Из воспоминаний лётчика Липинского

     Я уже в разное время поместил на сайте три рассказа, записанных со слов Ивана Фёдоровича Липинского... вот ещё, что запомнилось...               

                И ЧЕГО ТОЛЬКО НЕ БЫЛО…       
          
                ***
       «Я семь лет был кандидатом в члены партии. Почему? Очень просто. Приняли кандидатом в 1936-м году, когда я учился в академии. Тут же начались чистки. Идет партсобрание, все друг друга критикуют, обвиняют в потере бдительности, а у подъезда уже дежурит «черный ворон». Кого-то из покритикованных собрание исключает из партии... Исключённые из зала выходят под конвоем прямо в тюремный воронок... В таких условиях принять меня в партию было невозможно до 1943 года...»

                ***
Иван Фёдорович рассказал, что его отец до войны был прокурором города Киева. (Кажется – главным прокурором). Попал с женой в оккупацию… Как умный, много знавший человек знал, что его ожидает после освобождения Киева, останься он на советской территории. Поэтому он тихо исчез, ушёл с женой за кордон… Никто никогда не узнает, что делал бывший прокурор при немцах, и как ушёл… Как рассказывал И.Ф.: «Мои отец и мать во время войны попали в Европу, а потом в Америку. Мать до последнего времени жила в Америке и даже, разыскав мой адрес, прислала мне приглашение посетить её. Когда в КГБ узнали – спохватились: как прозевали сына врагов?»
Стали его таскать по инстанциям, да только сталинские времена прошли… кроме того, в тот момент работал Иван Фёдорович всего лишь скромным старшим инженером в НИИ гражданской авиации. «Что они (КГБ) могли со мной сделать? Отстали!»

                ***
    Как-то раз на Чукотке Иван Федорович спас жизнь поселенцу, которого местные урки проиграли в карты и должны были зарезать. Этот поселенец работал в аэродромном обслуживании, поэтому и обратился за спасением к своему авиационному начальству. Иван Фёдорович без всякого согласования с «особистами» немедленно вывез этого поселенца с Колымы на остров Врангеля, где у авиаторов была маленькая база. А с особым отделом договаривался потом и с большими осложнениями…
    После этого местные урки его самого приговорили к смерти. Это делалось просто: идёт толпа из клуба, вдруг кто-то тихо падает… Люди недоумевают… А у человека заточка под лопаткой.
     О приговоре стало известно Ивану Фёдоровичу от других ЗК, которые его очень уважали. Опасаясь убийц, он ходил с пистолетом, и если рядом был народ (например, в столовой или в клубе) громко объявлял: «Ближе чем на пять метров ко мне не подходить! Стреляю без предупреждения!»

                ***
     Однажды в Анадырском заливе у Чукотского полуострова из-за раннего ледостава осталась зимовать наша подводная лодка. Конечно, подводникам в таком положении было очень не сладко. Единственной отдушиной были хождения моряков на берег. До берега по льду около километра. Там на берегу небольшой посёлок и один из аэродромов чукотской авиагруппы. Моряки ходили в гости к лётчикам. Вместе выпивали, как могли веселились в местном клубе. Однажды под новый год, после совместного возлияния, моряки пригласили «лётчиков» с жёнами в гости на подводную лодку. (Я взял «лётчиков» в кавычки, т.к. Иван Фёдорович пояснил, что настоящих лётчиков там не было. Там были офицеры аэродромного обслуживания и т.п. наземных служб.)
    Кончилась эта история очень некрасиво. После продолжения пьянки моряки вытолкали «летчиков» из своего корабля, а их жён и подруг удерживали почти неделю.
    Это всё, что я точно помню из рассказа Ивана Фёдоровича. Что было с моряками и он не узнал…

                ***

   Интересна история хозяйственной деятельности чукотской авиагруппы, руководимой И.Ф.Липинским в конце сороковых, начале пятидесятых годов.
   Суть в том, что местные рыболовецкие колхозы добывали много прекрасной рыбы, но в процессе транспортировки до потребителей много рыбы пропадало, да и оставшаяся была «третьей свежести». Естественно и выручка была очень маленькой.
   Общаясь с местным населением и административными органами, Липинский об этом знал. И у него возникла идея: самолётами возить свежую рыбу в населённые пункты магаданской области. Тут надо отметить, что некоторое время у колхозов были несколько иные права на реализацию своей продукции, чем у гос.предприятий. Колхозы могли заключать договор на услуги других гос.организаций и, соответственно расплачиваться за эти услуги. Всё по закону, через сбербанк…
     И вот свежую рыбу стали возить самолётами. Свежую рыбу мигом раскупали, доходы колхозов росли, росли и отчисления в кассу авиагруппы. Очень выросла и официальная зарплата лётчиков. Через полгода советские и финансовые органы спохватились. Ещё бы: заработок лётчиков превышал зарплату секретаря обкома! Непорядок!!!
  И «лавочку» закрыли…

                ***
           Одних изобретений у него несколько десятков! На все имеются свидетельства. Ещё во время войны он изобрёл программное устройство управления торпедой. В начале 1945-го года этими торпедами наши самолёты-торпедоносцы (под командованием Ивана Федоровича) потопили немецкий карманный линкор. Линкор сел на мель, палуба осталась вровень с водой. Название этого линкора я тогда ещё записал, но… Точно помню начало названия: «Людвиг фон Шлез…..?)
 Кстати, от Ивана Федоровича мы узнал, что за каждый потопленный корабль летчики получали крупное денежное вознаграждение!

