память

ПАМЯТЬ
Памяти Петра Луцыка посвящаю.
Мы все родом из детства...
Шел 1959-й год... Поезд Москва-Ташкент шел по расписанию, мерно стучали на стыках колеса и мысли, опережая их равнодушное музыкальное сопровождение, уносили в далекий неведомый мир:
"Как далеко уносят нас мечты,
Коль сильно захотеть - они сбываются,
С Казанского мчит поезд на Ташкент,
Мои мечты в реальность превращаются.
Ночь принимает в объятья состав,
Призрачно все в этом мире подлунном,
Под паранджой из сверкающих звезд
Дышит Восток очень древний и юный"
В Ташкентском аэрогеодезическом предприятии мне сказали, что как молодого специалиста имеющего альпподготовку меня направляют в Самаркандский высокогорный отряд. Древний Самарканд поразил своей необычностью. Отряд располагался недалеко от вокзала на улице Джар - арык и все глиняные дома с плоскими крышами краснели от обилия на них диких маков. Очевидно, цветоводом был ветер. Был март, и я попала в буйство весны-цвели сады и журчали арыки, обрамленные сочной зеленью. После ещё зимней спячки Подмосковья это граничило со сказкой.
Учитывая не слишком большое рвение специалистов уезжать в далекие края, ощущалась их нехватка и мы, вновь испеченные, получил довольно ответственные должности и, не имея практического опыта, были брошены в суровые условия работы, в Каракумы, Кызылкумы, в горы Памира и Тянь-Шаня. Молодость берет свое, все преодолевалось с большим энтузиазмом, и даже после тайных слез наедине появился, хоть и не сразу, и опыт, и самоуважение. В отряде ходили слухи-легенды о Николае Луцыке -альпинисте, проводнике геодезистов на сложных маршрутах. Он известный мастер спорта, покоритель пика Ленина и пика Коммунизма работал полиграфистом в редакции газеты "Правда Востока" в Ташкенте когда его пригласили работать проводником в наш высокогорный отряд. Так молодая семья Женя и Николай Луцук попали в Самарканд. Женя тоже мастер спорта по альпинизму, окончив Московский энергетический институт, работала на электростанции в Самарканде и вела секцию альпинизма. Пока муж проводил по сложным маршрутам группы геодезистов, создающих основы для топокарт Средней Азии, она обучала молодежь мастерству альпинизма. Квартиры в Самарканде у них не было, но все любили их за мастерство и оптимизм и с удовольствием вращались на их орбите. В тот год мне не удалось познакомиться с ними, в отряде был круглогодичный полевой сезон и пути на наши объекты разошлись. Прошел год, я встретила свою судьбу, вышла замуж и, случилось так, что тесно переплелись жизненные пути наших семей и мы стали большими друзьями на всю оставшуюся жизнь.
Вскоре Женя уехала в декретный отпуск в Киев, а по экспедиции пронеслась радостная весть - у Луцыков родился сын и от её работы им  выделили двухкомнатную квартиру. Почти все в экспедиции жили по частным углам и были за них рады так, будто квартиру получил каждый из нас. В  получку сияющие  друзья на проходной собирали в долг деньги, кто сколько мог, чтоб приобрести мебель для их первого  оседлого  жилья, уже  своего. Это только  тем  понятно, кто  долгие  годы  прожил  по  частным углам. Вскоре Николай встречал счастливую Женю с упакованным в наряды новорожденного сыном и свою маму - так в Самарканде появился Петр Луцык.
Шло время, наши мужья работали на самых сложных объектах в одной группе, в одной связке. Через год и у нас появился сын Олег. С каждым годом наша связь с семьей Луцыков крепла, они настоящие искренние друзья, с которыми жить хочется. Помню, наши сыновья ещё были грудничками, а мы с удовольствием уезжали с Николаем и Женей на вылазки в горы, с Жениной секцией альпинистов в горах на заброшенной территории пионерского лагеря в самых экзотических условиях встречали Новый год - она всегда была душой компании. Когда подрос Петро и начал ходить, в походах у ребят по очереди сидел в рюкзаке наш самый юный и веселый альпинист, когда ему было по силам, шел сам. Мальчишки подрастали, уже посещали старшую ясельную группу и детсад. Мужья уезжали на объекты, а ко мне приходила Женя с Петром и приглашали жить к себе, т.к. в снимаемых нами углах почти не было бытовых удобств и очень ограничена вода. Недели и месяцы мы жили вместе как сестры у неё в квартире. Вечером, придя с работы, наводили порядок, а наши сыновья /Петру уже было более 4-х лет, Олегу 3/ гуляли с друзьями во дворе и его окрестностях. Уже в то время Петр был самодостаточный ребенок. Он был старше и ведомый у Олежки, было смешно наблюдать, как он при знакомстве солидно подавал ладошку, подражая отцу, и представлялся:
-Люцик, а это мой друг Лег.
