Любовь в жизни великих людей. 161-180

161. Карл Маркс

Карл Маркс резко критиковал буржуазную семью за то бесправное положение, которое занимала женщина при капитализме. Вместе с тем в личной жизни он не отказался от общепринятой лицемерной морали. Его супруга Женни фон Вестфален занималась хозяйством и воспитанием детей. А глава семейства, как большинство буржуа, имел любовницу в лице служанки Ленхен. Сына, родившегося от этой интимной связи, идеолог коммунизма не признал и виделся с ним всего раз, за год до своей смерти. Две из трёх дочерей Маркса (ещё четверо детей умерли в младенчестве) покончили с собой. Словом, идеальной первичной ячейки коммунистического общества из своей семьи Маркс так и не создал. Теория не подтвердилась на практике.

162. Уолт Уитмен

Самый прославленный поэт Америки, Уолт Уитмен, был неутолимым охотником, которого одолевало гомосексуальное вожделение к развратным юнцам. Неудивительно. Страна бизонов и необъятных прерий была на редкость терпимой к явлениям, которые осуждались в Европе.

163. Гюстав Флобер

Меланхолия и сентиментальность отличали мироощущение Гюстава Флобера, автора бессмертного романа «Мадам Бовари». Он тонко понимал психологию женщин. Даже проституток из борделя ласково называл «мои маленькие ангелы». Великодушие и человечность ставили этого писателя выше большинства литераторов его эпохи.

У Флобера было редкое, из ряда вон выходящее отцовское чувство: он панически боялся иметь собственных детей, что нисколько не мешало ему баловать маленькую племянницу, будто родную дочь. Оно и понятно: проще купить цветы, чем самому их выращивать.

Любовная связь Гюстава Флобера с Луизой Коле длилась девять лет. В самом начале их переписки читаем: «Прощай, дорогая голубка; чмокаю тысячу раз твои губы». Накануне разрыва концовка иная: «Прощай, целую тебя нерешительно». Волшебная сказка тысячи и одного поцелуя подошла к прозаическому финалу...

Инициация юношей с распутными женщинами обычно ведет к негативным последствиям. Шестнадцатилетний Флобер, посетивший впервые низкопробный бордель, вспоминал об этом так: «Передо мной предстала женщина, я овладел ею и вышел из ее объятий, переполненный отвращением и горечью… Священный огонь моей души погас в грязи». Его рыцарское отношение к прекрасному полу с той поры было скорее позой, нежели искренним восхищением.

Хотя Флобер и утверждал, что чернильница - это «единственная ваги¬на для писателей», сам он не брезговал и живыми «чернильницами», ку¬да обмакивал вовсе не стальное перо.

В скабрезном письме к интимному другу Буйле Флобер с плоским юмором простолюдина классифицировал женскую грудь на следующие виды: яблоко, груша, тыква, вымя. Кроме того, он выделил и такие разновидности: грудь похотливая, стыдливая, бульварная, белая, искренняя и круглая. Нетрудно заметить, что гениальный стилист намеренно шаржировал самого себя. Невозможно представить, что автор «Мадам Бовари» и «Саламбо» не сумел бы найти более поэтичных и возвышенных метафор!

Откровенно циничный с друзьями, Флобер в общении с женщинами был невероятно галантным. Даже шлюху из борделя он по обыкновению называл не иначе, как «мой маленький ангел».

Такую банальную мысль, что любящая женщина хочет владеть объектом своей страсти безраздельно, высказывал еще Гюстав Флобер. Однако он, знаток тайн женской души, как правило, уточнял: если ей это не удается, пылкая любовница начинает ненавидеть и мстить.

Флобер в письме к своей интимной подруге сказал так: «Чтобы занимать¬ся литературой, будучи женщиной, надо раньше перейти воды Стикса». Мет¬кое наблюдение! Ядовитые воды аркадской реки были не страшны для сла¬бого пола, они только усиливали женское обаяние таких знаменитых романисток, как Жорж Санд, Мария д’Агу, Луиза Коле.

Возвышенная, мечтательная любовь безгрешна, в отличие от страсти. Как метко заметил Гюстав Флобер, «натуре, склонной к преувеличениям, чужда опасность впасть в излишества».

