Радовицы. Радость о Высшем предназначении

- Что-то тёмный кадр получился. Наверное, надо дождаться, когда посветлеет. А то монастырь не видно совсем, - сказал я отцу, передавая ему фотоаппарат-"мыльницу".
- Да нет, там просто надо в настройках изменить режим съемки: сейчас настроим.
Время было 15 минут восьмого. Но темно. Совершенную тишину нарушал лишь хрустящий снежок, крупными хлопьями сыпавшийся с дивных небес. Кроме нас от остановки "Радовицы-2" шли еще десять человек: жители Рязановки, - соседнего посёлка, по совместительству - посёлка моего детства, откуда мы ныне и приехали в дивный, светлый и славный Николо-Радовицкий мужской монастырь.
Мы прибыли в Радовицы не только для посещения обители, но и необходимо было навестить могилы бабушки и дедушки. В этом благодатном и тихом месте, где даже среди бела дня машины ездят 10-15 в час (трасса пролегает через Радовицы от Рязанского поселка Белоомут, через Рязановку и далее - к Касимовскому шоссе) всё напоминало о былом. Мало что изменилось. Лишь некоторые избы, некогда бывшие жилыми, стоят с проваленными и прогнившими крышами и покошенными вокруг заборами-частоколами.
В 2009 году я был здесь, в этой обители, когда она ещё более походила на руины, где не было места для жизни монашеской... Но было желание возродить эту твердыню. И была на то Воля Божия. В период, когда колхоз, занимавший некоторые из строений обители, развалился (а было это в середине 80-х годов), здесь часто слышались песнопения... Да-да, именно песнопения. Пели не хоры земные. Пели Ангелы Небесные. Пели и днем, пели и по ночам. Даже самых скептически настроенных жителей Радовиц и близлежащих населенных пунктов эти феномены ввергали в шок. Никто не мог понять, как в этих развалинах, где всё просвечивается насквозь, могут петь хоры. А потом - нередко ощущали жители и доносящийся из поруганной обители тонкий аромат кадильного дыма и воска... Господь давал Знамение, по молитвам Святителя, Чудотворца Николая. Здесь должна была возродиться обитель, во всей её былой славе и величии.
И она возродилась. Восстала из пепла, из руин. Восстала, чтобы вернуть молитву и Благодать. И возносившийся даже в полуразрушенной обители шпиль надвратной колокольни с церковью Петра и Павла вновь величаво возвещал: "Грядите, люди и славьте Господа!".
То, что было здесь несколько лет назад и то, что я видел сейчас - никак не было чем-то общим на свой вид. Почти весь монастырь, по Милости Божией и трудам тех, кто молитвенно призывал Благодать Небесную на это место, возрожден. Он, словно докричался до нас из пепла годов, обратил внимание на себя!..
Мы поклонились перед величественными вратами монастыря и его колокольней с Благословляющим нас Святителем Николаем и прошли в обитель. Войдя внутрь - сердце моё исполнилось трепета, а глаза наполнились слезами. Это были слезы умиления. Огромный, величавый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы возвышался над нами, как правозвестник Церкви Православной. Я вспоминал, что здесь было четыре года назад... Господи!.. Дивны дела Твои!!! Совершив крестное знамение - мы прошли в собор.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!.. Я не мог не молиться уже ступив на порог собора сего, что дышал Благодатию Божией!..
Конечно же, я обратил внимание сразу на стоявший в середине интерьера Дивный, Чудотворный деревянный образ Святителя Николая, торжественно вернувшийся на свое родное место в 2010-м году из села Туголес, Шатурского района, где он пребывал и бережно хранился в храме Параскевы Пятницы. Во дни, когда я пребывал здесь, о его возвращении пока не шло речи: ведь не было даже места, где он мог бы разместиться... Разве что небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы, что располагается в 700 метрах от монастыря, рядом с сельских погостом. Но и тот тогда еще был в плачевном состоянии (в советские годы в нем располагался хозяйственный склад, затем - клуб).
До начала службы было еще минут 20 - и я подошел к деревянному образу Святителя Николая, чтобы испросить его святых молитв пред Господом за свою семью, сродников и друзей. Мне казалось, что я, по греховности своей, не найду слов, чтобы обратится к Отче Николаю. Но слова потекли со слезами. Я стоял у Образа почти пол часа, обращаясь к Дивному Святителю. Я ощущал настоящую, неподъемную без молитвы Благодать присутствия Господа и Его Святой Воли. Не было более счастья, чем сознавать - Святитель Николай слышит мои просьбы о молитвах, слышит и внимает им Сам Господь, Благословляющий это святое место, эту обитель, этот собор...
Напитанный духовной радостью, я прошел в правую часть храма, где принимал Исповедь наместник монастыря отец Августин. Тот самый батюшка, который исповедовал меня здесь, в Радовицах, еще в том храме. Именно тогда у меня была первая, искренняя и слезная Исповедь. Именно здесь всё стало на свои места. И именно здесь это всё обрело былое. Здесь совершилось вновь Покаяние, здесь прошла дивная Божественная Литургия, в каждом возгласе и молитвах которой я ощущал присутствие Господа в сердце моем... А сердце мое было в этот момент во всем храме. Оно, словно растеклось радостию о Господе, о Духе Святом, о молитвенной поддержке Отче Николая.
Закончилась Литургия. Мы вышли из храма. Сделав еще с десяточек кадров, запечатлевших возрождающуюся обитель, мы направились в сторону кладбища, чтобы посетить могилы родных. Помолившись и немного помолчав, мы медленно и в полной тишине пошли к остановке. Не молчала только душа. Она ликовала о Господе. Она созерцала молитву и Благоденствие. Всё вокруг, казалось... Да нет, почему казалось?!. Всё воспевало своей красотой Бога. Всё. И заснеженные поля и стена леса, и пустынная дорога... Жизнь земная - в её красоте и стремлениях - есть подготовка к Жизни Духовной, Вечной. И всё это, всё то, что восполняет душу человека в достижении радости духовной - есть начало пути, великого и истинного. Путь к Богу... Он такой же, наверное, как и путь к Покаянию, к молитве. Его может ощутить здесь каждый... Каждый, кто прикоснется однажды к своей душе, через молитву и наслаждение Богослужением, что входит в пространство духовное и питает его Радостию о Высшем предназначении.


Рецензии