Судьба офицера

Дело было в конце 50-х или начале 60-х годов прошлого века. Я служил старшим врачом топографического отряда в городе Шимановск Амурской области. Однажды меня вдруг срочно вызвал к себе командир отряда подполковник Бычков Иван Владимирович и приказал принести медицинские документы на старшего топографа капитана Петра Ананских. Я принес ему медицинскую книжку. Других документов на офицеров у меня  не было. Бычков внимательно прочитал медкнижку от первой до последней страницы. На столе у него лежало личное дело Петра. Очевидно, он уже успел ознакомиться с ним.
Ко мне Бычков никогда не обращался по имени, отчеству, фамилии или званию. Для него, как и для всех офицеров отряда, я был просто «доктор». Закончив чтение медкнижки, он обратился ко мне:
— Доктор! Расскажите мне все, что Вы знаете о капитане Ананских.
Я подробно рассказал ему, когда и как мы познакомились, о его семье, детях, о наших встречах и беседах с ним. Не знаю почему, но с семьёй Петра мы дружили и часто с женой бывали у них. У него была большая библиотека, он много читал, выписывал «толстые журналы» - «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», а также ворох газет, но я никогда не слышал от него недовольных высказываний о командовании, властных структурах, политике КПСС. Политические вопросы мы в своих беседах никогда не поднимали, потому, что оба были беспартийными. Жизнь парторганизации отряда нас особенно не интересовала. Мы больше беседовали и спорили с ним о новых фильмах и прочитанных книгах.
Кстати, раньше в воинских частях, как шутили офицеры, существовала «обязаловка». Каждый офицер и сверхсрочнослужащий должен был обязательно выписать три газеты: «Правда», «Красная звезда» и ещё окружную - «Суворовский натиск». Другие газеты и журналы офицеры выписывали по желанию. Знаю, что информация о ходе подписки на газеты и журналы докладывалась в политотдел специальных частей гарнизона, который находился в городе Белогорске.
Петр хорошо разбирался не только в литературе, но и в классической музыке. Хотя в доме у них не было даже балалайки. Помню, как однажды он услышал по радио прекрасную нежную музыку, но автора и название композиции запомнить не успел. Тогда он в тот же день написал письмо в Радиокомитет, сообщил день, время, когда передавалась музыка, и попросил сообщить ему фамилию композитора и точное название музыкального произведения. Его жена и мы шутили над ним: «Кому ты нужен со своей музыкой? Никто искать ничего не будет...» А он через некоторое время получил письмо из Москвы с ответами на все вопросы.
Петра уважали все офицеры отряда. Начальник штаба, уходя в отпуск, оставлял его вместо себя. В трудовой книжке моей жены, которую я храню до сих пор, остался автограф Ананских.
...Командир отряда открыл личное дело Петра и подал мне, отпечатанную на машинке, подробную служебную характеристику на него. Я прочитал её. Бычков сказал мне:
 — Вы напишите медицинскую. Я подписал направление на госпитализацию его в психиатрическое отделение окружного госпиталя и освидетельствование военно-врачебной комиссией для определения годности к военной службе. Командировочное предписание и проездные документы получите в строевой части. Завтра утром вы должны выехать с ним в Хабаровск. Соответствующие указания начальнику госпиталя медицинской службой округа уже даны. Личное дело Ананских спецсвязью завтра будет отправлено в госпиталь. Не бросайте его одного без присмотра, особенно на больших остановках. Все понятно? Вопросы есть?
— Никак нет, - ответил я и встал из-за стола, поняв, что беседа окончена.
Возвращаясь из штаба в медпункт, я размышлял, но так и не мог понять, с чем связана экстренная госпитализация Петра, да ещё и в психиатрическое отделение. Психиатрию я знал в том объеме, как нам преподавали её на кафедре психиатрии. Не более. Никаких психических отклонений у него я никогда не наблюдал.
После работы, вечером мы с женой сходили к Петру. Я сказал ему, что   следует взять с собой в госпиталь. Начальник отдела, в котором он служил, уже предупредил его о предстоящей поездке. Жена Петра плакала, не могла понять, что произошло, почему его, абсолютно нормального офицера, надо везти в психиатрическое отделение.  Мы с женой как могли успокаивали её. Я пообещал ей заходить к ним вечером после работы, хотя абсолютно не был уверен, что у меня будет какая-то информация о ходе обследования Петра.
Утром в вагоне я попросил Петра показать мне содержимое его небольшого фибрового чемоданчика. Помня о правилах перевозки больных в психиатрическое отделение, я забрал у него только опасную бритву. На его вопрос: — А как я буду бриться? Я ответил:
   — Там побреют. Не волнуйся…
Дорога от Шимановска до Хабаровска была долгая — более 800 километров. Проехали Свободный, Белогорск, Райчихинск, Биробиджан. Петр всё время лежал на полке, что-то с увлечением читал. Иногда мы общались на отвлеченные темы, как всегда спорили о новинках литературы. Никаких вопросов о болезни я ему не задавал. На больших железнодорожных станциях гуляли с ним вдоль вагонов.