Флобер, имевший массу любовниц, однажды изрек: «Сказать прямо, я своего рода девственник». Предаваясь сексуальным забавам, он тешил себя мыслью, что все это временно, так сказать – не по-настоящему, и что впереди – настоящая Любовь.

Законы духовной любви «Вечны, Непреложны, Абсолютны, Идеальны» – такой синонимический ряд применил бы Флобер, задумайся он над этой проблемой.

«Романтики» стремятся к идеальной любви, «догматики» – к абсолютной истине. Эти ориентиры формируют односторонний взгляд на мир. Гюстав Флобер, человек несдержанный и эмоциональный, считал наши чувства первичными и самодостаточными. Великий биолог Чарльз Дарвин, напротив, предпочитал усердно трудиться. Мысль, идея, гипотеза, закон – вот что для него было превыше всего.

Знаменитая фраза Гюстава Флобера: мадам Бовари – это я, - расшифровывается весьма просто: писатель страдал повышенной, воистину женской эмоциональностью, что и позволило ему создать убедительный художественный образ. Марсель Пруст поступал несколько иначе, свои гомосексуальные переживания он перекладывал на героинь романов. Тем не менее, в том и другом случае мы имеем дело с метаморфозой мужских и женских любовных чувств.

Путешествуя по востоку, Гюстав Флобер систематически пользовался услугами проституток, притом обоего пола. Будучи по натуре женственным и впечатлительным, он в турецких банях нередко выступал активным партнёром с 18 – летними мальчиками. Тем не менее, эти сексуальные эскапады закончились тем, что писатель заразился сифилисом. Уже из Сирии он писал: ничто не может быть красивее подростков Дамаска, но по причине моей оспы я должен сохранять целомудрие. Стоит посочувствовать творцу несравненного образа “Мадам Бовари”.

164. Фёдор Достоевский

Сострадание к «униженным и оскорблённым» придаёт любви оттенок святости. Это прекрасно понимал писатель Фёдор Михайлович Достоевский.

В роду Фёдора Достоевского разыгрывались порою воистину шекспировские драмы. Марину Достоевскую, «леди Макбет Пинского повета», в 1609 году казнили за зверское убийство мужа. По литовскому статуту за подобное преступление назначалась казнь воистину жуткая: осуждённого возили по городу, пытая клещами, а затем полагалось «в мешок кожаный посадить, да тут же пса, петуха, ужа, кота, и то всё вместе, в мешок с тем убийцею посадя, зашить накрепко и в глубину водную пустить». Жестокосердного отца писателя растерзали крепостные крестьяне.

Когда женщина любит, она не различает светлых и тёмных сторон мужской души. Он «солнце моей жизни» – так звала совсем не безгрешного Достоевского его жена Анна Григорьевна.

Как бы убедительно ни описывали мужчины женскую психологию, скажем Достоевский, Толстой, Флобер, они мыслили всё-таки по-мужски. Их рассуждения о таинственной женской душе условны, примитивны, в лучшем случае приблизительны. Не исключено, что женщины более внимательно изучили сильный пол, чем мужчины слабый.

Сравним двух гениальных художников – Достоевского и Мопассана. У них была совершенно разная личная жизнь. Русский писатель жил скромно, снедаемый напряжённым исканием истины. Французский мэтр всецело наслаждался прелестями жизни. Не случайно центральные персонажи их романов тоже несхожи: мятущийся Раскольников и пустой франт Жорж Дюруа.

Любовь эпилептика может быть странной, далекой от привычных норм. О Федоре Достоевском, страдавшим этим недугом, ходило множество сплетен. Поговаривали о его садомазохистских наклонностях (Иван Тургенев, например, назвал его «русским маркизом де Садом»), а некоторые страницы автора психологически заостренных романов породили слухи о его пристрастии к маленьким девочкам. Как бы то ни было, Анна Сниткина, юная жена, боготворила мужа: «Я готова провести остаток своей жизни, стоя перед ним на коленях».

