Дважды пленный

   
Из материалов к книге "Вятские околицы Германской войны" .Издательство "Зарубежные Задворки" Дюссельдорф, Германия. 2013год.

 75 лет, минувшие с  1937 года,  согласно закона, дают  право государственным   архивам  РФ  снять гриф «Секретно» со следственных дел  людей, попавших под жернова  сталинских   репрессий.  Знакомство с такого рода  делами требует  немалых душевных  сил. Но, каждому, , кто желает увидеть, то время собственными глазами,  стоит  найти их в себе и затратить. Плата за то - собственное видение того, немилосердно жестокого  времени в совокупности достоверных событий.  Чувство  страха не покидает после  прочтения  последних строк документов    архивных дел того года.
Следственное  «Дело №  3374», хранящееся в ГАСПИ,  с очевидностью представляет,  что     Мартин  Гугович Арндт  стёрт  до невидимой   исчезнувшей пылинки, жёрновами     двух режимов, готовящихся противостоять друг другу. Оправдания жестокости Сталинского режима  1937  года быть не может, но надо искать поводы и причины, породившие его.
   Автор  видит  читателя Ответственным  за  Будущее  наших детей и внуков  в каждом слове для них  о трагическом  Прошлом.

                ПЛЕННЫЙ.
  Ко времени  массовой реэвакуации  гражданских и военных пленных ПМВ  из России , в 1920 году   Мартин был женат  на  девушке Екатерине Дьячковой из города Слободской. В семье уже росла дочка -  Марта . В 1922году родилась ещё одна   дочурка  Гертруда. В 1924году, к  радости отца   появился сын  Рудольф, названный  в честь  брата жившего в Германии.
   Екатерина Михайловна  Дьячкова  выросла в семье, где было четверо детей. До 1917г семья имела два собственных дома. Один , деревянный, другой  -каменный, с лепными узорами на фасаде, большими окнами,  был украшением   Анфилатовской улицы. Большевики  разорили семью, лишили всего имущества, домов. Семье с четырьмя детьми пришлось жить в крошечную баньку на окраине  города Слободской.
 Ныне  мужчины наследники  фамилии Арндт, и женщины, с замужеством  распрощавшиеся с ней, - все достойные уважаемые люди, известные на Вятке и далеко за её пределами.
 
                *
Арндт Мартин Гугович родился  29.09.1894года в городе  Лейпциг. Немец. Выучился на механика, работал в этом  городе,   но весной 1914года выехал в Ригу,  для работы на фабрике обуви Буффона. Постановлением градоначальника  Риги, в   августе этого  же года, как и других германских и австрийских подданных  военнообязанных мужчин,  его  выслали в город Пермь. Однако, через два месяца,   Арндт М.Г.  переселён  в город Слободской Вятской губернии. Там, его  нашла работа  на фабрике «Белка», где он работал до 1932 года.   
Один брат Мартина   жил и работал шофёром в Берлине. В Лейпциге остались ещё  два  брата :  один работал  на фабрике кожевенных  изделий; другой как он -   механик  одной из фабрик. Там же остались  две сестры, обе  замужние домохозяйки:  Гюнтер Эльза и  Шримпер Люпса. Поэтому Мартину, остающемуся германским подданным,  представилась возможность регулярно  ездить в гости к родным. Он был у них в  1924, 1929, а поездка  в 1931 - 1932 г. продолжалась несколько месяцев. Он собирался съездить к ним  в 1934году, но сотрудники Германского  посольства  в Москве, по его словам,  напугали  его тем,  что  визы на возвращение  в СССР, он получить  не сможет.    Мартину приходилось посещать Германское Посольство в Москве,  каждый раз перед отъездом и  с  возвращением в СССР. В 1935 году, Мартин Гугович  оставил работу механика и устроился     работать  учителем немецкого языка в школу  села Чепца. Кроме того он имел фотоаппарат, которым отлично владел, что высоко ценилось в школе.  Он мог настроить музыкальный инструмент. А в молодости, когда жил в Слободском, организовал несколько гимнастических групп.   На вопрос следователя  о причине смены работы,  Арндт   ответил:  « немалые годы и ухудшение здоровья».   По словам Мартина на следствии его  год  рождения  в деле  указан не верно. «Я родился в 1884году».
