Валенок

                ВАЛЕНОК

   История эта произошла в начале 80-х годов, когда ещё не было сотовой связи, не было изобилия на прилавках магазинов, и личный автомобиль был несбыточной мечтой для большинства жителей областного центра и, тем более, для сельских жителей. Зато было у людей больше доброты, душевной теплоты и искренности.
   В солнечный предновогодний полдень Лена спешила на автовокзал, крепко прижимая к себе полуторагодовалого  Никитку. Путь предстоял недолгий, в село Никульское, которое находилось всего в двух десятках километров от города. Снарядила её в этот путь родная  матушка.
   «Поезжай, повидай и поздравь с праздником свекровку. Она хоть и бывшая, но бабушка Никитке самая что ни на есть настоящая. Отвези ей в подарок шаль новую. Я не ношу, а ей в самый раз по деревне-то. Глядишь, и она внуку чего-нибудь подарит или деньжат подкинет».
   Очень не хотелось Ленке ехать к свекрови, не то чтобы они не ладили, но та, как истинная мать, всегда была на стороне сына, а виновницей всех бед считала Лену. Когда Вася выпивал лишнего, а надо сказать, он был большой любитель этого дела, мать винила во всём невестку: «Не загружай мужа заботами и проблемами, вот и выпивать не будет!»  А когда Васёк загулял на стороне, Ленка оказалась «неласковой, не расторопной, не услужливой, вот и нашёл лучше». А то, что ребёнку едва годик исполнился, не в счёт! Разошлись молодые, прожив вместе около трёх лет. Внука свекровь любила, баловала обновками, иногда и денег давала, алименты-то Вася платил мизерные.
   Вот и сегодня обула Лена сыночка в бабушкин подарок – валеночки серенькие, орнаментом расшитые.
   Трясясь в автобусе по неровной пригородной трассе, Лена вспоминала под сонное сопение малыша, как привёл её Вася с матерью знакомить. Оглядела та её придирчиво, головой покачала, но не сказала ничего. Расстроилась тогда Лена, так и не поняв, чем так не приглянулась будущей свекрови. Потом воспоминания закрутились в обратном направлении. Вспомнилось, как с Васей познакомились, как ухаживал, как замуж позвал. Пошла не по любви, просто пора уж было, все подружки замуж повыскакивали, одна она свою первую несбывшуюся любовь оплакивала. Может, это и поняла свекровка?
   Саша учился в десятом, Лена была годом моложе. Видный парень, отличник, спортсмен, по нему тайно вздыхали почти все девчонки старших классов. В школе у него зазнобы не было, Лена знала точно. Она и сама была активной общественницей, участвовала в соревнованиях, смотрах, концертах. Так что Саша был всегда у неё на виду. Страдала по нему Ленка, страдала, да и решила: «Что толку сопли на кулак мотать, если не судьба! Будем просто дружить». И ведь подружились! Даже домой её парень к себе приводил, стенгазету вместе оформляли. Потом Саша окончил школу с серебряной медалью и уехал учиться в Москву. Лена иногда навещала его родителей, узнавала о нём все новости. Вот однажды и сообщили ей Сашины родители, что он женился на москвичке. А она так надеялась, что он, окончив институт, вернётся в родной город и, наконец, заметит её, Ленку, и разглядит её любовь к нему! Погоревала девушка, да делать нечего.
 
   Свекровь встретила бывшую невестку неприветливо. Чаем, правда, напоила с пряниками, Никитке костюмчик вязаный подарила и выпроводила: «Иди уже на автобус, а то вон тучи набежали, снег пойдёт, не иначе».
   Стоя на остановке, Лена с тревогой посматривала на потемневшее небо. Закружились вокруг первые крупные снежинки. И тут рядом остановился автобус, старенький такой, не рейсовый. Розовощёкая молодая женщина крикнула в приоткрытую дверь:
   - В город? Полезай скорей, а то ребёнка застудишь!
   До города ехали, весело болтая. Коля, водитель, и его жена Наташа ездили в Никульское к родне за картошкой. Наташа оживлённо рассказывала:
   - Приспичило Колиному начальнику именно сегодня картошкой запастись. Чтоб к празднику. А нам ведь ещё сегодня обратно ехать, Новый год встречать. Зато арендовали казённый автобус на три дня.
   Довезли они Лену почти до самого дома и денег за дорогу не взяли. Уже подходя к подъезду, лена заметила, что Никитка кряхтит и дёргает ножкой. Пощупав ножку свободной рукой, Лена охнула: валенка-то и нет! Пробежав до места высадки из автобуса, Лена все глаза проглядела – нет валенка! В автобусе, видно, обронили.
   Заплаканная вернулась домой. Мало того, что это свекровкин подарок, на новую обувку просто не было денег.
   Мать не переставая зудела:
   - Что ты за мать такая? Не проверила, всё ли на месте! Ребёнка чуть не застудила! Где мы теперь валенки купим? Праздники, магазины не работают, рынок закрыт.
   Зная характер матери, Лена поняла, что это надолго и праздник будет вконец испорчен. Наскоро одевшись, Лена заявила матери:
   - Не вернусь, пока валенок не найду!
   И выскочила из дома, хлопнув дверью, услышав вслед:
   - Куда на ночь глядя?