Критик Николай Страхов, побывав в гостях у Достоевского, стал свидетелем редкостной сцены. Великий писатель с такой барской пренебрежительностью помыкал слугой, что тот обиделся и с укоризной сказал: «Я ведь тоже человек!» Страхов позднее записал: «Помню, как тогда же мне было поразительно, что это было сказано проповедником гуманности». А ведь верное и точное наблюдение! Как правило, проповедники новых этических и религиозных теорий не считают нужным придерживаться собственных принципов, они, видите ли, выше всех остальных людей, кого учат. Следует с особой осторожностью слушать доводы этих лжепророков, памятуя о том, что один лишь Христос жил и любил человечество так, как заповедовал своим апостолам.

Достоевский утверждал, что красота спасёт мир. Нет, не только красота! До сей поры мир держится на душевном богатстве и нежности женщины.

Слишком часто молодые красавицы изумляют общество своей черной неблагодарностью. Им кажется, будто все блага цивилизации созданы исключительно для них, бесценных персон. Поэтому, вспоминая слова Достоевского о том, что красота спасет мир, иной раз добавляешь: она же его и погубит.

Достоевский как-то сказал, что истинному мужчине не стыдно быть под каблуком у женщины. Это суждение верное и в то же время ошибочное. Легко потворствовать невинным женским прихотям, но каково в серьёзных вещах подчиняться неумной сумасбродной особе.

Существует такая порода современных женщин, которые мнят себя знатоками искусства. Они не пропускают ни одной премьеры, выставки, презентации, они вездесущи. И вот этакая «эстетическая вошь», как говаривал Достоевский, решает судьбы великих художников!

165. Николай Некрасов

Легкомысленный мужчина, конечно, может быть благородным и самоотверженным, однако его душевные порывы недолговечны. Это, как выразился Некрасов, «рыцарь на час».

Сколько бы ни было в России демократов-краснобаев, клянущихся в своей любви к народу, Русь, вопреки суждению поэта Некрасова, не может существовать «без барщины… без подати… без палки».

166. Аполлон Григорьев

Мало кому известно, что русский поэт Аполлон Григорьев, которого не без основания считают идеологом «искусства для искусства», жестоко нуждался и вышел из долговой тюрьмы всего лишь за месяц до своей кончины. Выкупила его известная всему Петербургу вдова адмирала Бибикова с целью заполучить права на издание сочинений поэта. Печально, что только литературная мишура и торгашеская беллетристика способны обеспечить писателю безбедную жизнь!

167. Эрнест Ренан

В жизни философа Эрнеста Ренана важную роль играли две женщины: глубоко любящая старшая сестра и красивая, умная жена, вместе с которой он прожил счастливо почти 40 лет.

168. Шарль Бодлер

В реальной жизни трудно держаться на плаву, не поступившись некими принципами. Например, романтики, становясь в позу, именуют деньги грязью. Казалось бы, после такого заявления рубли, франки, доллары нельзя брать в руки. Ничуть не бывало! Шарль Бодлер, который и пустил в обиход данное высказывание, не гнушался презренным металлом. Спрашивается, чем он платил за хлеб, за вино, за женщин, если не пятифранковыми серебряными монетами, каковые именовал по-французски не иначе, как «merde»?

Некий биограф, скрывшийся под претенциозным псевдонимом Вега Орион, дал исчерпывающую характеристику французскому поэту Шарлю Бодлеру: Слабый, несчастный человек, безвольный эгоист, требовавший от других любви, но не умеющий дать её даже собственной матери и потому всю жизнь терзавший себя и окружающих. Несомненно, перед нами психологически точное, даже клиническое описание личности, подверженной садомазохизму.

169. Александр Островский

Очень старательный и в меру способный драматург Александр Островский с головой погрузился в тёмный купеческий мир, в тот омут необузданных страстей, хотя сам был блестяще образован, знал семь европейских языков и перевёл на русский язык двадцать иностранных пьес. Почему же у него не пробудился интерес к цивилизованной любви?

170. Александр Дюма-сын

За поруганное доверие своей любимой приходится расплачиваться всю жизнь. Ту куртизанку, которая дарила Александру Дюма-сыну минуты наслаждения, он позднее изобразил на страницах знаменитого романа «Дама с камелиями». Между молодыми людьми, связанными поначалу лишь мимолётным знакомством, возникло человеческое взаимопонимание и пылкое чувство. Этот сюжет положен в основу гениальной оперы Джузеппе Верди «Травиата».