                ***
       Однажды мне пришлось заглянуть в гараж Ивана Фёдоровича. (У него была машина ГАЗ-21). Гараж просторный, удобный. Хозяин вложил свой талант и много трудов. До развода он там скрывался от жены (пояснил И.Ф.)
    В глубине гаража стоял большой диван, покрытый большим прекрасным ковром, которым и похвалился И.Ф.
    Приглядевшись, я с изумлением увидел, что на ковре в полный рост выткан Гитлер.
     Иван Фёдорович рассказал, что этот ковёр-трофей он взял в Германии, в каком-то немецком лётном училище. На аэродром этого училища пришлось однажды приземлиться. Там же были найден склад лётного обмундирования (унты, кожанки и т.п.). Всё это погрузили в самолёт и отвезли, как подарок, в лётное училище, которое когда-то окончил Иван Фёдорович.

                ***
       Одно время Иван Федорович был в ГА начальником отдела расследования летных происшествий. Однажды ему пришлось разбирать следующую ситуацию: самолёт шёл на посадку, находился уже на глиссаде, высота 200 метров. И вдруг упал. Сам по себе? Но нельзя в заключении так написать! И сверху приказали написать: «…ошибка пилотирования, виноват лётчик.»
     Случай был из ряда вон выходящий, и Иван Федорович ломал голову ночами. Время шло и шло. Давно похоронены жертвы, а может, и виновники этой катастрофы, давно сдан акт расследования, удовлетворивший высшие инстанции.
          А Иван Федорович всё-таки докопался до сути, до настоящих причин.
В том районе был полигон, где производили отстрел оружия. Странным образом сложилось, что линии глиссады самолетов (заходивших на данный аэродром) и направление отстрела оружия в тот день скрестились (но не должны были совпадать по высоте). Какой невероятный случай заставил совпасть эти траектории? Но... они совпали. Пуля попала летчику точно в голову. При падении тело летчика было сильно изуродовано и, видимо, детально не было осмотрено. Иван Федорович буквально "вычислил" возможную причину гибели самолета. Спустя несколько месяцев он настоял на эксгумации тел экипажа, и... пуля была обнаружена! Но изменить акт комиссии ему не позволили, слишком уж одиозной была причина катастрофы. Острый конфликт с  высоким руководством окончился для Липинского увольнением. 
               
                ***
        Иван Федорович всегда был несговорчив и самостоятелен. Такие люди если и нужны, то в неординарных условиях, например, на войне. Но вышестоящим они всегда мешают жить, приносят лишние хлопоты... На языке аллегорий можно сказать, что самолёт Ивана Федоровича быстро терял высоту. Его опыт и знания  уже не требовался вышестоящим чинушам. В 1975 году бывший командир авиасоединений, человек с дипломами двух академий работал в НИИ ГА старшим инженером…   
              Я вообще никогда не перестану поражаться, как расточительно наше общество относится к своим же талантам. Но это уже совсем другая тема.


Рецензии
Скажу, что не просто с интересом, а с удовольствием прочитал воспоминания лётчика Ивана Федоровича Липинского в Вашем, Виктор, изложении. Действительно, такими людьми страна может гордиться.
Как подводник, не мог остаться равнодушным к истории о зимовавшей в Анадырском заливе подводной лодке. Всё абсолютно правильно - и походы на берег к летчикам и технарям, и "отдых" там и танцы, и приглашение на борт подводной лодки. Всё реально, вплоть до того, что там могли быть и жены приглашенных. Однако в те времена, кроме самих подводников, на подводной лодке были и командир, и замполит. Не исключено, что и особист. Но главное - продержать дам в течении недели на подводной лодке, застрявшей во льдах, совершенно невозможно! Ну и можно ли предположить, что на такое равнодушно взирали их мужья и всё население посёлка и офицеры авиагруппы?
Так что за уважительное отношение к подводникам спасибо. Но их возможности в данном случае несколько преувеличены. Что, разумеется, вписывается в закон жанра.
Очень хорошо написано, Виктор! А.Х.

Альберт Иванович Храптович   16.03.2016 10:28     Заявить о нарушении
Не могу не согласиться с Вашими доводами... при наличии на ПЛ трезвых нормальных капитана, замполита, особиста такого произойти не могло... Возможно И.Ф. приукрасил свои воспоминания тридцатилетней давности...

Виктор Свиридов   16.03.2016 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.