                АРЕСТ.
  20.10.1937г. слобожанка Арндт  Екатерина Михайловна осталась без мужа с троими детьми. Дочери  Гертруда – 17 лет,   Марта  -15 лет и сын  Рудольф – 13лет остались без  отца.
Арест  учителя Арндт  М.Г. санкционирован 20.10.1937г зам прокурора Кировской области Мухиным. Ордер №66 на арест Арндт М.Г.  выдан начальником Наркомвнутротдела по К/О,  старшим  майором  ГБ.  Юдиным. В присутствии  троих понятых, в квартире Арндт М.Г.  проведён  обыск, во время которого «изъято 466 писем  переписки с родственниками , 115 фотографий, иностранный паспорт, вид на жительство иностранца, профбилет 089404, два экземпляра плана работы артели «Жеребок», 64  документа с мест  прежней работы». Паспорт, выданный Германским посольством в Москве,  25.07.1936года на 5 лет также изъят при аресте.
   «Арндт М.Г. обвинён в том, что проводил шпионскую работу в пользу одной из иностранных  разведок».23.10.1937г. АРНДТА М.Г. помещают  в Вятскую  областную тюрьму.
   Текст «Справки  на арест»  от 20.10.37 повторяет  «Постановлении о предъявлении обвинения от 5.11.1937г. : «3 Отделение 3 Отдела УНКВД по Кировской области располагает сведениями о  том, «что Арндт М.Г. среди окружающих его людей, систематически проводит антисоветскую и контрреволюционную  фашистскую  агитацию. В разговорах, он в положительном духе освещает жизнь в  фашистской Германии,  одновременно распускает провокационные  и клеветнические слухи об СССР, доказывая, что публикуемые в Советской прессе сообщения о тяжелом положении трудящихся в странах фашизма и в частности в Германии, неверны».
   «Постановление об аресте» сообщает: «С  воинского учёта снят по возрасту. В белых и красных армиях не служил, в восстаниях не участвовал.  Репрессиям при Сов власти не подвергался. Особая примета -  небольшая бородавка на левой щеке».
«Арндт М.Г. подлежит  привлечению к ответственности по ст.  58-6 и 10 ч.1   УК РСФСР. 20.10.1937г. 
                ДОПРОС… .
  Единственный протокол допроса,  имеющийся в архивном «Деле »    датирован 3.12.1937года. Он   занимает  8 листов откомпилированного     машинописного   текста. «Протокол мною прочитан, ответы на поставленные мне вопросы записаны с моих слов правильно». Роспись. Роспись Арндт М.Г. также стоит  в конце  каждого листа записей протокола. Последняя роспись «Арндт» стоит на «Заявлении», которое видится своего рода  его заключительным словом.      
    - Назовите цель, с которой Вы посещали Германское  посольство. Какие вопросы Вам задавали работники посольства?   
   - Я посетил Германское  Посольство, чтобы сообщить, что я германский подданный, проживаю в СССР. Сотрудник посольства (фамилию не знаю) расспрашивал меня, почему я не уехал в Германию, где служил в армии. Присутствовавший при беседе второй сотрудник Посольства Форнер Герг, узнав, что я из Слободского спросил: « В каком состоянии находятся могилы германских в/п на Слободском кладбище».Он просил меня, чтобы я сфотографировал эти могилы, и отправил их в Посольство.      
    В 1929 и 1932г.г. я   был в Посольстве за национальным паспортом, и опять встретился с Форнером. Я сообщил ему, что в Вятке есть германская кирха, которую превратили в мусорную яму. Я просил его, чтобы посольство приняло меры к тому, чтобы кирху привести в порядок.  Форнер пригласил тогда меня в другую комнату к работнику посольства, который  замещал посла. Форнер познакомил меня с этим сотрудником (фамилию его я не запомнил), но мне сказали , что он имеет учёную степень доктора наук. В присутствии «доктора», я повторил своё сообщение о кирхе в городе Вятка. А беседовавший со мной сотрудник посольства, в свою очередь интересовался настроением крестьянства. Я сказал ему, что крестьяне   советской властью  не довольны. Тогда он предложил мне изложить об этом в письменной форме, на бумаге. В 1931г я посетил посольство, чтобы передать Форнеру сделанный фотоснимок памятника поставленного на Слободском кладбище военнопленным, умершим в 1916году. Он был сломан в 1931году. Мой снимок был сделан после поломки  памятника.  В 1932году я зашёл в посольство после возвращения из Германии. Там я встретился с Форнером, рассказал ему,  как  провёл время в Германии. Он спросил: «Почему Вы  так долго находились в Германии». На этом разговор был прерван и я ушёл из посольства.  В 1934году я имел намерение вновь съездить в Германию.