171. Фердинанд Лассаль

Непомерная гордыня и амбиции даже великого мыслителя превращают в колосса на глиняных ногах. Так случилось с немецким политическим деятелем Фердинандом Лассалем.

Безрассудны те влюблённые, которые ради мига счастья ставят всё на карту: их чувство, как шаровая молния, влетающая в комнату (от такой страсти погиб немецкий социалист Фердинанд Лассаль).

Муки безответной любви способны сломить каждого мужчину, отнять веру в себя. Яркие примеры – Фердинанд Лассаль и Владимир Маяковский, покончившие с собой в расцвете лет и славы.

172. Евгения Монтихо

Красивые, умные, любезные и обходительные женщины обезоруживают мужчин, как бы критически те ни относились к существам «слабого пола». Этими качествами покорила Евгения Монтихо императора Наполеона III, став его женой, несмотря на то, что она не была особой царской крови.

173. Графиня Кастильоне

Если женщиной движет страсть к скандалам, она способна сотворить невообразимое: появиться на балу обнажённой и в драгоценностях, как это сделала графиня Кастильоне в эпоху Наполеона III.

174. Михаил Салтыков-Щедрин

Женские взгляды на брак почти неминуемо предполагают систематическое «осквернение супружеского ложа», о чем говорил писатель Салтыков-Щедрин. Почти всегда их измены декорируются ссылками на черствость и невнимательность мужа.

Мятущийся интеллигент никогда не сколотит состояния, равно как и не создаст уютного семейного очага, поскольку не обладает «целостностью современных проворных людей», как считал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

175. Николай Чернышевский

Человек, умеющий относиться критически к своему творчеству, уже одарён природой. Чернышевский писал о себе: «У меня нет ни тени художественного таланта. Я даже языком-то владею плохо». А ведь это был великий критик и незаурядный писатель, создавший в русской литературе новую систему нравственных отношений, предложивший обществу гуманистическую этику любви и добра!

С точки зрения общественной морали, не всякая любовь полноценна, а лишь деятельная, побуждающая человека к самосовершенствованию – вот идеал и образец мыслящего индивида. История даёт нам замечательный пример такой деятельной любви. Это Николай Гаврилович Чернышевский и его жена Ольга Сократовна. Несмотря на преследования властей и вынужденную разлуку, они остались верными, любящими супругами.

Когда умер воспитанник Чернышевского 25-летний Николай Добролюбов, автор «Что делать?» написал Терезе Грюнвальд: «Вот уже два месяца с половиной редкий день проходит у меня без слёз... я тоже полезный человек, но лучше бы я умер, чем он... Лучшего своего защитника потерял в нём русский народ!» Из этого отрывка ясно, сколь велика была дружба и духовная привязанность двух выдающихся мыслителей.

Отцовское чувство иногда проявляется в мужчине парадоксальным образом: не к своим детям, а к чужим. Чернышевский, воспитатель и наставник гениального критика Николая Добролюбова, спустя 16 лет со дня смерти ученика, признавался: «Я любил его сильнее, чем Сашу или Мишу» (то есть родных сыновей!).

Женская «диалектика души», по выражению литературного критика Николая Чернышевского, гибче, и разнообразнее психического мира мужчины, который часто ограничивается ложно понятой идеей общественного долга и служебных обя¬занностей.

Чернышевский в 60-х гг. XIX в. создал теорию «разумного эгоизма» с социалистическим окрасом. Возвышенные чувства, благородные порывы, как ему казалось, совершенно ничтожны «перед стремлением каждого к своей пользе». Следует лишь соотносить личную выгоду с общественными интересами. Однако в жизни писатель придерживался других принципов: был до конца предан общественным идеалам, отличался душевной чистотой, бескорыстием и самоотверженностью, по-рыцарски любил жену и, находясь в каторге и ссылке в далекой Сибири, по мере возможностей воспитывал двоих детей. Его умопостроения так и остались на бумаге.