На перроне станции Хабаровск нас встретила врач на санитарной машине. Очевидно, вся информация о нашем перемещении имелась в окружном госпитале.
В приемном отделении с Петром побеседовал начальник психиатрического отделения госпиталя кандидат медицинских наук подполковник Бачериков Н.Е. Несколько раз перечитал характеристики, а затем, вздохнув, произнес, обращаясь к дежурной медсестре:
— Оформляйте…
Мне Бачериков задал всего несколько малозначащих вопросов: как пациент спал в пути, не высказывал ли суицидальных мыслей, связной ли была речь, как он кушал, с кем общался в вагоне, кроме меня.
Мы попрощались с Петром, он передал привет жене и детям, а я вышел из отделения и пошел пешком по улице Серышева на вокзал.
Прошел, примерно, месяц или больше и командир отряда снова вызвал меня. В кабинете у него сидел заместитель по политической части подполковник Галкин и майор Глебов — начальник отдела, в котором служил Петр. Бычков достал из стола конверт, вынул из него бумагу и молча, подал её мне. Это было свидетельство о болезни, согласно которому капитан Ананских по заболеванию «Психопатия с неустойчивой компенсацией» был признан военно-врачебной комиссией 301 окружного военного госпиталя не годным к военной службе в мирное время.
Когда я прочитал весь документ Бычков, обращаясь ко мне, сказал:
— Я думаю, доктор, что вы, конечно, читали опубликованный в газете «Правда» рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»?
Я ответил утвердительно.
— А критические, вернее хвалебные или отрицательные отзывы на этот рассказ читали?
— Читал, но не все, - честно признался я. Во всех центральных газетах и солидных журналах после появления рассказа были только восторженные, хвалебные отзывы. Рассказ Шолохова «Судьба человека» впервые был опубликован в газете «Правда» в конце 1956 года. «Как степной цветок, живым пятном» встаёт среди произведений М.А. Шолохова рассказ «Судьба человека». (Так писали в одной из центральных газет!). Ни одной критической рецензии на этот рассказ я не читал.
— Так вот, доктор, слушайте дальше. Ананских, прочитав в газете рассказ «Судьба человека», написал на него огромную, крайне отрицательную рецензию, в которой разнес в пух и прах великого писателя, и отправил её в редакцию газеты «Правда». Вскоре начальнику Топографического управления округа из редакции газеты пришло очень «серьёзное» письмо, на основании которого начальник Управления принял решение направить капитана Ананских на военно-врачебную комиссию для решения вопроса о его годности к военной службе в армии. Результат перед вами.
Мои познания в психиатрии и неврологии в то время были на уровне студента. Какой существовал порядок опротестования постановления военно-врачебной комиссии, установленного диагноза, я тогда просто не знал. На кафедре психиатрии нас в такие тонкости не посвящали. На Высшие Академические Курсы по неврологии при Военно-медицинской академии имени Кирова я был направлен гораздо позже этого случая.
Почти все офицеры отряда, узнав о том, что Ананских увольняют из армии по болезни, удивлялись и возмущались, но изменить никто ничего не мог. А я тогда, к сожалению, и понятия не имел, что имею право с командиром отряда обратиться в Центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны с просьбой о направлении Ананских на контрольное обследование и медицинское освидетельствование в Главный Клинический военный госпиталь имени Бурденко в Москву с целью пересмотра диагноза заболевания и постановления госпитальной ВВК. Но этому нас на Военно-медицинском факультете в Харькове не учили.
Да и вряд ли командир отряда решился бы опротестовывать постановление ВВК, поскольку направить Петра на ВВК приказал старший начальник. Я просил у Ананских копию или черновик его рецензии на рассказ Шолохова. Мне хотелось прочитать её, но на мою просьбу он ответил примерно так: «У меня ничего не осталось... Я понял одно — нельзя критиковать великих. Себе дороже обойдется».
…Страшно вспоминать, но было время, когда с инакомыслящими расправлялись руками психиатров. Петр был уволен из армии по болезни и уехал к родителям на родину в Пензенскую или Саратовскую область. Перед отъездом смеялся:
— Я нигде не пропаду. Работа для топографа есть везде...
Провожали их семью тепло, очень многие офицеры отряда и члены их семей, а не только сотрудники отдела, в котором он служил. Как сложилась судьба Петра после увольнения я, к сожалению, не знаю. Адрес свой он при отъезде никому, даже мне, не оставил.
 


Рецензии
Вспомнился похожий случай, описанный Виктором Астафьевым лет 30 назад. Девочка на уроке литературы раскритиковала Павку Корчагина, уже не помню, за что. Отца вызвали в школу, он дочь выпорол так, что она кричала на весь барак. А на следующий день она всё ответила, как надо. И обошлось без психушки.

Григорий Рейнгольд   28.06.2020 14:19     Заявить о нарушении
К сожалению, тогда с помощью психиатров боролись с инакомыслящими. Как часто это происходит сегодня не знаю...

Анатолий Комаристов   28.06.2020 17:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.