Разговор с ректором

Журналист получил задание: взять юбилейное интервью у ректора института. Нашёл в справочнике телефон приёмной, набрал номер:
  - Добрый день!
  - Добрый! – недоверчиво сказали оттуда.
  - Я корреспондент газеты «Мой город». С наступающим юбилеем вас!
  - Хм, - ответили ему.
  - Хочу встретиться с вашим ректором.
  - Это ещё зачем? – возмутились на том конце.
  - Для беседы.
  - Не ко мне. Позвоните Галине Петровне. Диктую её координаты…
Журналист записал цифры и спросил: 
  - Она кто?
  - Его референт.
  - А вы?
  - Секретарь приёмной.
  - Ректор сидит у вас за стеной...
  - Не сидит, а работает.
  - Я должен отвлечь его на полминуты, уточнить день и час для интервью.
  - Молодой человек, не хамите. Разговор окончен. У меня нет времени, - секретарь положила трубку.
  Все безумно заняты, это старая песня. Журналист начал поиск референта:
  - Будьте любезны, пригласите к телефону Галину Петровну.
  - Она уехала в главный корпус на совещание к ректору, - объяснили ему.
  - Я по такому вопросу…
  - Все вопросы к ней. До свидания!
  Галину Петровну он выудил через день, с десятого дозвона.
  - Здравствуйте, здравствуйте! - она чертовски мила. - Мне так жаль, но вы не по адресу. Я не уполномочена беспокоить ректора. У него много дел.
  - Но и я выполняю своё дело.
  - Советую найти контакт с Еленой Ивановной.
  - Она кем трудится?
  - Специалистом по связям с общественностью. Запишите её телефон…
  Елена Ивановна сняла трубку, выслушала, приняла деловое решение:
  - Срочно звоните Инне Дмитриевне, она соединит вас с ректором.
  - А кто она?
  - Секретарь.
  - У неё нет времени для хамов.
  - Ну что вы? Она обязана соединить, это её работа.
  Вечером газетчик поехал в институт наудачу. В приёмной увидел тучную тётку.
  - Где Инна Дмитриевна? - рявкнул он.
  - Я здесь, - обомлела тётка.
  - А где хозяин?
  - Его нет.
  Визитёр направился к ректорской двери.
  - Он занят, - испугалась Инна Дмитриевна.
  - Я тоже занят.
  - Подождите, - взвизгнула тётка и нырнула в кабинет.
  Через минуту вышла:
  - Ректор приглашает вас! - она уже искрилась улыбкой.
  «Каков частокол из помощников и соратников! Нелегко будет расшевелить этого закрытого человека», - входя, думал гость, а из глубины кабинета к нему спешил статный седой мужчина:
  - Спасибо, что не забываете нас, уважаемые журналисты!
  - К вам и не пробиться.
  - Мои двери открыты. Я доступен для всех. Располагайтесь!
  Корреспондент вспомнил: Инна Дмитриевна сообщила, конечно, Елене Ивановне, Галине Петровне... И обратился к ректору:
  - Почему в России подчинённые так боятся начальников?
  - Не знаю. Меня не боятся, - ответил ректор. - А ведь хороший вопрос. Я подумаю над ним. Мне нравится ваша небанальность. Минуточку! Инна Дмитриевна, принесите нам кофе и найдите в архиве информацию о вузе. Ту, что нет на сайте, - он повернулся к гостю. - Мы прямо сейчас и побеседуем. Согласны?
  - Да, я готов.
  - Я расскажу вам о нашем музее, о людях. У нас учились гиганты…
  Ректор то шутил, то был серьезен, вспоминая выпускников. Один из них отмечен журналом «Тайм» званием «Человек планеты» за спасение амурских тигров в войне с китайцами-скупщиками. Всем известно, что тигр ценен и шкурой, и усами, и ушами, и зубами. Китайцы предлагают бешеные деньги, и наши мужики едва не кончили породу. «Человеку планеты» удалось сберечь. Иностранный журнал оценил его заслугу, российские власти не заметили...
 Другой выдающийся выпускник, ещё довоенного выпуска, волею судьбы стал директором тракторного завода. Зимой 42-го получил приказ: вместо тракторов – танки. Сроку - два месяца! Приказ военной поры! Не выполнить - запрещено, это гибель и бесчестие. Первый танк ушёл с конвейера на фронт спустя 56 дней после приказа. Ветерану под 100 лет, он бодр и подтянут. Таких мало. Не только нынче, а всегда мало. Большие личности рождаются нечасто…
  - Вы не волнуйтесь, я подвезу вас куда надо, - сказал ректор.
  - До площади Кирова не откажусь, - кивнул журналист. - Я без машины.
  - Зачем до площади? К самому дому. Где живёте?
  - В Первомайском.
  - Нам по пути.
  …Они выехали на охотфак, в музей таксидермии. Там будто не чучела, а живые орлы, соколы, медведи, кабаны, олени. Выпускники трудятся в Каракумах и на берегу Ледовитого океана, в Монголии и на Курилах. И отовсюду привозят кости, клыки, рога, черепа, шкуры, камни для музея. И байки, истории. И бесподобные фотографии. На одной человек кормит с рук дикого волка, на второй стоят друзья - конь и лось, на третьей - белые медведи и люди. Говорят, белый медведь агрессивнее, чем бурый. Не дай бог сойтись с ним один на один. Но вот же оно - фото, где полярник чуть не в обнимку со зверем. Оба улыбаются. У медведя добрейшая морда...
  - Уже есть что написать? - спросил ректор.
  - Да, есть. Не интервью, а очерк. У вас будут пожелания? Всё-таки юбилейный материал.
  - Не хочу вмешиваться. Но один вопрос: могу ли я увидеть текст перед публикацией в газете?
  - Обязательно. Так принято. И у меня тоже вопрос: могу я не беспокоить Инну Дмитриевну?
  - Можете. Вышлите на мой электронный адрес. Это возможно?
  - Да, конечно.
  - Буду благодарен. А сейчас мы едем в Первомайский...


Рецензии