Дивный сон золотошвеи Розы

Жила-была крестьянская девочка-сирота Роза. Закончив дела по хозяйству, она садилась за своё любимое занятие – шитьё и рукоделие. И очень славно у неё всё получалось.
Как-то раз приснился Розе дивный сон. Летит она как птица и видит сверху большой дом с белыми колоннами, красивый сад с цветниками, пруд с лебедями и мостик через него. «К чему бы это»? – удивилась она. А сон снился снова и снова.
И тогда она решила изобразить своё видение на картине, вышитой крестиком. Быстро трудились её ловкие пальчики. Но когда дело подходило  концу, закончились синие нитки, которыми она вышивала пруд.
Роза собрала несколько своих изделий и отправилась в город. Добралась до знакомого лавочника, разложила перед ним товар, чтобы приценился.
А в тот день сама государыня-матушка решила по городу прокатиться, на народ подданный посмотреть, жизнью его поинтересоваться. Проезжая мимо одной лавочки, она велела кучеру остановиться и вошла в дверь. Лавочник, разговаривающий с Розой, побледнел и отвесил низкий поклон. Поклонилась и Роза, не сразу понявшая кто перед ней.
- Как идёт торговля? – спросила государыня.
Лавочник засуетился: «Ваше Величество, мастеровой народ мне на продажу свои изделия приносит. Вот извольте взглянуть. Горшки, кувшины, свистульки, матрёшки, прялки, подносы цветами писаные, плетение, шкатулки лаковые. Весь товар показал, в грязь не ударил.
Государыня посмотрела и восхитилась: «Ишь чего народ-то делает, а! Выбрав кое-что из товара, она обратила внимание на Розу: «А это что за девочка, дочка?» «Нет, сиротка из деревни, вышивальщица.  Принесла кое-что продать: кисеты, сумочки, пояса, рушники», - ответил лавочник.
«Хм-хм», - царица внимательно осмотрела вещи, выбрала сумочку, расшитую бисером, и спросила: «Так ты сирота?» «Да, Ваше Величество», - пролепетала Роза. «Молодец! Другие сироты побираются, иные воруют, а ты трудишься, сама себя содержишь. Приходи завтра во дворец, учиться будешь у моих мастериц золотошвейному делу. Приглянешься, будешь жить во дворце, нет – выгоню вон!»
Продав товар и купив что было нужно, Роза поспешила домой, она не знала, радоваться ей или огорчаться. Что с ней будет завтра и что потом? Вечером, закончив вышивку, собрала пожитки и утром  отправилась во дворец.
Мастерицы встретили её хорошо и у них было чему поучиться. Роза уже многое умела, но очень удивилась, узнав, что существует более ста способов шитья золотыми нитями. Она очень старалась и показала себя усердной и терпеливой ученицей. Как-то ей доверили вышить золотом сапожки маленькому царевичу. Тому так сапожки понравились, что он прибежал к Розе и подарил ей большую конфету.
Прошло несколько лет и из робкой девочки она превратилась в статную красавицу. Если она проходила по дворцу, на неё заглядывались все вельможи и офицеры. А слуги один за другим просили её руки. Но напрасно. Ей никто не был люб.
Как-то государыня из путешествия по Европе привезла с собой повара-француза Жака. Жак был лет шестидесяти, лысым, толстым и относился ко всем прочим поварам с лёгким презрением. Себя же он считал лучшим поваром в мире.
Увидев однажды Розу, он обомлел и через несколько дней сделал ей предложение. Роза отказала. Жак пожаловался царице: «Если этот русский красавица не стать моя жена, я есть уехать в Париж!»
Её Величество вовсе не собиралась расставаться со своим любимым поваром и вызвала Розу: «Что ты возомнила о себе, девчонка! Я же тебя на улице подобрала! Ты должна за счастье почитать, что Жак просит твоей руки!»
- Но помилуйте, государыня-матушка. Он ведь не то, что в отцы, в деды мне годится. Он такой неприятный, лысый, вредный, никого не уважает. Он не люб мне!
А в это время во дворце вовсю шли приготовления к свадьбе. Царь с царицей женили своего старшего сына. Розе было поручено расшить бархатное платье самой царицы. Получался дивный золотой узор из цветов, листьев и завитков. Работа подходила к концу.
Государыня топнула ногой.
- Мне наплевать люб он тебе или нет! Закончишь моё платье и тотчас принимайся за свадебное платье для себя. А не захочешь, на каторгу отправлю. Пошла вон, неблагодарная!
