Остров

                «Остров» – литературно – художественный альманах.



Увидев впервые эту книжечку – на обложке, на розовом фоне вид Васильевского острова с Невы, - я подумал, что это обычное издание одного из литературных объединений, в котором стихи, сменяются прозой, бытовые зарисовки простенькими, всегда положительными рецензиями и несколькими краеведческими очерками…
 Я сам печатался в таком альманахе, лет десять назад, ещё живя в Петербурге, и помню: и бедное оформление, и имена литераторов – любителей…
А эту книжицу, в мягкой, розоватой обложке, я привёз из России в Лондон, и переложив из чемодана на книжную полку, честно говоря, забыл о ней…
Потом вспоминал и вновь откладывал – дел было невпроворот…
Долго руки не доходили сесть и внимательно почитать «Остров», а потом и рецензию написать, тоже давно обещанную Жанне Гилевне Бурковской, литературному редактору альманаха и моей хорошей знакомой, ещё по работе в подростковом клубе, «Берёзка», на Охте.
Наконец почти через год, моего лондонского сидения за книжками и за компьютером, после возвращения из России, выбрал время и начал просматривать «Остров».
 И словно, чем - то лёгким и теплым пахнуло на меня из далёкой страны - памяти, и вспомнилось: и житьё на Васильевском острове в мастерских друзей художников, и походы в Ленинградскую филармонию, когда там, ещё дирижировал седой и строгий Мравинский, и кино, во дворце культуры имени Кирова, в клубе «Синематограф»…
Вспомнились те времена, когда, жизнь в Союзе, потихоньку – помаленьку замирала, и времена великой социалистической стройки и послевоенных мечтаний, постепенно сменились, ленью и бюрократической волокитой наступающего застоя…
Вокруг, люди по прежнему читали книжки, искали и находили любимых авторов в толстых литературных журналах, издававшихся сотенно - тысячными тиражами, но жить и чувствовать себя частью светлого будущего становилось всё труднее…
 А потом, начались времена перестройки, заголосили энтузиасты – образованцы о «прорабах духа», страна приникла к телевизорам и даже разговоры в курилках, превратились в кипучие дискуссии о будущем России, на сей раз уже не о коммунистическом будущем, а о демократически - социалистическом, о будущем «с человеческим лицом». А потом и Собчак загремел, на Съездах народных депутатов, и Лигачёв произнёс свою сакраментальную фразу: «А всё – таки ты Борис не прав!».
 Помню, смутно, как Собчак стал мэром Ленинграда, а другой демократ Гаврила Попов  - мэром Москвы. А потом, в одном из дачных посёлков, под Питером, увидел трёхэтажное, мрачное здание, которое, как, оказалось, было будущей дачей «демократического» градоначальника…
… Очнулись все, только тогда, когда, замечательно молодой и красноречивый Егор Гайдар, ставший премьер – министром, отпустил «цены» на волю рынка, и всё в России понеслось вскачь, к хаосу экономическому, и к власти бандитской.
Нет, тогда, управляли формально, пока ещё самозваные «демократы», но страной, как говорят, «на местах», «руководили» уголовники и хладнокровные убийцы, обслуживающие народившийся комсомольско – партийный «бизнес». Я помню, как в один год сломалась машина государства, и изо всех щелей, повылезали молодые и предприимчивые жулики, на ходу изучавшие наставления американских психологов, как стать счастливыми и обскакать своих конкурентов в борьбе за большие деньги…
… Попытки номенклатурной, разложившейся, чиновно – партийной власти сопротивляться, вылились в ГКЧП, и дрожащие руки у временного «диктатора», «игрушечного» вице – президента, замещавшего временно свергнутого «главного перестройщика».
Тогда, Горбачёв вернулся из под домашнего ареста, из Крыма, злым, надломленным и ничего не понимающим. Это непонимание реальной жизни, свойственное тогдашним лидерам компартии, привело постепенно к развалу Союза, а потом и к изгнанию, самого Горбачёва с поста Генерального Секретаря, давно уже не «Коммунистической» партии»…
