоотношениям науки и религии могут оказаться творения американского физика-теоретика Пола Дэвиса, автора нашумевшей книги «Суперсила». Одна из его последних книг ; «Проект Вселенной» уверенно свидетельствует о том, что под калейдоскопом явлений, сбивающих с толку и противящимся изучению, лежит скрытый математический порядок. Развивая науки, считает автор, человечество приближается к пониманию замысла Творца. Для людей, не утративших ни способности мыслить, ни глубины веры, эта книга дает материал для серьезных размышлений о том, как новейшие открытия науки преодолевают предрассудки атеизма, механицизма и позитивизма, утвердившиеся в сознании многих ученых. Это преодоление открывает нам путь к пониманию того, как многообразны формы, в которых открывается нам Божественная мудрость [Пол Дэвис, 2009: XV].

Литература:
1. Ричард Докинз. Бог как иллюзия М.: Издательство КоЛибри, 2008.569 с.
2. Паскаль В. Мысли. М., 1902.
3. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. 1, ч. II. М., Изд. «Правда», 1990, С. 579
4. Пол Дэвис. Проект Вселенной. Новые открытия творческой способности природы к самоорганизации. М.: ББИ, 2009 г. XXIV+254 с.  Серия: Богословие и наука


Рецензии