Детство всегда с тобой

God, grant me the serenity
To accept the things I cannot change;
Courage to change the things I can;
And wisdom to know the difference.


Господи, дай мне душевный покой,
Чтобы принимать то, чего я не могу изменить,
Мужество — изменять то, что могу,
И мудрость — всегда отличать одно от другого
Франциск Ассизский

Человек — это мир, который иногда стоит любых миров...
Амедео Модильяни

Детство всегда с тобой

Мариванна склонна к полноте. Халатик на этих майолевых формах как туго надутый парус каравеллы. Под стать корабельным обводам и крутая линия бёдер. Мариванне восемнадцать. Она вчерашняя выпускница педагогического колледжа. Сегодня работает воспитателем детского сада «Ёлочка». И работает по призванию. У неё есть жених. Но сердце отдано вот этой старшей группе. Все восемнадцать пар ноздрей старательно сопят. Восемнадцать языков высунуты от усердия. Из бархатной бумаги старшая группа делает цветную аппликацию. Подарок маме. Стоя на коленках, девушка вырезает ножницами лепестки ромашек. Толстый и шустрый Пашка, сегодня очень серьёзен и тих, он клеит лепестки на зелёный лист бумаги. Для надёжности облизывая каждый языком.
Нянечка тётя Мотя собирала в фартук покусанные яблоки с детских столиков своим кроликам. Критическим взором бывалой свахи оглядела креативный задок Мариванны, как мудрая Ева хрустнула зелёный бочок семеринки ещё крепкими зубами, и пробурчала под нос: - эх, пора тебе девонька замуж, давно пора….
…я извиняюсь, рецензента малость несет, но вернемся в «Ёлочку».
Аппликация - ((лат. application - прикладывание, присоединение) — способ получения изображения. Техника декоративно-прикладного искусства), которой занимаются воспитанники Мариванны, родственница интарсии((от итал. intarsio) — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву), В которой творит Анатолий Обелец. Праматерь этих декоративных техник, древнее искусство мозаики.
В эллинистический и римский периоды напольные мозаики, набранные из разноцветных мраморных кубиков на светлом фоне, создавались по всему Средиземноморью. В раннехристианскую эпоху мозаика стала использоваться для украшения не только полов, но и стен и сводов. В Северной Африке и языческие, и христианские надгробия нередко украшались мозаикой. В Византии в 5-15 вв. было создано множество прекрасных настенных мозаик, кубики которых изготавливались из смальты, перламутра и других драгоценных материалов. Фоны выкладывались золотой смальтой, сделанной из прозрачной стеклянной массы, наплавленной на тонкий лист золота. Техника мозаики продолжает использоваться и в настоящее время
Сама технология не нова, но Обелец сумел внести в интарсию свой неповторимый, как говорят французы, charme, обаяние. Да и сам Анатолий очень обаятельный человек. Добродушный и гостеприимный как его любимая Таврия. Это человек страстей. Он страстен во всём, особенно в своих увлечениях. А их много. Резьба по дереву одно из них.
Интарсия в его руках оживает, приобретая живописность. Он смело экспериментирует с цветом, раскрашивая обыкновенную сосну превращая её в яркий цветной ковёр. Анатолий Обелец как факир смело работает с огнём, я и сам обращался к нему за советом. Его станок с нихромовой нитью для резки дерева всегда работает как учебная парта. Для него дать учебный мастер класс такое же удовольствие, как и поработать самому. Обельцу нравится, когда его сравнивают с Ван Гогом. Действительно резьба смотрится большими локальными мазками пятнами чистого цвета как на полотнах импрессионистов. Он в отличие от многих не стесняется «работать по мотиву». Его любимый Ван Гог срисовывал гравюры Доре. А ещё Анатолий, как человек впечатлительный, обожает Модильяни, вернее его женщин. И часто работает не только по мотиву, но и по впечатлению. Я лично не люблю таких носатых и плоских, я другой впечатленец, но это ведь как в гастрономии, кто-то любит «докторскую» а кто-то «краковскую». Тяготение к известным и не очень образцам всё же скрывает некоторую робость не уверенность в себе, своих знаниях и умениях в области композиции и рисунка.
Отдельно стоят его религиозные работы. Потому я и цитирую создателя ордена францисканцев, хотя может это и звучит немного пафосно, но уж очень красиво и правильно сказано.
"...Опять цитата? Скажи, наконец, хоть что-нибудь свое...
"...Я не повторяю-СЯ. Я цитирую. Я люблю цитировать. Это гораздо безопаснее."
(Витицкий С. Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики).
Его религиозная резьба сродни средневековой миниатюре. Кажется, что рассматриваешь древний фолиант, этакий «Великолепный часослов герцога Беррийского» написанный братьями Лимбург. Добрые наивно-примитивные работы переносят нас как машина времени в средневековый монастырь. Но мне бы хотелось вернуться в наше время, в детский сад «Ёлочка». К Мариванне и её воспитанникам. Ведь толстый Пашка клея ромашку занят практически тем же что и Обелец. Он дарит красоту. Завтра он принесёт и неловко протянет открытку маме. А сегодня мы можем любоваться подсолнухами Анатолия, в которых замерло жаркое лето Тавриды, как в «Подсолнухах» Ван Гога сверкает солнце Арля.
Кто-то скажет развёл здесь «сопли в сахаре», где критика? А нет её. У меня нынче не критика, а чистый – impression….


Рецензии