Или это происходило в обратном порядке? … Да так  ли это важно, теперь!
Потом была успешная попытка государственного переворота, осуществлённая мрачным «партдиссидентом» Ельциным, уже только на просторах России, расстрел Белого Дома и разгон мятежного Верховного Совета, которым руководил тогда «экономист» Хасбулатов.
Ну а потом, уже пьяная «русская» тройка понесла, и едва остановилась перед тёмным бездонным обрывом аннигиляции и государства, и народа…
 Именно в эти времена, и стали собираться, поддерживая друг друга, бывшие интеллигенты, стараясь помогать друг другу, в эти страшноватые и бессмысленно жестокие времена бандитского, снова «первоначального» капитализма…
Ещё, я эти времена, назвал бы временем кавычек - всё было поддельным, двусмысленным, кажущимся и непрочным… А людям то, хотелось жить по человечески, - тонко, эмоционально, мыслительно…
… Вот с тех времён и продолжается история альманаха «Остров», который пережил и это безвременье и казавшуюся странно «семейной», передачу Ельциным, власти своему преемнику, Владимиру Путину, и постепенное восстановление…
А жизнь продолжалась, и жить хотелось достойно и с высокими принципами. Вот многие носители русской, советской культуры, и увидели свет в «конце тоннеля», который назывался интеллектуальным, литературным творчеством и погрузились в него, вопреки суматошной, нищей, грязной  и жестокой жизни. Они собирались в литературных собраниях и объединениях, часто по доброжелательной подсказке знакомых или друзей, читали стихи, обсуждали их, а потом, на гроши, собранные с авторов, печатали стихи и прозу в альманахах и журналах – однодневках…
 Я сам, будучи директором большого подросткового клуба, приютил у себя одно из литературных обществ, и незаметно стал, и сам его участником…
Однажды, с помощью всё той же Жанны Гилевны и другой питерской поэтессы, Раисы Вдовиной, мы организовали поэтическую встречу для молодых поэтов Питера, у нас в клубе, которая, как мне казалось, могла бы стать традиционной.
На этой встрече, присутствовали, уже привычно, несколько десятков, нет не сотен и не тысяч, как в давние, революционные годы, слушателей. Там, я встретил талантливейших, хотя и молодых ещё поэтов, по уровню, как мне казалось, мало, чем уступающие и Евтушенко, и Вознесенскому, и даже поэтам серебряного века…
… В эти годы, моя судьба, сделала крутой поворот, и я, вдруг, оказался за границей, в Лондоне, где меня уже давно ждала английская семья и почти взрослые дети…
… И вот теперь, читая альманах, словно вновь перенёсся в эти страшные, но и значительные, катастрофические, но и обновляющие времена, и сквозь строки стихов и прозы, вдруг услышал чистые, неравнодушные голоса замечательных людей, тружеников и мечтателей, профессионалов и любителей поэтической и писательской работы. 
… И лит – объединение, и альманах «Остров», становятся, а для кого-то уже стали вторым домом, а может быть второй желанной и волнующей работой, местом, где все мы и любители и профессионалы, можем видеться, разговаривать, читать стихи, переживать, смеяться и плакать над своею  трудной судьбой, выраженной нашими словами, в стихах или прозе, в поэмах, лирических стихотворных циклах, очерках, рассказах или романах…
 От всей души, хочу сказать большое спасибо, тем, кто не жалея своего личного времени, занимается организационной и редакторской работой, в этом литобъединении, и конечно, душевно поблагодарить всех участников альманаха, за их лирический порыв, желание передать через творчество, свои думы, переживания и размышления о жизни и смерти, о любви и ненависти, другим, может быть несчастным, не нашедшим себя в этом суетливом мире, людям.
Как замечательно и ёмко сказал об этом один из авторов «Острова», Георгий Мороз:


