Лютая жажда успеть

До чего трудная задача - передать чувство, ощущение такими словами, на бумаге или вслух, чтобы тот, кто читает или слушает, почувствовал или ощутил то же, что и ты.

Радость не в том, что твоя работа пользуется успехом, радость – когда работаешь.

Кто не стремиться жить, тот на пути к концу.
                Джек Лондон


«Mens et Manus" - "Головой и руками"

Последние выражение есть лозунг Массачусетского университета

Давненько я порывался сесть и написать что-то о творчестве Игоря Лютого. И не только клюшка била в бубен моей души. Последней преградой стала задача выбора. Не то чтобы его творческая галерея была столь многочисленна, а в том, что уж очень многие работы в ней мне искренне интересны.
Может кому-то нравится что-то иное, да и я пристально изучая его работы, долго колебался. Но каждый портрет требовал бы своей литературы. И религиозной философии, и темы рыцаря-идальго, и тайн востока. Мне вот захотелось «пофилософствовать» на тему «крысиных бегов». То есть вообще о жизни.
«Проблема крысиных бегов в том, что даже если вы выигрываете, то вы все равно крыса» (Лилли Томлин).
Вот сей персонаж, и симпатичный, колоритный снаружи, и мерзкий наверняка изнутри, по характеру конечно. Да ещё и с крысой на плече. Глядя на этого любителя «аджилити» я вспомнил «Рассказы Южных морей». Так и видится дымный притон в Макао или Циндао. Потому-то и вспомнился мне Д.Лондон, не самый известный на своей родине писатель, но столь популярный в бывшем СССР своей «жаждой жизни».
Правда, на портрете, судя по всему, изображён швед. Ведь Швеция родина всяких разных бегов – аджилити, в том числе и крысиных. Впрочем, почему бы этому «шведу» не оказаться в «мире южных морей». Отпетый, прожженный авантюрист со своим голохвостым приятелем на плече. Может быть единственным другом в этом мире «крысиных бегов». Два «ветерана» пристально следят за «соревнованиями». И младший партнёр что-то подсказывает старшему. Ставки сделаны.
«Безразлично, чем именно вы занимаетесь, участвуя в крысиных бегах успех которых негарантирован, но если вы не измените это, провал точно гарантирован».
Пол Улазьен.
Вот вроде бы и всё. Можно поговорить о технологии обработки дуба. Похвалить автора за прекрасную технику, умелое патинирование, разнообразие фактур. Обсудить общую композицию. Пошпынять за любовь к деталям, шляпе, трубке. Поговорить об уместности «античного» бюста. Уверен что у критика натуралиста найдётся пара неласковых слов и для крысы.
Но для меня этот мудрый персонаж говорит нечто другое. Скепсис большой верхней губы, презрение оттопыренной нижней, щёлки хитрых глаз, рассказывают мне совсем другую историю. Историю из нашей современной жизни.
В постиндустриальном обществе работу, связанную с частыми переработками, стрессом, командировками часто называют крысиными бегами. Термин крысиные бега используют для описания бесперспективной работы или карьеры, которая вдобавок требует значительных усилий. Другими словами, крысиные бега это работа, направленная на рост экономического благосостояния человека в ущерб его реальному качеству жизни.
Так гласит мудрая «Вика». Она же советует что делать;
• сократить расстояние и/или время, которое приходится преодолевать от места проживания до места работы;
• отойти от дел насовсем или на какое-то время;
• перейти с работы, требующей значительных усилий, на более лёгкую, но не хуже оплачиваемую
• перейти на работу, которая не требует полного рабочего дня и преодоления больших расстояний
• найти работу, которая позволяет работать дома
• достичь финансовой независимости от нанимателя
Ну что же вроде всё разложено по полочкам. Вроде все, что задумал сказать сказал. Но внутренний голос гложет. Что-то пропустил. Сказал не так. Смолол какую-то чушь. Всё же чтобы говорить об авторе, наверное, необходимо знать о нём самом, больше, а может, и нет. Знаю, автор очень хочет успеть. Люто этого хочет. Успеть всё! Желаю ему тоже стать победителем аджилити!
А работа, она расскажет, порой даже больше чем хотел автор. Во взгляде победителей «крысиных бегов» мудрости, пожалуй, больше, чем в умной «Вике».
Они уже победили.
Думиничи сентябрь 2013.
 


Рецензии