Банька Ка

Где нет любви к искусству, там нет и критики (А.С.Пушкин)

«Русский крестьянин не знает препятствий... Вооруженный топором, он превращается в волшебника и вновь обретает для вас культурные блага в пустыне и лесной чаще
Астольф Де Кюстин

Фроська тихо вошла в баню и в нерешительности
остановилась…
Алексей Толстой: Баня

Вот и я пребываю в нерешительности, ведь поднимаю руку на столп, краеугольный камень сайта. Ну что же, вперёд!
Часть первая – народная. От лубка к баньке.
Лубок, народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения (БСЭ)

Виктор Петрович скромно называет свои работы резными картинами и даже графикой по дереву, чем основательно потрясает основы мирового искусствоведенья. Он, как и художник сталкивается с багетом. А так же теми проблемами, что он с собой несёт. О первом уже много раз говорилось та искусственность, зажатость, что несёт сама рама. И если с художественными полотнами таких вопросов не возникает, привыкли. То с резными рельефами не всё так однозначно. Всё же трехмерное пространство резьбы сковывается рамой. А вторая проблема трудно найти такой багет, который может соответствовать изощрённому рельефу. Проблема по сути как у мастеров возрождения и у драгоценных камней. Трудно найти оправу. Кардинально решил эту проблему П.Рубенс в картине «Шубка» обрамив великолепное женское тело роскошным мехом.

Но сначала о самом Дубовике.

Родился в Белой Берёзке на Брянщине. Название его малой родины отправляет нас в ностальгию. Думается, что родится плохой человек, в таком населённом пункте не может по определению. В памяти всплывают толстенные романы «Вечный зов», «Хмель», «Лапти», та же «Белая берёза», и прочая развесистая клюква в стиле «гой еси». За ними стояли в библиотечных очередях, и с гордостью ставили на полки, обменяв на макулатуру, часто сдав что-то дореволюционное. Загадкой остается, что привело Виктора в стены художественного училища. Вроде взрослый парень, после армии, а, поди, ты, пошёл в несытную профессию. Да и учась в «кульке» перспектив карьерных не предвидится. Вот и понесло нашего рецензируемого по окончанию училища по волнам зарождающихся рыночных отношений. И рекламу с пропагандой по болотам вешал и пытался пойти по столбовой дорожке кооперации. Ну, тут не попишешь, семью кормить надо было. Не вышло из него олигарха и мебельного короля. Личная предприимчивость разбилась о человеческий фактор.

Раннее творчество маэстро мейнстрима тщательно законспирировано, это и понятно с такими-то партизанскими корнями Локотской «режпублики». Зачем отягощать свой бизнес былыми «поделками». Другое дело «школа». Думается, это были образцы, подсмотренные в магазине «Берёзка» где отваривались интуристы, да прочая наколенная самодеятельность, направленная на безыскусного зрителя-покупателя. В стиле «укрась свою хрущёбу, подари подарок тёще..». А лучшими произведениями Виктора Петровича на тот исторический момент стали его замечательные дети. Но законы физики неумолимы. Рано или поздно происходит переход количества в качество. Думаю такой точкой возврата можно назвать знаменитую «Баньку».

Часть вторая - эпическая. Из баньки – в вечность.
Ах! Ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие своих творений.
(А.С.Пушкин)


Что есть русский дух? Не тот мифический дух, о котором глаголют почвенники оракулы и прочие устроители Земли Русской, а просто дух. Дух скажем прямо тяжёлый. Запах онуч, прелой соломы, прокисшей опары, густых ветров кваса на редьке и квашеной капусты. Всё это отягощается климатом, дурной вентиляцией жилища, обилием тёплой одежды и обуви. Спасительницей была баня. А термическое и гигиеническое воздействие на организм просветляло и тот самый дух, о котором говорилось выше. Но кроме очистки духа и тела у бани есть и кармическое начало. Эзотерика бани заслуживает отдельной статьи, но великодушно уступим это действо другим авторам. Пора перейти и к самой работе: http://rezbaderevo.ru/forum/index.php?topic=1102.0

Вот она. Вот он бесхитростный кусочек Родины. Успешно ныне продаваемой. Это не тот сложный городской пейзаж, на котором семейство Дубовик съело не одну стамеску. Ни уездный город ушедшей в прошлое России. О которых можно говорить на многих страницах текста, а то и целый фолиант накарябать. Незатейливая деревенская банька это не новомодная сауна с купелью и японской бадьёй. Посади рядом старуху с разбитым корытом, вот те и здравствуйте товарищ Пушкин.

Вернёмся к нашим ба.., тьфу, нашей бане.
Классическое построение по диагонали, ничего лишнего. Предметы подобранны как в хорошо построенном натюрморте. Большие, средние, малые. Перспектива точна и выверена. К линии горизонта скрытой за лесом приземляется и низенькая банька и летящие в вечность облака. О небе и облаках хочется сказать отдельно. Это нечто. Нечто из истории Земли и Вселенной. Летя в бесконечность, они не только захватывают дух, скребут душу как рашпиль деревяшку, но уносят нас в бесконечность бытия в иные миры. Низкий рельеф выбран уверенно и взвешенно работает на перспективу, глубину работы. Рогулина, бондарная рухлядь всё на своём месте и играет свою роль. Казалось бы, строение обрезано рамой, но эта самая обрезка как на макете раскрывает саму сокральность простого сельского сооружения. В открытую кривую и рассохшуюся дверь видна потемневшая печь. Так и, кажется, что в тени притаился сам банник, дух бани, добрый к хорошим людям и жестокий к злодеям. Хозяин бани не будет жить на полках из тикового дерева. Вот он наш, Русский дух. Да и сама банька как декорация из фильма о берендеях. Покосившиеся венцы тростниковая крыша дебри за порогом. А дебри дали и само название: Дебрянск – Брянск.
Где-то в этих дебрях покряхтывает уже не молодой Петрович, патриарх династии. Жлобистый, куркулистый русский мужик. Но под всей этой коростой обыденности он как Нестор летописец пишет правду, правду своей мозолистой жизни. Думаю я ещё забегу к нему в баньку, тьфу, мастерскую. Настучу ещё статейку, право есть о чем написать….

От Рождества Христова 7-го января 2013-го…


Рецензии