Душа о прекрасном грезила,
Но пошлости не изжить…
И если бы не поэзия –
Не стоило бы и жить…

Через творчество, мы все и профессионалы, и любители, стремимся победить время и беспамятство, которое надвигается на нас со всех сторон. Но мы и выражаем, насколько можем, душу и характер нашей многонациональной Родины, России и это дань нашей любви к ней, многострадальной и вечной …
… Теперь немного о стихах и о людях их писавших.
Бросаются в глаза, простые, яростные и злые стихи Владимира Галина, которые графикой стиха, рисуют трагедию произошедших и происходящих перемен:

Добро хиреет, злеет зло,
Но нам с тобою повезло.
Мы между ними всё же рядом,
Назло и дуракам и гадам.

Не стихи я сочиняю,
Просто боль свою швыряю
На тетрадные листки,
Чтоб не сдохнуть от тоски.

Кнутом «реформ» сечёт эпоха,
Хлыстами подлости и зла,
А нам в эпохе этой плохо
Как отпущения козлам.
 
Замечательны и очень мне понравились стихи всех авторов этого номера альманаха, однако хотелось бы выделить впечатление лёгкости и тихой, иногда самоироничной грусти в стихах Елены Шустряковой:

И снова браться мне за дело –
Напёрсток, пяльцы, игол рать:
Настойчиво и неумело
Судьбу пытаюсь залатать…

Всё, что сейчас переживаю,
Заглажу временем с трудом.
Я на заплатках вышиваю
Узор изысканным крестом.

Стежков уложено без счёта…
Молитве не хватает слов…
И вот – награда за работу –
Никто не замечает швов…

И Дианы Поздняковой:


Уже сказали всё. Зачем же я
Пытаюсь что – то от себя добавить?
Сказали те, кто жили до меня,
И на века смогли себя прославить.

Так почему же льётся этот стих?
Ведь не за тем, чтоб поразить потомка
Пишу… Да, просто день сегодня мило тих
И почему – то чувствуется тонко…
 
Не могу не сказать о лирике, философской и возвышенной, немного усталой, но и оптимистичной, моей знакомой Жанны Бурковской… Вот небольшая вещь: «Памяти Т. Никитиной и Ю. Логинова».

Так много друг для друга значим,
А тратим силы на «войну».
Мы по утратам горько плачем,
Анализируя вину…
Расстаться час не за горами,
А вспоминаем мы о том,
Наверно, лишь, когда над нами
Испепеляющий фантом
Кружится, истинного горя…
И кто предугадать бы мог
Трагедию поэтов вскоре…

Их светлой памяти урок
Не к разобщению зови,
А к пониманью и любви!..

Или, вот строки из стихотворения «Игра в бисер»:

Холод уныния – веянье смерти.
Нет! – говорю я Греху.
Есть лишь модальность
В Земной круговерти:
Все на виду, на слуху.

Вызволить, вычислить
Степень Баланса,
Меру – палат - и Весов,
все Возвышенья
от транса до транса
Знаний, Явлений, Особ…

Смысл равновесно
Всему в подчиненье, лучшего всплески – Покой.
Господи щедрый!
Пошли овладенье
Всем нам игрою такой…

И конечно хороши тонкие и чуть печальные, стихи Ирэны Сергеевой:

Звуки города…
Спит?.. Просыпается?..
Муки звуков, прервавшие сон…
Мчится скорая…
Кто задыхается?..
Отчего прекращается стон?

 Хоть одно,
Да не молкнет моление!..
Где – не знаю, но верю, что есть:
Дай же Господи,
Нам исцеление,
Верным, временным здесь!

 И её же саркастически – сердитые строки, бичующие как «продавцов», так и «покупателей»:
Реформы! – и товаром стал донос.
Что униженье здесь, что уваженье.
Торгуют всем! Навоз или Христос –
Всё продают…
Где спрос, там предложенье…