Однажды на 4-й этаж прибежал разгневанный узбек:
-Это ваши дети хулиганят? Их задавят!
Мы опрометью понеслись вниз... В клубах строительной пыли-пухляка раз-ворачивались МАЗы, за домом шла стройка, и в самый неподходящий момент из клубов пыли перед водителями, как два пыльных чертенка в трусиках, появлялись хохочущие мордахи наших сыновей. Режиссером явно был Петр. Вокруг стоял рев машин и мат на узбекском языке. Прихватив своих хулигашек, потащили их домой под дружный рев, что помешали им развлекаться. Из ванны, куда мы их плюхнули, поднялись столбы пыли. Вскоре их умытых выпустили в чистую квартиру, где они сразу поскучнели. На следующий день в целях профилактики решили их вообще не выпускать и Женя купила Петру большую деревянную машину. Ребятишек выпустили на лоджию и они там с удовольствием возились. Мы смотрели фильм и вдруг ощутили звенящую тишину на лоджии - у перил стояли на цыпочках и смотрели вниз наши сокровища, машины на лоджии не было... Они поднатужившись вдвоем перевалили её через перила и сбросили с 4-го этажа. Мы затаив дыхание, посмотрели вниз... На асфальте перед домом лежала груда обломков, а вокруг стояла, сложив за спинками руки "экспертная комиссия" из загорелых местных друзей. От сердца отлегло, было страшно подумать, что летящая машина могла зацепить кого-нибудь, Бог охранил.
Жизнь шла как у всех, в полосочку и все же нам пришлось расстаться на долгие годы, наш сын не переносил жаркий климат и я уехала в Подмосковье. Переписывались, мой муж еще долгое время работал с Николаем и Женей. Из писем я знала, что 10-летний Петр тоже ездит с ними в горы, стойко делит все тяготы экспедиционной жизни, прекрасно катается на горных лыжах. Как-то в одном из писем я узнала, что в их семье пополнение - родился второй сын Константин, долгожданная мечта Петра. Луцыки давно жили в Ташкенте, куда перевели Самаркандский отряд, они попрежнему активно занимались альпинизмом и горнолыжным спортом и Петр рос спортивным общительным парнем. Всей семьей пережили землетрясение, их дом пострадал и они получили новую квартиру в доме повышенной сейсмичности. Однажды получила от Жени письмо, что она едет в Москву на встречу сокурсников и заедет ко мне с маленьким Костей, т.к. его не с кем оставить. Моей радости не было предела. Ее встречала еще сестра Тамара и, видя наше большое желание пообщаться после стольких лет разлуки, решили ехать к нам. Купили большой торт и, посадив Костю смотреть в окно электрички, стали рассказывать обо всех и обо всем за столько лет разлуки. Только подъезжая к своей станции, среагировали на возглас Жени:
-Ой, Кистантин!
В коробке с тортом, уютно устроившись, спало маленькое конопатое чудо-любимый и долгожданный брат Петра. Петр был намного старше очень его любил и опекал. Проговорили почти до утра, пили чай и ложками черпали пострадавший торт.
Прошло ещё немало лет нашей переписки. Однажды открыла дверь на очередной звонок и увидела незнакомого мужчину, потом вопрос "Вам кого?" застрял в горле и я радостно сообщила мужу:
-Вот это да! К нам Коля Луцык приехал!
Прошло столько лет, что я его не сразу узнала, но стоило Николаю открыть рот, стало ясно все тот же веселый, неунывающий со своим нестандартным юмором. Не зря его любимой песней была на музыку А.Пахмутовой "Я люблю тебя жизнь". Теперь уже мужчины не могли заснуть до утра. Петр жил в Москве, учился в институте и отец приехал его проведать.
Однажды на работе предложили трехдневную путевку по маршруту Ташкент-Самарканд-Бухара, время было сжато до предела и все же выкроили пару часов и поехали к Луцыкам, мы знали, что нам там рады в любое время суток. Встреча была очень душевной. Из комнаты вышел парень с лыжами, повидимому, собираясь в горы, и я конечно совсем не узнала Петра, он  был дома на зимних каникулах, естественно и он меня не помнил. Петр уехал, а из соседней комнаты появился симпатичный рыжий мальчишка лет десяти  и с плохо  скрываемым  чувством ревности к старшему брату спросил, имея в виду себя:
-Мама, сегодня испечешь пирог любимому сыночку?
