Границы

(из серии Абхазия-2013 )

Краем уха года два назад Михалыч услышал, что все поезда в направлении Сочи будут следовать по территории России, минуя Украину. Поэтому, не задумываясь, купил билет на поезд №023 до Адлера, отправлением из Москвы в 17 часов.

Настроение у него было, как у отпускника, вырвавшегося на волю, хотя он неработающий одинокий пенсионер и не имеет проблем со свободой. В радостном возбуждении занял своё место в вагоне, прильнул к окну и стал наблюдать сменяющиеся панорамы, сначала столицы, а потом и столичной области. Затем поужинал и устроился спать.

Не было проблем до трех ночи, когда проводники его разбудили и вежливо попросили подготовить паспорт для проверки, поскольку предстояло пересекать границу самостийной Украины. Сон как рукой сняло. Сидел в нервном ожидании, потому что не ожидал никакого пересечения границ, никаких проверок и нарушений сна. И тут он понял, почему удалось с такой легкостью купить билет на этот поезд. «Да-с, лопухнулся», –  мелькнула неприятная догадка, однако исправить положение он уже не мог.

В вагон вошли служивые, каким-то ручным прибором проверили паспорта, нарушений не обнаружили, ушли. Но напряжение не ушло, наоборот, нарастало и сгущалось, поскольку приближалась приграничная украинская станция Красная Лопань. Это уже чужое государство, там свои порядки.

Зашли то ли пограничники, то ли таможенники, без приборов, на глаз оценили паспорта, спросили, есть ли таблетки, что Михалыча несколько удивило, и ушли. Ни валидола, ни прочих таблеток он не принимал, потому что был здоров (слава Богу!) и с собой не возил. Да и купить их можно в любой аптеке.  И опять с опозданием он понял, что под «таблетками» подразумевались наркотики.

Целых 12 часов – до станции Иловайск на другом конце отрезка пути по братской украинской земле, пассажиры ожидали следующую проверку. И она состоялась, также в отсутствие приборов и без копания в чемоданах – в форме устного знакомства с паспортами.

Но расслабиться было рано – следующей была российская пограничная станция Усмань. Зашла группа наших в отлично выглаженных униформах, с аппаратом, который Михалыч увидел ночью, и еще с одним – для более строго контроля неподдельности паспортов.

После проверки женщине из соседнего купе весьма корректно предложили выйти вместе с ними. Видимо, им удалось обнаружить некую неточность в записях. Бдительным оказался этот новый аппарат!

Женщина долго не хотела принять предложение этой группы элегантных мужчин и женщин, заявив, что она на родной российской земле и что у нее имеются права. Но вскоре ее уверенность в мифических правах растаяла, и она вступила на твердую родную землю... с вещами. Без нарушения графика поезд весело помчался дальше.

№023-ий прибыл в Адлер в 7-04, и Михалыч тут же на автобусе поехал на Псоу, чтобы пройти, уже пятый по счету, погранконтроль и оказаться в заветной Абхазии.

Здесь уже контроль осуществлялся стационарными и более «умными» аппаратами, с обширной базой данных и интернет-связью с центром.

Удивило, что с абхазской стороны в этом году паспортного контроля не было вовсе. Даже привычного курортного сбора не брали. Видимо, они доверяют нашим острооким аппаратам и опытным коллегам. Похоже, что здесь доверие между государствами имеет место быть, в отличие... но не время говорить об отличиях.

Вскоре Михалыч приехал в пункт назначения – деревню, где проживают преимущественно армяне, снял койко-место за 250 рублей в сутки у знакомых (второе место было свободно) и попросил хозяина поделиться тем вином, который он сделал лично для себя. В небольшом споре, что этот сорт всё-таки называется не «Изабелла», Михалыч одержал верх и в явно приподнятом настроении пошел к берегу, как поется в известной песне, «самого синего в мире»…


Рецензии