Царь - мудрец

                Читая народные былины, мы как-то не задумываемся
                почему за свои подвиги руские (пишем с одним С!),
                богатыри получали от Владимира Красно Солнышко
                чашу вина, а то и три ведра сразу? И богатыри
                обязаны были выпить все одним махом.
                По манере "пить залпом" иностранцы, говорят,
                распознают руских. А понятия не имеют, что
                эта чисто руская  черта у нас - от скифов.

   У скифов существовал культовый обычай Вознаграждения Героев, убивших в бою врага.
Царь со своих рук вознаграждал храбрецов. И тот обязан был выпить чашу вина (а то и целый жбан!)залпом, до дна, не отрываясь и не переводя дыхание.
   А скифская чаша была не в пример современному стакану.
   Называлась эта чаша Похвальной. Такой же культовой, как у скифов, она оставалась у русов, кого очень долго предпочитали называть  скифами.
   Эллины любили подтрунивать над выпивохой:"пьет, как скиф!" Или, пьяненькие, кричали "подскифь!" То есть, налей неразбавленного вина.
  "Веселие Руси - есть пити, не можем без того быти!"- Провозглашали культовые тосты
князья и дружина.
   Вот и дохвалились, что культовая церемония Вознаграждения Героев превратилась
в пагубную привычку у князей, бояр, а потом уже перешла в народные массы.
   
   "Виноград приносит три грозди: первая - удовольствие, вторая - опьянение, третья - неприятности". Этот афоризм принадлежит скифскому мудрецу Анахарсису, кто не одобрял
у своих соплеменников пагубное пристрастие к вину.

   Вот, что мы, наследники  древнего народа, кого греки называли скифами, знаем
об Анахарсисе? О человеке, перед которым склоняли головы философы и мудрецы Эллады?
Ан-ничего! Если кто и встречал его афоризмы в сборниках типа "Золотых россыпей" - то этим
знакомство с Анахарсисом и заканчивалось.
   Мы решили восстановить историю жизни славного скифского мудреца.  В рамках известных исторических данных, прибавив чуток фантазии.  Итак...

   Анахарсис или Анахар-царь, а по-современному, Назар, - жил в 6 веке до нашей эры.
происходил он из старинной фамилии сколотских царей Тирсов (ведийское Турвасу).
Его племянником был царь Антир, по прозвищу Идантирс (греческое Иданфирс), знаменитый полководец и Герой скифо-персидской войны.
   Юношей Анахар изучил язык эллинов, на котором общался с возлюбленной гречанкой из числа наложниц. Как вы помните, наши стародавние князья и цари имели гаремы, иной раз  покруче турецких.
   Через свою гречанку Анахар познакомился с культурой Эллады. И так увлекся философией, что стал забывать о своем воинском предназначении. Он мечтал побывать на родине любимой наложницы. 
   Мечта сбылась, когда он надел царское ожерелье, то есть, унаследовал власть.
   Пользуясь неограниченными правами владыки Скифии, Анахар-царь мог позволить себе любой каприз. И позволил.
   Он едет в Афины. Поездку легко было осуществить. Учитывая, что его "резиденция"
располагалась на Днестре (древний Тирас), имела  порт и неплохие корабли, выход в море,
то уже через пару недель скифский царь воочию мог увидеть великолепные храмы и дворцы
столицы эллинов. Здесь он знакомится с поэтами, философами, политиками.
Греки поражаются образованности и уму  светлоглазого варвара. Слава о нем бежит впереди него.
   Анахарсиса, так называют его греки, тепло принимает великий Солон, один из первых законодателей Эллады, один из прадедов не менее великого Платона.
   Мы полагаем, что именно от Анахарсиса Солон впервые услышал красивую сказку о Золотом острове предков скифов, который под час страшных землетрясений провалился под землю.
Потом, будучи в Египте, Солон узнал, что этот остров называется Атлантида.
   
