Любовь Орлова

Я помню обшарпанные фойе провинциальных кинотеатров своего детства и это лицо - Любовь Орлова - легенда советского кино. Оно было знакомо всем.
Позже, в Москве, в Елисеевском гастрономе я увидела в очереди, где-то на пять человек впереди, её с приятельницей. Они были обе в дорогих шубках, в цветных платочках и меховых шапочках сверху. Настоящие боярыни. Совершенно без грима, бесцветные лица, но оживлённые и славные.
Затем я попала на спектакль по пьесе Бернарда Шоу "Милый лжец". Исполняли его Ростислав Плятт и Любовь Орлова. Великолепная игра. Плятт был интеллектуален, великодушен, гениален. Орлова играла актрису. О, она всё понимала в этой роли! Играть звезду звезде несложно. Прекрасно выглядевшая, пластичная, яркая…
Третий раз я видела Любовь Орлову совершенно случайно. После экзамена в Литинституте пошла на дневной сеанс. Публики было мало. И тут вышел директор кинотеатра и сказал, что в рамках пропаганды киноискусства перед вами  выступит народная артистка СССР Любовь Орлова. Зал вяло зааплодировал - особо некому было. И вышла пожилая женщина в красивом парике, в гриме, и что-то стала рассказывать о тех старых фильмах, в которых снималась. Слушали плохо.
"Какой ужас!" - промелькнуло в моей голове. Сердце сдавила жалость - как трудно очутиться в другом времени. Орлова была настоящей актрисой. Она мужественно поговорила минут десять, поклонилась и ушла. Раздались слабые аплодисменты.
Позже, выступая от бюро пропаганды литературы - это тоже был заработок писателя – я, как и мои товарищи, читала стихи и в обеденный перерыв в цехах, и на поле, перед кино в кинотеатрах, но почему-то до сих пор помню только это последнее выступление, больной, как оказалось, актрисы Любови Орловой. Такой одинокой на сцене, в кинотеатре, где её уже никто не ждал.

Последнее мое выступление от бюро пропаганды в Москве со мной выступал поэт Джеймс Патерсон.  Это был стройный мулат, с московским выговором. Интеллигентный, симпатичный… Мулат. Мы разговорились, и я узнала, что его отец был американским коммунистом, который работал в Москве на «Московском радио», а мать была художницей в Большом театре. И что он был тем самым малышом, который снимался в фильме «Цирк» с Любовью Орловой… Его мама оформляла этот фильм. И последняя, кому его передают была его мама – он постоянно плакал. Джеймс с гордостью рассказал, что когда во время войны они ехали в эвакуацию,  то попутчицы говорили: какая хорошая женщина – спасает чужих детей… Сам он служил во флоте и там же увлекся поэзией и даже стал членом Союза писателей. Ныне Патерсон живет в Америке…

В молодости, Любовь Орлова, со своей аристократичной внешностью дворянки, играла прислугу. Ей, девочке, дарил свою книгу Лев Толстой, она была из другого мира, но жить ей пришлось в этом, нашем.
Потом она ушла в вечность, о ней сделали прекрасный документальный фильм, и она осталась тем, кем и была - легендой советского кино.


Рецензии