Вот и закончилась милость царская. На свадьбу царевича съехались именитые гости со всего света. И все они восхищались платьем Её Величества. Золотошвеям тоже разрешили поприсутствовать на балу, им накрыли отдельный стол. Только Роза сидела в своей комнатке и трудилась над злополучным платьем. Лишь на минутку, отлучась от дела, она заглянула в бальный зал, чтобы со стороны посмотреть на платье царицы. И тут её увидел один молодой человек, приехавший на свадьбу со своей матерью-княгиней. Он кинулся за девушкой и проводил её до самой комнаты, надеясь познакомиться.
«Роза меня зовут!» - сердито сказал та и захлопнула дверь перед его носом. За одну секунду юноша увидел на стене вышитую картину. Он хотел разглядеть эту картину повнимательней, постучал, но девушка попросила его уйти и не компрометировать её.
Веселились гости две недели. И вот наконец почти все разъехались. В гостиной пили чай государыня, её любимая подруга княгиня Мария и сын княгини Сергей, успевший кое-что разузнать о золотошвее Розе. Гостья уже который раз выразила свой восхищение платьем  царицы и тут юный князь предложил: «Матушка, а не заказать ли вам платье, с позволения государыни конечно, той самой золотошвее?»
«Можно, - кивнула царица. – Кстати, напомнили. Сегодня должна состояться свадьба этой самой золотошвеи Розы и повара Жака».
- Так ведь Жак для девушки старик! – удивился юный князь.
- Ну так что! Не могу же я терять этого повара, иначе он укатит в Париж. И кто тогда будет готовить мне устрицы? А пойду-ка я проверю, всё ли готово к свадьбе.
За царицей устремились княгиня и юный князь. У комнаты Розы нервно прохаживался Жак в чёрном фраке, цилиндре и белых перчатках. «Невеста не есть хотеть идти под венец!» - пожаловался он. А Роза плакала над готовым платьем и сквозь слёзы смотрела на картину, где дом с колоннами, сад, пруд, словно ждала, что какая-то добрая волшебница выйдет из этого дома и спасёт от ненавистного жениха.
Дверь открылась. Вошла царица и гости. «Хватит нюнить! -  возмутилась государыня, - жених заждался. Стерпится – слюбится!»
- Ваше Величество, - взмолилась Роза, - прошу вас, не невольте.
- Ещё чего! Благодарить должна, что я устраиваю твою жизнь!
Княгиня же смотрела то на девушку, то на картину на стене и стала догадываться о чём-то о своём. «Скажи, Роза, откуда у тебя картина с таким видом?» Девушка ответила: «Мне часто снился сон, что я лечу как птица и вижу с высоты дом, сад, пруд. И тогда я решила сделать эту вышивку».
Княгине стало немного дурно. Сын поспешил усадить её на стул и подал воды. «Расскажи мне о себе, ничего не утаивай». И вот что рассказала Роза.
- Я не родная дочь своей матери. Она была одинокой вдовой, детей не имела. Однажды (девушка назвала дату) поднялась буря, падали деревья. Вдруг всё стихло и она услышала с улицы плач ребёнка. Открыла дверь и увидела на крыльце ребёночка в одеяльце. Матушка очень обрадовалась и решила, что его принесли ангелы, чтобы она позаботилась о нём. Этим ребёночком была я. На пелёночке в уголке было вышито имя «Роза».
- Боже мой! – воскликнула княгиня. – Сохранились ли те вещи?
«Конечно». – Роза отыскала в шкафчике одеяльце и пелёнку и подала княгине. Взяв их, та заплакала навзрыд: «Доченька! Ты моя доченька Роза! Я потеряла тебя в тот самый проклятый день. Я гуляла с тобой в саду. Внезапно налетела буря. Я побежала домой, обо что-то споткнулась, упала и потеряла сознание. Очнулась, дочки нет. Мы искали тебя повсюду и не нашли. Но я всегда верила, что ты найдёшься. Как же ты красива, как похожа на меня юную. Обними же скорей меня и своего младшего брата!»
Государыня обрадовалась этим обстоятельствам не меньше княгини.
Роза вернулась в родной дом и обрела семью и счастье. А над незадачливым женихом Жаком потешалась вся прислуга, даже поварята хихикали вслед. Не выдержав насмешек, он укатил в Париж.
«Ну и ладно, без устриц обойдусь!» - решила царица.

                Рисунок Евгения Смирнова.


Рецензии