Женя со смехом ответила, что ему пора в школу, а пирог конечно будет. Казалось, время её законсервировало,  была все та же спортивная, стройная и очень жизнелюбивая. Она преподавала в элекротехникуме. К сожалению, время было ограничено  и  нас  пришлось  провожать  в аэропорт, тепло расстались. Потом опять были долгие годы редкой переписки, из письма мы узнали, что Николай  умер  от  сердечного приступа. Он прожил недолгую, но яркую жизнь, к сожалению, земная жизнь так коротка и мы умудряемся  этому  содействовать, не  всегда рассчитывая свои силы... Сетовать на тяготы Женя не умела никогда, и она сильный и мужественный мой человечек  замолчала на годы... Время  летит и я ждала. Мой сын уже взрослый и женатый иногда бывал в Ташкенте в командировках, он  останавливался  у  Луцыков  и  мы вкратце были в курсе их жизни. Потом развалился СССР...
Однажды невестка сказала мне, что читала в газете статью о конфликтной ситуации между режиссером Хваном и сценаристом П.Луцыком, так я узнала, что Петр окончил ВГИК и стал известным сценаристом и режиссером. Потом смотрели фильмы "Дети чугунных богов" и "Дюба-дюба". Я тщетно пыталась разыскать реального Петра и узнать все о его матери ...
В прошлом году вдруг звонок на работу:
-Здравствуй, это я - Женя Луцык. Я к Петру и Косте в гости приехала.
Она, конечно, выкроила время и приехала к нам с ночевкой. Мы опять не могли уснуть до утра... Женя с гордостью рассказывала о сыновьях, показывала фотографии - они втроем на загородных прогулках, красивые, сильные, мужественные. Петр известный сценарист и режиссер, Константин врач хирург и всех троих связывает большое чувство взаимопонимания и любви. Она показала мне и фотографии своей очаровательной внучки, дочери Петра; переживала, что личная жизнь его пока не сложилась, что внучка гражданка США. Женя подарила мне книгу, написанную талантливыми отечественными сценаристам - Петром Луцыком и Алексеем Саморядовым. Я узнала о дружбе и трагической гибели Леши Саморядова. С большим интересом прочла книгу, поняла, что Петр недюжинный талант и бунтарь в чем то, незримо, похожий на отца, что легких путей у него нет, да он их и не ищет - он состоялся. Женя улетела в Ташкент и мы договорились встретиться на будующий год. Теперь, когда стали самостоятельными сыновья, она могла посвящать свое свободное время горам и горнолыжным прогулкам. «Лучше гор могут быть только горы" для нее не пустые слова, я это знаю прекрасно.
Однажды не спалось поздно ночью, включила телевизор и меня насторожила первая фраза ведущей:
- Вы думаете, что сейчас мы расскажем о Никите Михалкове, но наша передача посвящена молодому талантливому режиссеру и сценаристу Петру Луцыку.
Конечно, я с большим интересом посмотрела всю передачу и фильм "Окраина". Переполняло чувство гордости за Петра. Женя приехала в Москву в конце года, она пробыла недолго, но все равно выбрала время побывать у нас, она была счастлива - Петр женился. Женя показывала свадебные фотографии Петра и Галины, она всегда предоставляла полную свободу своим сыновьям, но в глазах читался немой вопрос "Кто ты - человек входящий в нашу семью?" и надежда что это друг... Петр всегда с любовью и трепетно относился к матери и брату. После свадьбы он решил, что приобретет отдельную квартиру им, и они все будут независимы, будут жить в одной стране и одном городе, прекрасно понимая, что Жене непросто покинуть
горы. Женя улетела в Ташкент счастливая.
Через пару дней я на работе включила телевизор и вдруг во весь экран идут кадры - полный жизни и энергии Петр, а за кадром голос диктора:
-Сегодня ночью от сердечного приступа внезапно умер молодой и талантливый сценарист и режиссер - Петр Луцык...
У меня было такое чувство, будто меня и Петра одновременно пронзила молния... НЕТ! НЕПРАВДА! ОН СОВСЕМ НЕ УМЕР! ТОЛЬКО РЯДОМ БЫТЬ ОН ПЕРЕСТАЛ...
4.02.2001г.
г. Москва Шурыгина К.Н.


Рецензии