176. Лев Толстой

Всякий, кто близко знал Льва Толстого, поражался его равнодушию к людям. Эгоцентрист по складу характера, он не любил ни жену, ни детей, ни народ, ни человечество. Великий писатель мнил себя центром Вселенной, этаким могучим дубом на холме, который обращён в небо. Ему и дела не было до кустиков и былинок, что росли у подножия.

Лев Николаевич Толстой благодаря художественной интуиции глубоко постиг психологию женщины, раскрыл тайны любви, но при этом, как указывает его жена Софья Андреевна, не всегда был чуток и внимателен к собственной супруге. Такое расхождение «теории» и «практики» наблюдается у многих мужчин.

Быть рядом с гением, значит, взвалить на себя тяжкий крест физической, нравственной, интеллектуальной и духовной работы, нести которую под силу далеко не каждой супруге. Это удалось Софье Толстой и Анне Достоевской – жёнам двух своевольных, капризных мужчин с огромным писательским дарованием.

Умная женщина умеет заглядывать в будущее, предвидя радость и печаль. Её, как бдительного стража, нельзя застать врасплох, поскольку она всегда начеку, знает расстановку сил и ревностно следит за благополучием семьи. Этими чертами характера отличалась Софья Андреевна Толстая, послужившая прототипом героинь для нескольких произведений великого писателя.

Тот, кто непримиримо враждебен к прекрасному полу, страдает латентной гомосексуальностью. В глубине подсознания он ощущает себя женщиной и мечтает о страстных мужских объятиях. Таким был, в частности, Лев Толстой, хотя его трудно заподозрить в голубых пристрастиях.

Удобная позиция, телом любить женщин, душой – мужчин. Так поступали многие гении, страдающие скрытой гомосексуальностью. В их числе – прославленный писатель Лев Толстой.

Лев Толстой, конечно же, велик. Но когда начинаешь вчитываться в его дневники и письма, в один прекрасный момент осознаешь, что этот титан мысли – грязный, похотливый старикашка.

Причиной старческого маразма, который мы наблюдаем в поведении Льва Толстого, была раздвоенность его сознания. В молодости писателя одолевала похоть, которую он безуспешно пытался обуздать. Начиная с его первого посещения публичного дома в 16-летнем возрасте, когда после полового акта расплакался на постели проститутки, Лев Николаевич оставшуюся жизнь не уставал корить себя за свои мнимые грехи. Биография великого моралиста еще ждет исследователя-психиатра, который поставит диагноз…

Шаткость, неустойчивость мужского характера ведет к непоследовательно¬сти в любовных отношениях. Не этими ли чертами отличался в юности Лев Толстой, чье сердце было изъедено поисками смысла жизни и неодолимыми противоречиями?

Лев Толстой зачастую в своих суждениях был излишне категоричен. Однажды он запальчиво сказал, что общество женщин – это «неизбежное социальное зло». И все же не стоит сходу отвергать парадоксы великого человека. «Глупости» гениев требуют осмысления, ибо в них непременно есть крупица истины.

Лев Толстой был любителем афоризмов, то есть коротких высказываний о тех или иных проблемах жизни. Однако когда писателю понадобилось сказать правду о любви, ему пришлось создать «Анну Каренину», роман, отнюдь не претендующий на лаконичность. Тема оказалась неисчерпаемой, как и самое прекрасное из человеческих чувств.

Большинству красавцев, избалованных женской лаской, свойствен¬ны «черты легкомысленного эгоизма, тщеславия, дерзости и невежественной самоуверенности». Так однажды сказал о французах, этих прирожденных ловеласах, Лев Толстой.

Худшее зло для мужчины, по мнению Льва Толстого, - «жить с неверной и аморальной женщиной». Даже такие поступки, как совращение жены друга или же «культпоход» в публичный дом, считал он, менее греховны. При всей па¬радоксальности этой мысли, с ней нельзя не согласиться!

Немало на белом свете эгоцентричных людей, которые ставят собственные проблемы выше общественных. Чего стоит, например, высказывание Толстого о том, что ужасы эпидемии куда менее страшны, чем «трагедия спальни». Свой малоудачный сексуальный опыт гениальный писатель возвел в ранг всемирного бедствия, наряду с землетрясениями и всякого рода цунами. Великому психологу как-то невдомек, что искренняя взаимная любовь между нормальными людьми не создает никаких трудностей. Напротив, она помогает одолевать бедствия!