Перечислять имена, вглядевшись, вчитавшись, можно долго. Просматриваются характеры и светлые, и грустные, и тёплые, и мечтательные, и саркастические, и разочарованные. Их стихи можно цитировать без конца…
И потому, я закончу на этом, надеясь, что так или иначе, подобными эпитетами можно охарактеризовать большинство поэтов Альманаха.
… Конечно одной из тем и чувств, высказываемых в стихах – это грусть об ушедших временах. Но надо отметить, что это, наверное, связано не только с тревожными, тяжёлыми переменами отношений и быта, но и с уходящей, если уже не ушедшей молодостью. А известно, что в наши молодые годы, и листья на деревьях были зеленее, и вода, даже из под крана, чище и слаще…
Что касается прозы, то, конечно, очень тронул меня очерк «Крендель» Лидии Андреевой, о человеке, который пережил многое, но сохранил, а может быть благодаря страданиям и переживаниям лагерной жизни, и умножил чувство человечности, которым и одаривал людей, и, прежде всего подростков, которые так в этом нуждались в те нелегкие годы. Да и сегодня в этом большая нехватка…
Понравился рассказ «Бинокль» Сергея Смолянинова. Психология переживаний одиночества и столкновение с жестокостью обыденной жизни… Кажется, что у автора может быть большое будущее…
 О профессиональной солидности альманаха «Остров», говорит наличие  раздела «Критика и литературоведение». На мой взгляд, замечательная статья, «Звук и смысл», для этого номера написана Валерией Шадровой, анализирующей звуковой и смысловой «резонанс», между талантом стихосложения, и глубиной жизненного опыта  авторов, и их внимательных, восприимчивых читателями…
Мне показалось, что статья Льва Зискина, прошла всего лишь по касательной, по отношению к проблемам засорения, не побоюсь этого слова – опошления, русского языка сегодня. Об этом феномене русской жизни, сегодня, надо кричать и требовать, а Лев Зискин, как мне кажется, только «гладит по головке», несмышлёных чиновников и бюрократов. Засорение русского языка, изуродованными «англицизмами» – вот тема для пристрастного филолога! Ослабление силы, русской культуры – вот громадная, почти неподъемная тема нашей жизни! Кто решиться об этом говорить, сегодня, в России!?
… Хочу отметить некоторых авторов – прозаиков, критиков и историков альманаха, извините, без подробного разбора их работ, но зато с чувством большого удовольствия, после прочтения разных по жанру, но всегда профессиональных вещей… Это: Виктор Гуменюк, Ян Майзельс, Игорь Матвеев, Вячеслав Земсков…
Наверное, подобную россыпь талантов, можно встретить только в Питере, с его неизменной аурой бывшей большой столицы и сохранившихся культурных традиций. И такое, очень редко встречается  сегодня за границей. Конечно, и здесь уже организовано множество русскоговорящих объединений и союзов, но их уровень и литературный и просто человеческий, судя по отношениям друг к другу, далёк от русского, советского сочувствия и соучастия в общем творчестве…
Видимо, правду говорят, что русский человек, без подпитки от родных корней и российского общения, может жить комфортабельно и удобно, но невесело и иногда завистливо, скучая по России и её неповторимому языку и культуре. Поэтому, мы и должны ценить и развивать в себе, в своих детях и внуках, тот волшебный дар, которым наделяет нас русская, российская культура, ещё при рождении, в ожидании того времени, когда мы, эти «таланты», в прямом и переносном смысле будем развивать и умножать, за что и будем поощряемы, не только от знакомых и современников, но и от Хозяина жизни человеческой…
 Замечательно ещё то в альманахе, что работа со словом поставлена на очень высокий уровень, и потому читая и стихи и прозу, удивляешься и пожимаешь плечами, часто не находя подобного в журналах и журнальчиках издаваемых профессиональными союзами и ассоциациями. 
Есть надежда, что рано или поздно, такие объединения и такие альманахи, как «Остров», найдут свой путь к читателю, и по каждому номеру в больших библиотеках города и области будут проводиться творческие конференции, с обсуждениями и участием не только библиотечных работников, но и читателей библиотек, в том числе и юных. Это, как мне видится, один из творческих резервов России на сегодня, и альманаха «Остров», в том числе.
На мой взгляд, такие литературные объединения, как «Рубцовский центр», является высокой ступенью на пути развития культуры вообще и литературы в частности. И дай бог творческого счастья и удачи всем, кто в такие нелёгкие годы сохраняет в себе оптимизм и желание строить и творить!

                Лондон. 2008 год. Владимир Кабаков.






Со своей стороны, мы можем предложить сотрудничество авторам и организаторам альманах, с Лондонским, русскоязычным литературно – историческим объединением «Русский Альбион», и как главный редактор сетевого журнала «Что есть истина», я могу так же предложить альманаху обменяться материалами. Наша редакция, готова посвятить один из будущих номеров «Что есть истина?»  материалам, предоставленным авторами альманаха «Остров».
Этот обмен, на мой взгляд, будет полезен не только авторам из «Острова», но и интересен русскоговорящим читателям, живущим в Англии и в других странах Западной Европы и Америки…
Творческих успехов и жизненных удач, всем, кого на сегодня представляет замечательный альманах «Остров», который является одним из островков литературного творчества в необъятной России!
… С наилучшими пожеланиями» Владимир Кабаков, Алексей Рацевич и другие участники и читатели нашего объединения и журнала…

Эту надпись, я сделал лет семь назад. Но в нашем журнале Жанна Гилевна Бурковская, давно уже руководит поэтическим отделом, а сам журнал будет через год отмечать своё десятилетие!


Рецензии