Влюбленность

11.3.1976.
Лекция о творчестве Мольера. Мольеровский Дон Жуан.
- Каждый из нас Дон Жуан. Математик, стратег, понимание женской психологии.

Раньше я записывала лекцию и никогда не смотрела на учителя: не было свободного времени, но тут я решила посмотреть на него, где-то раздобыла время. И когда он сказал: "Жизнь  это сцена, а люди - актеры", я внимательно посмотрела на него. Как мне показалось, он тоже посмотрел на меня, как будто бы сказал: "Вот водишь, вот понимаешь, актеры". Такой взгляд хороший, когда губы то ли в предверии улыбки, то ли в мысли о какой-то необидной обиде. "Вот," - направленное внутрь себя и тем не менее для других, и для меня.

13.03.76.


После занятий – в читалку, а потом на кружок. Учитель сидел, подперев подбородок рукой.
- Расскажите мне какую-нибудь историю, я хочу, чтобы говорили вы. Вспомнил умных студентов былых времен.
Потом мы анализировали стихотворение Марины Цветаевой *.  Борису Пастернаку
"Рас - стояние: версты, мили..."

Все высказывали свои мысли об этом стихотворении, но учитель хотел, чтобы мы сказали что-то главное. Почти все ответили. Я выводила в тетради букву "М" - Марина.

- А вы, что скажете вы? - обратился учитель ко мне.-  Что бросается в глаза?
- В одной строке написано : "орлов-", а "Заговорщиков" в другой строке, - сказала я ,-
есть и другие похожие строки.
- Какие? Прочтите.
- "...сплав /Вдохновений и сухожилий".

- Права K., - сказал учитель,- бросается в глаза необычный характер строфы.
Строфа – законченное целое. В классической поэтике строфа заканчивается точкой. Мысль исчерпала себя. Точка. Семантически законченное целое. Дальше новый поворот темы.
У у Цветаевой строфа заканчивается, а предложение не заканчивается, мысль не закончилась. Дикость. Синтаксическое семантически целое оказалось разорванным. Революционное нарушение классической поэтики. Дикость синтаксиса.
Классична строфа Ахматовой. Первая строка у нее – одно, вторая – другое.
У Блока каждая строфа – законченная мысль.
Смысл? Велик. Любой текст - конструирование мысли. Это демонстрирует и графика текста.
Разрыв конструирует разъединенность людей, которые обязаны быть вместе.
Мир разорванных единств – мир Цветаевой. Мир разрушенных гармоний. Что является сплавом, оказывается разорванным. Цветаева конструирует трагедию людской разъединенности.

18.03.76.

Разбирали "Чертополох" Заболоцкого из цикла "Последняя любовь". Спросил, прочитали ли мы весь цикл.

- Чтобы понимать стихи, нужно примирять их на себя. Примеряйте!

- От писателя в вечности остается только метафора. Юрий Олеша.
Одно из сложных явлений. Через метафору осуществляется закон поэзии. Она позволяет в одно вмещать различное.
Метафора и сравнение. В сравнении три компонента:  с чем сравнивают,  что сравнивают и на на основе чего. В сравнении есть неизвестное, которое объясняется через известное. Что в метафоре? Опускается признак, на основе которого происходит сравнение. Предмет совмещается с образом. Сокращенное сравнение.
Голова круглая, как шар. - Голова твоя – шар
 Исчезает признак и включает всю систему признаков, которые указывают на шар.
Всевозможные признаки, система признаков, определяющихся контекстом.

"Закон поэзии осуществляется через метафору. Метафора - мотор формы".

"Метафора – скоропись человеческого духа. Борис Пастернак.

В конце занятия Галя сказала, обратившись к учителю :
- У меня к вам личный вопрос.
Учитель немного смутился, будто бы и покраснел. Верно, учитель подумал, что Галя хочет спросить о его последней любви.

- Как вы относитесь к отказу Татьяны Лариной Евгению Онегину.
Мы как раз проходили Пушкина по русской литературе.

Учитель долго обьяснял, но так и не ответил на вопрос. Мне даже это понравилось: я задумалась. Есть цельные личности...


Начало здесь:
http://www.proza.ru/avtor/lavinija

Подробный анализ стихотворения М.Цветаевой можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2007/11/01/85

Анализ стихотворения Заболоцкого "Чертополох"  и образной системы в целом:
http://www.proza.ru/2007/11/01/89


Рецензии
Однако . Столько лет прошло,а студенческие годы вспоминаются даже по конкретным датам. Похвально!

Иволий Щёголев 2   11.12.2013 17:29     Заявить о нарушении
Дневниковые записи. Их было много и однажды я решила отредактировать: и писать потом и главном. Год-другой потерялся. Если бы знать, что будет инет и можно будет писать в нем, сохранила бы все и поболее записала!

Валентина Томашевская   11.12.2013 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.