Часть 2. Квершлаг
Квершлаг получался замечательный. Не квершлаг, а метро. Высокие стены и свод подземелья были закреплены бетоном и побелены известью. Под сводом тоннеля – фонари. Светло, тепло и сухо.
Рельсы новые, стыки их еще не разбиты тяжелыми транспортными машинами, стрелки не расхлябаны тяжелыми составами. Шпалы лежат ровно и засыпаны свежим щебнем. Ехать по такому квершлагу, все равно, что по проспекту города, только цветов не хватает и девчонок..
А сегодня получилась промашка. Даже не промашка, а непростительное разгильдяйство. Назревал нешуточный скандал. Наколбасил десятник предыдущей смены. Не проверил, с какой стороны шахтного ствола поставлены на пересменку электровозы, и скомандовал отпалить забой насосной камеры. На последних минутах смены забой рванули.
Насосная камера, примыкает к объездному тоннелю, по которому со ствола к забою гонят порожняк. Взрывом камни выплеснуло на рельсы тоннеля и завалило выход. Остались машины по другую сторону завала. В ловушке остались. Ни порожняка, ни машин.
Есть особая порода людей, какие всякое дело хорошо сделать стараются. Черта характера, безусловно, полезная. Плохо – если этот человек пожелает вечно первым быть. Тогда беда. Жажда похвалы и зуд похвальбы – человека в рвача превращают. Тогда он любой ценой результата добивается. И совсем нехорошо, если он в начальники выбьется. Не на подобающее разуму место встанет, а дорвется до него тоже любой ценой. Кто-то из них машины не щадит, кто-то людей. А кто-то и машины и людей гробит.
Сеньку с Мишкой, еще на верху пожилые шахтеры, выходя из клети, с явным подвохом «поздравили»:
– Вам, лихачи, сегодня сюрприз припасен… –
Лихачами машинистов зовут на всех шахтах. Прозвали за то, что работают они ловко и бойко. Не редко рисково работают. Иногда – опасно. На их плечах лежит забота – вывезти все, что добудут забойщики и проходчики. Сколько успеют вывезти машинисты, это и план рабочей смены всей шахты. В выполнение плана только уголь зачисляют, а порода, на любой шахте это как очистки от картошки. Но и ее надо вывозить. В шахте не оставишь. В шахте для породы места нет. Вывозят на гора, сыплют в отвал. У каждой шахты он насыпан. Горы величиной с египетские пирамиды образуются – терриконами называются.
Всю эту прорву груза машинистам электровозов по штрекам и квершлагам надо вывезти к стволам шахт. Крутятся ребята ужами, порой на честном слове план вытягивают. По труду и честь, наградили не ловкачами, а лихачами. В народе всегда так, перебор в любую сторону возможен.
Машинисты не обижаются. Некогда обижаться. Пока обижаешься, машину на поганом стыке прочь выжмет. Скаканет восьмитонная хламида мимо рельсов – по самое некуда в подсыпку забурится или крепежную раму вышибет, да еще в составе всякой беды приключится… Вот и будешь пластаться час или больше, слушать отборный «шепот» диспетчера, пока на ноги машину не поставишь.
А состояние проездов, особенно на старых штреках, аховое. Рельсы от долгого терпения под колесами машин змейкой вьются. Сердце в сапог прячется, когда машина в крутом повороте на растрепанный стык накатывается. Новички в такие мгновения борт кабины побелевшими пальцами тискают. Словно удержать пытаются. Да разве удержишь…
Сегодня «лихачи» спускались на свой горизонт в ожидании какого-то подвоха. Неугомонный Мишка не норовил воровато выглянуть на ходу за крышу клети, стараясь определить – далеко ли они уже спустились в подземелье.
Высовывать нос из клети было опасно. Случайно сорвавшийся в ствол камешек мог ударить по темечку, а выпасть в рот зеваки. Сотни метров глубины – таят не малую опасность.
Свидетельство о публикации №213120901582
Лёгкое Облако 14.10.2015 21:52 Заявить о нарушении
Было это 52 года назад. На ДОНБАССЕ. В пяти километрах от Горловки в сторну Дзержинска.
Шахта:"Южная", горизонт - 360 метров.
Мы с Мишкой были тогда еще почти пацанами.
С добрыми пожеланиями,
Александр Васильевич Стародубцев 14.10.2015 22:23 Заявить о нарушении