   Многие знаменитости Древней Греции почитают за честь принять у себя знаменитого скифа.
Месяц за месяцем, год за годом... Возвращаться не хотелось. Но связей с родиной  Анахар-царь не порывал.
   Неожиданно он получает весточку, что брат Савлий (современное Савелий) задумал лишить его власти. Готовится заговор.
   Пришлось с заоблачного Олимпа спуститься на грешную землю. Срочно выехать в Скифию.
   Морской путь пролегал мимо острова Кизик. Здесь корабль царя попал в шторм, да такой, что немедленно пристали к берегу.
   На острове шумел праздник богини Кибелы. Анахарсис стал не только свидетелем, но и
участником обряда, что запал ему на душу.
   
   Человек бесстрашный, воин  и царь по происхождению, распоряжавшийся судьбами  тысяч людей, он вдруг  прочувствовал всем своим нутром простую житейскую истину. Слава, богатство, войны за власть, за землю - все это ничтожно мало по сравнению с любовью.
С той любовью, что "крепка как смерть". Через нее раскрываются и сбываются умопомрачительные мечтанья. Слившийся с естеством великой Кибелы, познает тайны посмертного существования.
   Ошеломленный новыми для себя открытиями, Анахар-царь клянется, что ежели живым
доберется в родные пенаты - непременно станет поклоняться Кибеле, Великой матери людей.
   Его жертва была принята и царь благополучно добрался домой.

   Заговорщики притихли, когда царь неожиданно появился при дворе. Они ждали опалы, казни.
И были немало удивлены, что вместо властного, неулыбчивого и упрямого царя перед ними предстал добродушный и даже заботливый  человек.
   Новый царь страшно не понравился Савлию. Он не верил в его благожелательность. Наверняка, опять что-то задумал? И точно.
   В один прекрасный день Анахар-царь снова исчез из дворца. К слову сказать, в то время
у скифов были и города и палати, которые так и назывались: кремль. 
   
   Царь тайком уехал в Гилею - заповедную местность скифов. Она начиналась от низовий
Днестра на восток, включая древнюю область Киммерию.
   Разумеется, царь тирсов уехал в Гилею западную. Здесь росла священная роща, где были пруды и озера, были святилища с менгирами (сейчас эта часть Гилеи затоплена морем).
   На цветочной поляне Анахар-царь осуществил свой обет. Стал готовить обряд посвящения Кибеле.
   И позабыл обо всем на свете. Даже не догадывался, что завистливый брат  тихонько
следит за ним.
   Вот, что видит ошеломленный  Савлий.
   Царь, переодетый в греческий хитон, с маленьким изображением какой-то богини на груди, бьет в тимпаны, вопит, как одержимый. Кружится в диком танце, тем самым вводит себя
в сумасшедший экстаз. 
   Царь перенял чужие обычаи?!
   
   Если до сих пор наш простой великий народ воспринимает в штыки все новое, считая его чужеродным, то наши предки за измену обычаям отцов голову снимали с плеч!
   
   Машинально Савлий выхватывает стрелу. Меткий выстрел избавляет мудрого и неудачливого
царя от позора, а Савлия - от дилеммы "кому царствовать"?
   Тут же люди Савлия прикончили охрану Анахарсиса.
   А своим воинам, глядя им в глаза, Савлий сказал:" Царя ударила урага (это ядовитая змея), мы облегчили царю уход".

   Но правду не скроешь. Кто-то кому-то тихонько рассказал, и в народе из поколения в поколение переходила история о царе Анахаре, предавшего  дедовские обычаи.
   Скифы не простили Анахар-царю измены. Его имя, наверняка, забылось бы, как канули
в лету имена прочих отступников и предателей.
   Но помнили об Анахарсисе греки и при случае, повторяли его крылатые слова:
  " Каждый человек равен самому себе". 
   Третейский судья - история - расставила все по своим местам, как-бы говоря:
"Я отдаю свой голос за мудрость и новые знания." 
 


   


Рецензии