Лев Толстой был, как и все гениальные люди, не вполне нормальным человеком. Нередко свои здравые идеи он доводил до логического абсурда. Например, во время работы над «Крейцеровой сонатой» он пришел к выводу, что сексуальные отношения между людьми – это безусловное зло, и для достижения гармонии в мире каждый должен дать обет безбрачия. Забавно, что вскоре после публикации этого произведения его жена Софья Андреевна в очередной раз забеременела от мужа. С непередаваемым ехидством она как-то бросила фразу: «Вот вам и постскриптум в «Крейцеровой сонате».

Голос Софьи Андреевны Толстой – это голос великого любящего женского сердца. Она активно защищала идею равенства полов и сознательно выступала против гнета мужчин. Ей выпала честь бросить вызов одному из кумиров человечества, и она не побоялась это сделать!

Женщины – «опасные» импульсивные натуры. Чего стоит высказывание Софьи Андреевны Толстой в адрес гениального русского писателя: будь ее воля, она бы убила, а затем заново родила своего мужа. А повод-то ничтожный: ей, видите ли, показалось «гадко, тяжело» читать некие сексуальные откровения супруга!

Женщина, в отличие от мужчины, как считала Софья Толстая – умеет «выставлять все свое лучшее». Она показывает себя в самом выгодном освещении, и ей часто удается обмануть проницательных и недоверчивых людей.

Софья Андреевна Толстая говорила, что каждой женщине «хочется личных радостей, личной жизни, своего труда». Именно этим она была обделена в супружестве с великим русскими писателем, знатоком женской души. Она одной из первых поняла, насколько далеки от реальной действительности теории ее мужа, и заявила о необходимости раскрепощения слабого пола. Это была умная, образованная, а не вздорная, как некоторые полагают, дама.

Софья Андреевна Толстая представляется нам зрелой матроной, женщиной мудрой, хозяйственной, суровой. Она родила 12 детей, занималась их воспитанием, взяла под контроль литературные публикации мужа. Дело дошло до того, что Лев Николаевич, не выдержав ее тирании, на склоне лет ушел из Ясной Поляны. А ведь в юности она была другой! В образе Наташи Ростовой много общего с молодой Софьей. Прообразом этого персонажа были сестры Берс. По признанию писателя, он «взял Таню, перетолок ее с Соней, и получилась Наташа» – веселая, задорная, влюбчивая и музыкально одаренная девушка.

Образ Каренина, списанный Львом Толстым со знаменитого Константина Победоносцева, - блестящий портрет холодного чинуши, совершенно не рождённого для счастливой семейной жизни. Он не в состоянии понять душу жены, хотя и стоит у кормила власти.

177. Генрик Ибсен
 
Норвежский драматург Генрик Ибсен на склоне лет не раз влюблялся в молодых девушек, вел с ними переписку, однако эти отношения никогда не переходили черту дозволенного, так и оставались платоническими. Супружеский долг и врожденное чувство порядочности останавливали его от рокового шага. Реальная любовь к жене и духовная – к своим юным красавицам мирно соседствовали в его сердце. Он довольствовался тем, что делал их героинями пьес. Грех ли это? Если да, то простительный.

178. Альфред Брем

У биолога Альфреда Брема иногда встречаешь описания редких животных, которые изумительно характеризуют конкретных особ. Например, снеговая, или белая горная коза (по латыни это звучит куда благороднее – Аплецерус монтанус). Мясо ее, уточняет скрупулезный немец, «не едят даже индейцы». Неужели вы не встречали поутру у винных прилавков таких, мягко говоря, отвратных в сексуальном отношении коз?

179. Роберт Солсбери

Разумная жена – надёжный друг и партнёр в жизни. Такая супруга была у английского премьера Роберта Солсбери.

180. Елена Блаватская

Женское творчество должно уходить своими корнями в жизнь. Те, кто витает в эмпиреях, создают бездарные, беспомощные произведения вроде теософских книг Елены Блаватской.

Когда женщина, подражая мужчине, принимается писать философские труды, из-под ее пера выходит наукоподобный бред вроде того, что издавала теософ Елена Блаватская.


Рецензии