- Какие ещё задания разведывательного характера   Вы получали в посольстве, кроме,  заданий. указанных Вами выше?
 - Никаких заданий разведывательного характера я не получал в посольстве.
 - Вам предъявляются фотографические  снимки:
1. Ж./Д строящейся  ветки  на Кирово – Чепецкую ТЭЦ;
2. Здание Просницкого заготзерно;
3. Здание меховой фабрики «Белка»;
¬-- Снимки производил лично я. Стройку  ж/д линии снимал по просьбе Ракова, замначальника строительства ТЭЦ; Здание Заготзерно в Проснице  снимал по просьбе управляющего Сунцова. Здание «Белки» снимал по просьбе приёмщика Золотухина.
- Для каких целей хранили эти снимки  у себя ?
 - Снимки я хранил, чтобы сделать альбом.
- Следствию известно, что часть этих снимков Вы передали Германскому посольству. Вы признаёте это?
- Я сейчас не помню, какие снимки были посланы в адрес Германского  посольства.
-  Вы говорите неправду. Какие снимки вами переданы в посольство?
 - Я должен признать, что действительно показал неправду. В 1929году я передал в посольство фотографию здания «Белка».
-  Кем и когда Вы завербованы для разведывательной работы?
- Я признаю, что выполнял отдельные поручения упомянутого  мной сотрудника посольства, доктора наук, фамилию которого я не знаю. Задания носили шпионский характер. Так, например, в 1929 году он поручил мне собрать для посольства сведения о фабрике «Белка» Надо было узнать: «Сколько и какой продукции она выпускает».      
- Вы передали ему указанные сведения?
- Нет, так как не  мог их собрать.
- Вы продолжаете говорить неправду. Вы передали эти сведения посольству. Почему Вы скрываете это?
- Да, я передал их, но когда не помню. 
- Какие сведения Вы передали ещё в Германское посольство?
- Перед отъездом на родину инженера Геккеля, чехословацкого подданного,   весной 1937года, я передал ему  два  фотоснимка Чепецкой кладбищенской церкви. Один снимок запечатлел момент, когда церковь разрушали, второй – полностью разрушенную церковь. Они предназначались для того, чтобы в контрреволюционных целях показать за границей, как в Советском Союзе обращаются с церковью.
- Вы уличаетесь в том, что активно проводили фашистскую пропаганду. Вы признаётесь в этом? Вы признаётесь в том, что  антисоветскую работу проводили до самого вашего ареста?
   - Да, признаюсь в этом.
 - Кто из ваших знакомых поддерживал Вас в антисоветской агитации?
    -   Северюхин Александр Васильевич – работник фабрики «Белка»;Геккель Эмиль Францевич, - работавший в качестве инженера на Кирово – Чепецкой фабрике  до весны 1937года;Перевозчиков Илья Васильевич – фотограф из села Чепецк; Чернышев Андрей Александрович – рабочий фабрики «Спартак».(Следователь не может допросить упомянутых людей.: Геккель находится в Чехословакии, за границей СССР;  Северюхин и Перевозчиков  живут  по неизвестному адресу в Москве и  Кирове.… )
 - Вы организовали антисоветскую группу вокруг себя?
 - Да, я признаюсь в этом.
 - Назовите имена ваших  знакомых среди военнослужащих.
 - В Кировском военкомате работает Дьячков Борис Михайлович; В Зуевском военкомате работает Кряжевских Аркадий Григорьевич, он женат на сестре моей жены.
 - Какие задания Вы получали от посольства по сбору сведений военного характера?
 - Такого характера заданий от посольства я не получал.