   Всю дорогу до Никульского девушка обдумывала тактику поиска валенка. Если повезёт, она ещё успеет на последний обратный рейс. А если нет? Придётся проситься на ночлег к свекрови. Уф, только не это!
 Было совсем темно, когда Лена вышла из автобуса. Немногочисленные попутчики не облегчили её задачу, никто из них не знал, к кому приезжали родственники на старом «Пазике». В первом же дворе у остановки хозяйка чистила лопатой от снега дорожку к калитке.
   - С наступающим! – приветствовала девушка. – А вы случайно не знаете, к кому сегодня приезжали за картошкой на «Пазике»?
   - А как же, знаю! Это к Акимовой Насте сестра приезжала с мужем.
   Повезло, так повезло! Лена вприпрыжку бежала по хорошо натоптанной дорожке на соседнюю улицу.
   - С наступающим! – поздравила Лена молодого мужчину, высунувшегося в сени на её стук. – Тут такое дело…
   Из-за плеча хозяина показалось приветливое личико в светлых кудряшках:
   - Заходите в дом, будете рассказывать, а нам готовить надо, праздник на носу!
   Лена рассмеялась: кроме праздника на носу хозяйки блестел майонез.

   - Всё понятно! Сергей, докрашивай «оливье», а мы пойдём к Фёдоровне звонить Наташе, пусть валенок захватят, если нашли, конечно.
   На их улице только у Фёдоровны был телефон.
   - Звоните, звоните! – хозяйка посторонилась, пропуская гостей к аппарату. – А мои в город уехали праздновать.
   - Так давайте к нам, - пригласила Настя, - чего одной-то встречать Новый год! У нас теперь целая компания!
   Настя подмигнула Лене.
   -Нет, я домой!
   - Не успеешь на последний, Наташа где-то через час приедет.
   - Может, вы дадите мне их адрес, я после праздника к ним сама зайду за валенком. А то мама будет волноваться.
   Настя деловито осведомилась:
   - У вас дома телефон есть?
   - У соседей.
   - Давай, звони. Скажи, что приедешь завтра с валенком. Иначе только через три дня его получишь. Они у нас  долго пробудут.
   Фёдоровна суетилась:
   - А у меня в печке картошка с мясом томится. На плитке-то такая не получится. Принесу к вам.
   - Ага, и капустки своей знатной квашеной прихватите. К десяти ждём.

   Дома у Насти дел хватило каждому: резать, парить, жарить.
   - Пора кузена будить, - вспомнила Настя, направляясь к спальне. – Эй, братишка, подъём! Приводи себя в порядок, скоро гости соберутся.
   Из спальни, зевая и потягиваясь, явился на свет божий высокий мужчина со слегка помятой физиономией.
   - Сашка! – вырвалось у Лены. Она тут же прикусила губу. Уместна ли такая фамильярность через пять с лишним лет разлуки?
   - Ленка, ты?
  Саша возмужал, раздался в плечах, начал даже образовываться небольшой животик. Но это был всё тот же Сашка.
   - А ты совсем не изменилась, такая же хорошенькая, стройненькая!
   Пока Саша мылся и брился, Настя рассказывала Лене, что он недавно развёлся с женой и вернулся домой.
   - Раны сердечные зализывает. Вот мы и уговорили к нам на Новый год. Он всегда деревню любил.
   Вместе с клубами морозного воздуха в дом ввалились Николай с Наташей. За ними семенила Фёдоровна в обнимку с завёрнутым в старую куртку чугунком и банкой капусты.
   На столе едва хватало места кушаньям. По телевизору, на который был торжественно водружён расшитый Никиткин валенок с торчащей из него длинной леденцовой конфетой в яркой слюде, звучала музыка.
   - Давайте старый год провожать. Все к столу! – скомандовал Сергей.
   Звучали тосты, шутки, анекдоты, звенели бокалы и задорный смех. Это, пожалуй, был лучший Новый год для Лены за последние пять лет.

.


Рецензии