193 Елена МУНЦ прогулки по мастерской скульптора..
Артём Киракосов
цикл ГИМНЫ РАДОСТИ
2008 **** 2018
''' ТВОРЧЕСКИ ''' CREDO '''
|| обо всём || немного ||
11 Сборник
193
ЕЛЕНА МУНЦ: ПРОГУЛКИ ПО МАСТЕРСКОЙ СКУЛЬПТОРА...
Елена МУНЦ: прогулки по мастерской скульптора...
Когда видишь... и ощущаешь '''СДЕЛАННОЕ КАК ЗАДУМАННОЕ''' в мастерской Лены МУНЦ, видишь её САМУ, творческий и человеческий ПУТЬ, охватывает некое ВПЕЧАТЛЕНИЕ некоего “творческого” (в кавычках) *НЕАДЕКВАТА*... (А ТВОРЧЕСТВО — всегда — неадекват! Странное! Бешеное! «Непригодное к применению»! Неформат.) Действительно: всё кругом разное, начатое, оставленное, брошенное, недоделанное, — разные подходы, стили, философии, — будто РАЗНЫЕ ЛЮДИ, авторы, — «неформатное поведение» — : так себя не ведут, когда хотят добиться успеха, признания, денег, положения, публикаций.
...без буклета, каталога, персональных выставок, престижных акций... Значит, ещё есть люди, которые «ДЛЯ СЕБЯ» (что называется)...
...Всё ИНТЕРЕСНО! ВСЁ: ранние обобщённые камни (мрамор, гранит, известняк), лепные (отлито в бронзе) французские обнажённые в стиле ‘RENOIR’ (я писал о них), выразительные утрированные (Домье? — вспомнили?), почти шаржированные, портреты (но дико! дико! и удивительные! до ТРАГИЗМА, лиризма...) портреты (Мандельштам, Бабин, Лукашевкер...), хорошореалистические: Пастернак, Шумаков, Мамардашвили, Смирнов, Шнитке... (вполне себе, как мне кажется, обыкновенные, классичные, почти ‘кладбищенские’ |извиняюсь за выражение|), полу-дагестанские полупикассовские опыты в полу-абстрактной керамике (два цвета: охра — глины, умбра — кистью широкая покраска мазками), рубленая, очень красивая (''''топорная'''', не в смысле грубая, а в смысле стиля, определяемого по используемому инструменту и подхода к обобщению большой формы) манера: фигуры Андрея Красулина и Ирины Затуловской, «РАСПЯТИЕ» осени 2013 (незаконченное), картонные опусы памятника ПРИГОВУ, картонный МАНДЕЛЬШТАМ... <...>
Я не поклонник ни больших реалистических портретов (в гипсе), ни установленных (уже) памятников (‘в материале’: Пастернак в Пензе и Мандельштам в Москве), ни картонов, ни... ни много чего ещё; но... но — что «моё»? Моё? — САМО ДВИЖЕНИЕ, д~в~и~ж~е~н~и~е. Хотя, гранями своими — меня затрагивают и обнажённые, и обобщённые рубленые деревяшки, и каменный и картонный эскизы: Мандельштам и Пригов, и серия рельефов (гипс) с диссидентами, и полу«дагестанская» керамика, и полуабстрактные полукамни-полуфигуры, даже портрет убиенного любимого нами батюшки Александра МЕНЯ, над которым она работала десять лет, и уничтоженный ею, как неудавшийся! и который я так даже и не видел вовсе — тоже, оказывается, задевает, трогает... ПРИТЯГИВАЕТ. Выходит! Глядь! а всё задевает! трогает...
Есть ОЩУЩЕНИЕ: открывается новое дыхание... Мастерская прибрана, принимает гостей, идут закупки, заказы. Интерес повышается, художник востребован! А как иначе? Иначе нельзя, нет. А зачем мы все? зачем... Лена готовится к персональной выставке (насколько я понимаю, это — ПЕРВАЯ «персональная»?) в галерее журнала «НАШЕ НАСЛЕДИЕ». Это очень престижно! это — уже ВЕХА. Выставка по плану должна состояться-открыться в будущем году...
Художник должен пожить, художник должен поработать... Должно побить! и побить и потрепать! сильно, да. ОСНОВАТЕЛЬНО. Чтобы ты что-то вынес с этого всего, С ЭТОЙ ЖИЗНИ! с того, что с тобою было и приключалось. На стенах — её любимые учителя: Александра Давыдовна ЛУКАШЕВКЕР, Борис Петрович ЧЕРНЫШЁВ. Ближайший ПО ДУХУ и ПО ПОВЕДЕНИЮ в искусстве скульптор — БАБИН, Марат Рувимович, его фигура бронзовая — на мраморном постаменте, отлитая. Это — ОРИЕНТИРЫ. Она многое перепробовала за свою жизнь, и, кажется, пришло время для чего-то более... Но, видится мне, она — экспериментатор; и не остановится, её мало волнуют посторонние вещи, только — её работа. Только её собственное мнение, может быть, и ошибочное.
Господь Дарит ВРЕМЯ! Это — ВЫСШЕЕ! И похоже, у Лены ШАНС ЕСТЬ: время...
Рано «литься в бронзе». Надо поработать (ещё! ещё!) в «мягких материалах». ПОИСКАТЬ! Художник — ПОИСК ЭТО! долой обретения: обретения — обременения. Художник — не состоявшееся; состоявшееся — НЕ ХУДОЖНИК. АВТОРСТВО — ПУТЬ, не асфальтированное, не проложенное, НЕ ПОДПИСАННОЕ, не запатентованное. Да, из каждой находки Лены — мог бы родиться отдельный стиль и мастер; мне особо сильно близко то, что — ПЕРЕБИРАЕТ, обретая, оставляет: ДОРОГА МАНиТ, — а что ещё? — мастеру...
Именно этим мне думается интересна МУНЦ, особенно «здесь и сейчас» в эпоху «патента», «бренда», «лица компании». Работ мало, да, неровные по качеству, разноэмоциональные, есть и неудачные, ненайденные, слабые, так и не родившиеся... ЮНОСТЬ + ЧЕСТНОСТЬ = ТВОРЧЕСТВО.
<...> у меня такое впечатление, что ИСТОРИЯ ИСКУССТВ впишет её в свой реестр, ОНА ЛЮБИТ таких — в неадеквате, странных, неформатных, с нестандартным, непринятым поведением в “художественном” и “социальном” “со”~“обществе”. Похоже. Мы видели это уже сотни-тысячи раз, как первые становятся последними, а последние становятся первыми. Примеры? — ближайшие: незаметно отжившие ЛУКАШЕВКЕР, персональный зал которой готовится в Пушкинском, мгновенно весь раскупленный после гибели и посмертной персональной БАБИН, в жизни так и не продавший ни одной своей творческой работы. История повторяется. ТВОРЧЕСТВО = ЮНОСТЬ + ЧЕСТНОСТЬ.
Елена МУНЦ: прогулки по мастерской скульптора...
ЕЛЕНА МУНЦ: ПРОГУЛКИ ПО МАСТЕРСКОЙ СКУЛЬПТОРА...
03 декабрь вторник вечер 2013 ~ ~ 2013 утро вторник декабрь 07
Свидетельство о публикации №213120700453