 военнослужащими Кряжевских,  Дьячкоым  вы использовали в своих шпионских целях. Вы признаетесь в этом?
 -Нет, я этого не признаю.
                СВИДЕТЕЛИ.    
Свидетелями по делу М.Г. Арндт ,   были привлечены: Лекомцев Александр Филиппович,  из крестьян - бедняков деревни Горшенята, Лево – Никулинского с/с, Богородского р-на. Женат , имеет двоих детей. Член ВКП(б). Имеет высшее образование педагога, работает директором школы. Перевозчиков Илья Васильевич – 1897 г. рождения колхозник, фотограф, в 1918 – 19г.г. служивший в Красной Армии, затем работал в артели инвалидов села Чепецк.
  Лихачёв Дмитрий Иванович 1893года  рождения кузнец из колхозников села  Чепецкое  с начальным образованием говорит следователю, возможно надеясь, что шутка будет оценена:  «Весной 1934г. мы переходили ручей по брошенным через него  жердям. Мартин сказал: «Это вот мост «Строительства имени 17 партсъезда»».
Ещё один свидетель  сообщил: «Летом 1937года, я слышал от него: Гитлер в Германии имеет больше авторитета, чем Советское правительство в Советском Союзе». Он также рассказал : «Когда Мартин вернулся из Германии в 1932 году, он  пришёл ко мне на квартиру. В разговоре я услышал от него: в Германии безработные живут краше, чем  наши  советские люди. В  советских газетах пишут неправду, что людям в Германии живётся тяжело».            
                КОНЕЦ ИЛИ  ПУТЬ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ.
 За страницами протокола  единственного допроса    Арндт М.Г. в «Деле» следует листок с  его  «Заявлением», на котором стоит  дата  15.12.1937г.. В нём,  Мартин Гугович  пишет: «В глубине души я раскаиваюсь за свои преступления перед Советской властью, и ,смотря в будущее, обещаю твёрдо и определённо, что повторения подобных поступков быть не может. Я буду не только помощником, а  проводником проведения прямой  Сталинской линии и политики. Прошу учесть мою 19 – летнюю честную работу на производстве и дать мне возможность продолжить свою семейную жизнь, вернуть мне путёвку в Советскую общественную  трудовую жизнь.       
Эти 50 тяжёлых дней тюремного заключения воздействовали на меня с такой силой, что порвал я окончательно,  с теми остатками старого, которые  остались во мне  от воспитанного реакционным капитализмом и  милитаризмом Германии.
Ещё раз прошу глубоко  извинения и повторяю, что от меня и от моей семьи в будущем может быть только одна польза и работа за Советское правительство, за пролетарское государство. Мой девиз в будущем  будет: : «Ни шагу назад или в сторону, а только вперёд».    
 16.01.1938г.  материалы отправлены в Военную Коллегию ВС СССР. Выписка из протокола ОС , датирована  13.11.1941г. с печатью УНКВД по Свердловской области: «За шпионскую деятельность выслать из пределов Союза СССР Арндт М.Г.».Юристы, с которыми  автору удалось  поговорить на эту тему,  однозначно  утверждают:   «Такого приговора быть не могло». Вывод, который вправе делать  любой читатель из такой записи может быть свой. Остаётся вопрос: « Где же человек?».
                ***
Многолетняя работа с документами подданных Германии, хранящихся в  ГАКО позволяет автору  всего лишь предположить логику событий, которые поставили Мартина Арндт перед фактом. Читатель вправе  быть согласным или отрицать её. Понимание того, что  между самыми  близкими ему людьми  в Германии и  СССР выросла  и  установлена невообразимая  для начала его жизни  стена, пришло к нему слишком поздно. Чтобы время от времени видеть  своих родных в Германии,  ему пришлось искать компромисс с её властью. В итоге,  он стал пленным там и там.
Судя по ответам на запросы внуков по сыну Рудольфу  в 1989 -  1997 г.г.,   судьба  Мартина Гугович осталась неизвестной.   
                ***
ГАСПИ.Ф. Р -6799оп.8д. №СУ – 9765 – 1. «Уголовно – следственное дело № 3374 по обвинению Арндт Мартин Гугович по ст. ст. 58 –


Рецензии