Фильм Оттепель. Мои 5 копеек

А мне понравилось!
На неделе почитала рецензии – и здесь, на сайте, и случайно в Инете. Заинтересовалась.
За две ночи – все 8 серий. Под впечатлением. Пишу. Попытаюсь сфомулировать свое (скромное) мнение.

О времени.
Я не знаю, какое тогда было время. И смог ли режиссер отразить-отобразить дух его. Да и редко кто может этак в общем, одним мазком отразить всё… В Москве было одно (у них своя свадьба), в деревне, провинции явно были другие свадьбы… Вообще, эпические полотна редко кому удавались. Дьявол (бог) в деталях… В общем, я как раз родилась после «оттепели», и только по деталям у меня впечатление о том времени… да, смотрела и «Короткие встречи», и «Июльский дождь», и «Ещё раз про любовь»… Меня всегда поражало в этом времени полное забвение войны. Она же только закончилась, что там эти  пятнадцать лет. Это похоже на полное… отрицание, вычеркивание. Новые «модели статуса». Модно быть студентом (кой), начинающим инженером (а у Тани и у Веры..) модно быть в широкой юбке, модно ходить в белых туфлях (или это позже?). Модель нового статуса. Да, забыла – модно читать-писать стихи и говорить о чувствах… Был ли секс? Судя по эротической накаленности вышеуказанных фильмов, сексуальная революция коснулась тогда и нас… Поэтому – о «Санта-Барбаре».

Оттепель и «Санта – Барбара»
Верю. Очень даже верю. Учитывая послевоенную демографическую ситуацию – возникновение двойной морали просто неизбежно. Учитывая также навыки изощренного замалчивания и официального «преображения действительности», коим учили тогда  всех, начиная с комсомола, или даже с детского садика.
Да, я читала Юрия Нагибина «Золотая моя теща». Мда… А вы говорите…

Что понравилось.
Да, похоже, Тодоровский не обманул – он снял кино о том, что знает. О-щу-ще-ни-е.  И мне не важно, что там с материальными деталями. По моему мнению, например, квартира Хрусталева – скорое начало семидесятых, с этим минимализмом. Где плющевые занавески, где коврики (настенные, конечно), где вот такие белые кровати с вот такой пирамидой белых подушек с этими, ну, покрывашками кружевными? У нас в провинции эта эстетика была снесена только малиновыми коврами, диванами и полированной мебелью, но это уже в середине семидесятых. Неважно.
Он снял кино о вечных вещах. О неудовлетворенности. О творческой неудовлетворенности, а какая она еще бывает? Об этом феномене послевоенного времени – времени желаний, когда слово «жить» возникало из контекста «мы выжили, а теперь будем жить по-настоящему». Успеть, ухватить. Потому что ещё на памяти, как быстро может закончиться человеческая жизнь.
В принципе, время «успеть, ухватить» и сейчас; может, поэтому сериал такой «жизненный» - многие пишут, что смотрят не отрываясь.

Типичные типы.

Хрусталев – «узнаю брата Колю!».
Мужчина средних лет в вечном кризисе среднего возраста, который думает о себе, что он очень талантливый, но правдивый, и  поэтому он не там, а в «…опе» (любимое слово сериала), и поэтому он всегда хмур и зол, и поэтому пьяным товарищам он периодически проводит мастер классы «соберись, тряпка» - как друг; правда, результат бывает со смертельным исходом; и поэтому он утраивает из женщин полигоны для самоутверждения, на этом не буду останавливаться, это типовая методика мелких неудачников-садистов: взять-приручить, выгнать – и наслаждаться страданиями, потому что чем больше кто-то страдает, тем он круче в своих глазах…
Прогноз – неблагоприятный. Так и будет «жрать» других.

Марьяна.
Иессс! Показал-таки Тодоровский этот тип! Типа хорошенькая девушка, но совсем не хороший человек. Имаго, из которого выведется перспективная гусеница (и будет жрать), опять же которая никогда не станет бабочкой. Мне хватило той сцены «… я тебя пожалела». Правильно жена Хрусталева по морде ей врезала. За что? За восхитительный эгоизм…

Лиза.
Прекрасный тип. Это не «самодостаточная женщина», коих сейчас развелось в каждом блоге как тараканов – каждая вторая «Я самодостаточная женщина»; это женщина, в которой так сильна индивидуальность, что она ничего с этим поделать не может…
Прогноз – благоприятный. Может получиться все, что угодно. Имеет право)

Жена Хрусталева (Инга?)
До такой степени типичнейшая-типичная наша современница. Да, вызывает симпатию. Да, где-то добрая и великодушная. Да, умеет любить. Да, связывается со всякими козлами…
В общем, дружно смотрим сериал Гай-Германики « Краткий курс…». Там все инги плюс-минус уровень интеллекта.
Прогноз – благоприятный. Все будет у неё хорошо. Неинтересно…

Настя.
Отдельное спасибо Тодоровскому. Получила массу удовольствия. Первый раз, ну первый я увидела этот тип в такой чистоте. И ведь она любит (типа) мужа. Заботится. Правда, он для неё средство повышения статуса, и с ним она работает. Злая-то какая… Но жена.
Прогноз – да кто его знает. Муж-то старый, куда ему что-то менять. Будет крепкая семья.

Егор.
Мне нравится. Виден человек.
Прогноз – может, сделает талантливые фильмы. Для подумать. Дай Бог.

Пока -  это на основании восьми серий. Самой интересно, что там дальше.


Рецензии
А я фильм не смотрела, начала, но бросила. Как-то не связалось с моими воспоминаниями. Где-то, что-то, около....А мне хотелось, чтобы совсем как в моей жизни. Но уж...меня не спросили. А Санта-Барбару начинала смотреть, а потом так достало запоминать героев! Мне больше Династия понравилась.

Лина Галиан   16.03.2014 19:17     Заявить о нарушении